27.08.2010 5554

Логопедическая работа по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связано с формированием восприятия, памяти и других психических процессов. В свою очередь лексическая система речи оказывает существенное влияние не только на речевое развитие в целом, но и на формирование познавательной деятельности ребенка, так как именно значение слова, по мнению Л.С. Выготского (1934), является единицей речевого мышления.

Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений об окружающей действительности. Расширение представлений ребенка об окружающем мире происходит при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности, а также посредством общения со взрослыми. Речевая деятельность взрослых, их общение с ребенком является важнейшим условием его психического развития. Одним из значимых факторов успешности речевого общения является сформированность лексики.

Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

Особенности нарушений лексики отмечаются у детей с различными формами речевой патологии: у детей с алалией (М. Брыла, 1989; В.К. Воробьева, 1973, 1983; Б.М. Гриншпун, 1979; Г.В. Гуровец, 1973; В.А. Ковшиков, 1994; Л.Ф. Спирова, 1980; С.Н. Шаховская, 1975), со стертой дизартрии (Л.В. Лопатина, 1994, 2001; Н.В. Серебрякова 1989, 1993), с дизартрией при ДЦП (Н.Н. Малофеев, 1995; Н.В. Симонова, 1985; Л.Б. Халилова, 1984, 1986); с задержкой психического развития (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003). Однако сравнительных исследований нарушений лексики и особенностей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза в настоящее время недостаточно. В то же время сравнительное изучение особенностей словаря дошкольников с ОНР имеет большое значение для дифференциальной диагностики нарушений речи, а также для совершенствования дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы с этими детьми.

Таким образом, сравнительное изучение особенностей нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза и разработка дифференцированных методов их коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.

Объектом исследования является процесс формирования лексики у дошкольников с нарушенным речевым развитием.

Предметом исследования являются особенности овладения лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза (моторная алалия и стертая дизартрия).

Целью исследования является совершенствование коррекционно-логопедического воздействия по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе выявленных особенностей лексики.

В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи исследования:

1. Провести обзор логопедической, психологической, психолингвистической литературы по проблеме исследования.

2. Определить научно-теоретические основы и содержание методики исследования лексики.

3. В сравнительном плане изучить особенности лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза и детей с нормальным речевым развитием.

4. Выявить общие закономерности и специфические особенности нарушений лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза.

5. Разработать дифференцированную методику коррекционно-логопедического воздействия по формированию лексической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

6. Апробировать в процессе обучающего эксперимента методику формирования лексики, проверить ее эффективность.

Для реализации поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева): организационные методы (сравнительный, комплексный); эмпирические методы (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации); количественные и интерпретационные методы.

Проблемой исследования является оптимизация логопедической работы по коррекции нарушений лексики у дошкольников с речевой патологией.

Теоретическая значимость исследования. Сравнительное экспериментальное исследование позволяет выявить специфику нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза, углубить и расширить научные представления о характере нарушений лексики у дошкольников с различными формами речевой патологии, уточнить симптоматику речевого дефекта у этих детей.

Практическая значимость. Изучение нарушений лексики у детей с общим недоразвитием речи различного генеза позволяет разработать дифференцированную методику коррекции нарушений лексического строя речи.

Гипотеза. Учитывая этиологию, механизмы и структуру речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза, можно предположить, что дифференцированное и целенаправленное формирование лексики, учитывающее общие и специфические проявления нарушений лексики, будет способствовать более эффективной коррекции нарушений развития лексического строя у данной категории детей.