27.08.2010 5899

Нарушения психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Одним из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи, в основе которой лежит очаговая неврологическая микросимптоматика (Е.М. Мастюкова, Н.В. Ипполитова, 1977).

Симптоматика этого расстройства речи чрезвычайно многообразна. К дизартрическим расстройствам относятся такие нарушения речи, при которых страдает не только произношение звуков, но и другие ее фонетические компоненты - темп, выразительность, модуляция голоса, а также дыхание. Наряду с этим у детей со стертой дизартрией довольно часто наблюдаются нарушения как артикуляционной, так и общей и ручной моторики, отклонения в произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности их переключения и автоматизации. В то же время исследователи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен не только обладать определенным уровнем развития познавательных процессов, но и иметь соответствующее возрасту речевое и моторное развитие. И это не случайно, ведь нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях.

Психомоторика относится к высшим психическим функциям. По определению В.В. Никандрова (2004, с.3), «психомоторика (от греч. psyche - душа и movere - двигаться) - это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.». Движения способствуют физическому развитию и оздоровлению ребёнка: развивают физические качества, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Содействуют формированию красивой, правильной осанки, обогащению сенсорного опыта, нравственно-волевому развитию детей, самоутверждению личности ребёнка (А.И. Быкова, 1960). Развитая психомоторика способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности (М.Ю. Кистяковская, 1980). Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер (Е.Н. Вавилова, 1986). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (М.М. Кольцова, 1973).

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена многими факторами, и, в частности:

– значимостью двигательной системы в нервно-психическом и речевом развитии ребенка;

– наличием у дошкольников в синдроме стертой дизартрии особенностей моторного развития, усугубляющих проявления речевого дефекта;

– необходимостью совершенствования методов и приемов коррекционно-педагогической и логопедической работы по развитию у детей с речевыми нарушениями всех сторон двигательной сферы, что в целом будет способствовать повышению эффективности преодоления речевого дефекта.

Объект исследования – нарушение психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования – процесс коррекции нарушений психомоторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в системе логопедической работы.

Целью исследования являлось выявление качественного и уровня сформированности своеобразия общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией и определение наиболее эффективных путей и методов коррекции нарушений психомоторных функций у данной категории детей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) Изучение специальной психолого-педагогической, логопедической и методической литературы по теме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование и разработка методики изучения психомоторных функций у дошкольников.

3) Определение уровня сформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием и сравнительная характеристика состояния психомоторных функций у дошкольников двух групп.

4) Разработка и апробирование комплекса методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленного на коррекцию выявленных нарушений психомоторики у детей со стертой дизартрией.

5) Определение эффективности коррекционно-логопедической работы.

Методы исследования: 1. Теоретические (анализ литературы по теме исследования). 2. Организационные (организация эксперимента, отбор детей, выбор базы исследования). 3. Биографические (сбор анкетных и анамнестических данных, представленных в медицинских картах и педагогической документации). 4. Эмпирические (наблюдение, констатирующий формирующий и контрольный эксперименты, тестирование). 5. Сравнительные (сравнение полученных результатов у детей экспериментальной и контрольной групп; сравнение результатов до и после коррекции). 6. Количественные (количественная обработка данных эксперимента). 7. Интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов).

Теоретическая значимость исследования: уточнение и расширение представлений об особенностях психомоторики у детей со стертой дизартрией.

Практическая значимость исследования заключается:

1) в экспериментальном исследовании особенностей нарушения психомоторики у дошкольников со стертой дизартрией;

2) в сравнении уровня сформированности общей, тонкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием;

3) в определении путей коррекции и основных направлений коррекционно-логопедической работы по эффективному развитию психомоторных функций у детей с нарушением речи.

Проблема исследования - определение оптимальных путей коррекции выявленных нарушений психомоторики у детей со стертой дизартрией в системе логопедического воздействия.

Гипотеза исследования: учитывая взаимосвязь речевой и двигательной сфер, можно предположить, что у дошкольников со стертой дизартрией имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности психомоторики. При целенаправленной логопедической работе и включении в нее специального раздела по коррекции выявленных нарушений психомоторики может быть достигнута положительная динамика в развитии психомоторных функций у данной категории детей.