27.08.2010 10139

Особенности мелкой моторики и ее коррекция у дошкольников с общим недоразвитием речи - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность исследования. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В то же время анализ литературы (В.И. Бельтюков, 1977, 1981; О.С. Бот, 1983; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1985; В.А. Ковшиков, 1985; Е.М. Мастюкова, 1981; Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1989; и др.) показал, что подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с ОНР, тогда как вопросы развития у данной категории дошкольников мелкой моторики не нашли должного изучения. Поэтому представляется актуальным экспериментально установить, как соотносится между собой мелкая моторика руки и речевое развитие у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении, на наш взгляд, является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития движений руки, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовки детей к обучению в школе.

В целом актуальность выбранной темы исследования обусловлена такими факторами, как:

– значимостью сформированности мелкой моторики в речевом и умственном развитии ребенка, в подготовке детей к обучению письму;

– необходимостью всестороннего исследования особенностей тонкой моторики у дошкольников с ОНР с целью определения специфики и степени выраженности ее отклонений;

– необходимостью своевременной организации коррекционной, профилактической и развивающей работы, направленной на нормализацию и развитие тонкой моторики с целью более качественной подготовки детей с речевыми нарушениями к школьному обучению.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему исследования – выявить особенности мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи и определить наиболее эффективные средства, обеспечивающие развитие моторной и речевой сфер детей.

Объектом исследования является нарушение мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования - процесс преодоления недоразвития мелкой моторики рук, стимулирующий развитие речи у дошкольников с ОНР.

Основной целью исследования являлось определение специфических особенностей и степени выраженности отклонений в развитии мелкой моторики рук дошкольников с общим недоразвитием речи, а также создание системы работы, направленной на развитие моторной и речевой сфер у данной категории детей.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента.

2. Разработать методику оценки уровня сформированности мелкой моторики и речи у дошкольников 6-6,5 лет.

3. Изучить особенности мелкой моторики рук и сенсомоторного компонента речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4. Определить зависимость между уровнем речевого развития и степенью сформированности моторных компонентов у детей с ОНР.

5. Разработать и апробировать систему специальной работы по коррекции и развитию моторной и речевой сфер дошкольников с ОНР, оценить ее эффективность.

Методы исследования:

– изучение и анализ общей и специальной литературы;

– изучение медико-педагогической документации (медицинских карт детей, педагогических характеристик, речевых карт);

– констатирующий эксперимент (наблюдение за детьми, изучение ручной моторики и речи);

– обучающий эксперимент, направленный на формирование моторных качеств дошкольников с ОНР;

– контрольный эксперимент, направленный на оценку эффективности коррекционно-логопедической работы;

– количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Гипотеза исследования. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляется недоразвитие и качественное своеобразие формирования мелкой моторики, взаимосвязь между степенью выраженности речевого недоразвития и степенью выраженности моторных нарушений, а также взаимосвязь между сенсомоторным уровнем речи и моторным развитием. При этом эффективность коррекционно-логопедической работы повысится при создании системы работы, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики.