27.08.2010 6442

Нарушения лексики у дошкольников с задержкой психического развития и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.

В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в бедности и неточности словаря; в нем редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др.), действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов. Исследователями [В.А.Ковшиков, Ю.Г. Демьянов, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович] отмечаются у дошкольников с ЗПР бедность словаря, резкое преобладание пассив¬ного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением.

Таким образом, нарушения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития, проявляющиеся на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, представляют актуальную проблему логопедии. Несмотря на имеющиеся в литературе данные, вопрос об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития является недостаточно изученным. Так, например, нерешенной остается проблема выявления следующих особенностей формирования различных аспектов лексики у дошкольников с задержкой психического развития: объема словаря, точности понимания и употребления слов, семантической структуры различных категорий слов (существительных, прилагательных, глаголов), синтагматических и парадигматических связей слова, организации лексико-семантических полей. Кроме того, недостаточно разработаны основы коррекционного обучения детей данной категории.

Исходя из сказанного, целью исследования является изучение особенностей активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработка методических рекомендации к коррекционно-логопедической работе по развитию словаря у детей данной категории.

Задачи исследования:

1) проанализировать специальную психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) экспериментально изучить состояние и особенности активного словаря у дошкольников с ЗПР;

3) разработать методические рекомендации к логопедической работе, направленной на развитие и коррекцию лексического строя речи у дошкольников с ЗПР с учетом выявленных нарушений.

Объект исследования - лексическая сторона речи дошкольников с задержкой психического развития.

Предметом исследования является уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Проблема исследования заключается в определении оптимальных путей и содержания логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в расширении и уточнении представлений об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития.

Практическая значимость работы определяется целенаправленным исследованием особенностей активного словаря у детей с задержкой психического развития и определением на этой основе задач, последовательности, специфики, организации и содержания логопедической работы по коррекции лексики у детей с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования. Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлении задержки психического развития, можно предположить, что в дошкольном возрасте у детей данной категории на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности обнаруживается своеобразие и в развитии лексического строя речи. Целенаправленная систематическая работа по коррекции лексических нарушений будут способствовать не только развитию лексики у детей с задержкой психического развития, но и поможет значительно обогатить словарный запас детей, развить у них наблюдательность над словами, пробудить интерес к языку и подготовить к успешному обучению в школе.