Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
Актуальность. Вопросы, связанные с развитием речи у детей и с овладением ими структурными параметрами лексических единиц в процессе их восприятия и проговаривания, являются важными в психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогике, коррекционной педагогике.
В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. В исследованиях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт определены особенности усвоения слогового состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова. В исследованиях Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, Е.Ф. Соботович, ОН. Усановой, Т.Б. Филичевой, M.E. Хватцева, С.Н. Шаховской выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа. В работах Н.Ю. Сафонкиной, З.Е. Агранович, Г.Г. Голубевой, А.К. Марковой, Т.А. Титовой, Н.С. Четверушкиной определены пути преодоления имеющихся дефектов слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Наряду с достаточным количеством исследовательского материала по проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с различными формами речевого дизонтогенеза, теория и практика логопедической науки располагает недостаточными данными об особенностях рассматриваемого процесса у младших дошкольников с нарушениями речевого развития. Остаются недостаточно решенными вопросы, отражающие пути и методы коррекции нарушений слоговой структуры у детей 4-5 лет.
Необходимость решения обозначенных вопросов в теоретическом и практическом планах определяет актуальность темы исследования и ее проблему.
Объектом исследования является устная речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а предметом исследования – нарушение слоговой структуры слова у данной категории детей.
Целью исследования является разработка оптимальных методов и средств коррек¬ции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы в области современной лингвистики, психолингвистики, психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики, логопедии.
2) Определить содержание методики исследования восприятия и воспроизведения слов различного слогового состава.
3) Провести констатирующий эксперимент.
4) Проанализировать экспериментальные данные и выявить особенности восприятия и произношения слов различного слогового состава у дошкольников пятого года жизни с общим недоразвитием речи.
5) Определить основные направления коррекционно-логопедической работы по усвоению слоговой структуры слова и формированию предпосылок ее становления.
6) Апробировать в практике ДОУ систему коррекционно-логопедической работы и определить эффективность формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:
– теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме);
– праксиметрические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение необходимой документации);
– эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование);
– практико-экспериментальные (постановка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов);
– количественные и интерпретационные (количественный анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования).
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем:
– расширены теоретические представления о несформированности слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи;
– составлен и апробирован комплекс диагностических методик для выявления особенностей восприятия и произношения слов различной слоговой структуры у детей пятого года жизни с ОНР;
– выявлены особенности нарушений восприятия и воспроизведения слоговой структуры слов в зависимости от этиопатогенеза общего недоразвития речи;
– представлены основные направления работы по формированию слоговой структуры слова у данной категории детей с учетом ее несформированности и проверена эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы.
Положения, выносимые на защиту:
1) Овладение слоговой структурой слова имеет незаконченный характер у всех детей с ОНР и выражается в полиморфном характере нарушений (добавления, сокращения, замены и уподобление слогов и звуков).
2) У дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития выявляются различные характер и степень проявления индивидуальных показателей несформированности слоговой структуры слова. При моторной алалии искажения слоговой структуры носит более выраженный характер, отмечается сочетание разных типов искажений в рамках одного слова.
3) Нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры не зависит от предложенного речевого материала, искажения встречаются как в простых, так и сложных по своей звукослоговой структуре словах.
4) Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основного коррекционного этапа, а также использование двух направлений коррекции (на невербальном и на вербальном материале) является эффективным средством преодоления нарушений слоговой структуры у детей с ОНР.