27.08.2012 3726

Формирование лексики у заикающихся дошкольников - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Изучение детей с нарушениями речи, а также накопленный опыт воспитания и обучения дошкольников с заиканием (М.Е. Хватцев, 1959; Р.Е. Левина, 1969, 1975; В.М. Шкловский, 1994; Т.С. Одинцова, 2000; В.И. Селиверстов, 2001; Н.А. Чевелева, 2001; Г.А. Волкова, 2003; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 2003 и др.) убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости их дальнейшего изучения, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса у детей с заиканием являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Кроме того, одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.

Несмотря на то, что исследования словаря у дошкольников проводились, специфика нарушений и особенности его формирования у детей, страдающих заиканием, изучены недостаточно полно.

Объектом исследования являлась лексическая сторона речи детей дошкольного возраста с заиканием.

Предмет исследования: процесс формирования словаря у дошкольников 5-6 летнего возраста с заиканием.

Проблема исследования: определение наиболее эффективных путей совершенствования логопедической работы по формированию различных сторон лексики у заикающихся дошкольников.

Цель исследования: разработка и апробация системы коррекционных приемов, направленных на развитие словаря заикающихся детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу для определения научно-теоретических основ и содержания методики констатирующего эксперимента.

2) Составить методику исследования лексики у дошкольников с заиканием.

3) Провести сравнительный анализ особенностей состояния лексики у заикающихся дошкольников и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4) Выявить специфические особенности словаря и его объем у заикающихся детей.

5) Разработать направления и содержание логопедической работы по формированию словаря.

6) Провести экспериментальное обучение в условиях специального детского сада для детей с нарушениями речи и выявить эффективность коррекционно-логопедической работы.

Для успешной реализации поставленных задач были использованы следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные (метод логического анализа).