28.08.2010 7184

Выявление и коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфии) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Категория школьников с задержкой психического развития является очень многочисленной среди современных учащихся и вызывает особый интерес у специалистов из разных областей науки: физиологов и клиницистов, психологов и нейропсихологов, дефектологов и логопедов, педагогов. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Однако, несмотря на свою неоднородность, задержки психического развития у детей имеют общие черты, которые и позволяют выделить их в определенную категорию. Так, к специфическим проявлениям ЗПР относятся: трудности в обучении, низкий уровень мотивации познавательной деятельности, недостаточность ее организованности и целенаправленности и др. Физиологическое, социальное психическое развитие детей с ЗПР не соответствует возрастной норме.

Кроме того, большинство детей с ЗПР младшего школьного возраста, в силу своих психофизиологических особенностей, характеризуется недостаточной сформированностью предпосылок к овладению письмом, что и является, в конечном итоге, пусковым механизмом возникновения дисграфии. Нарушения письма у детей с ЗПР проявляются в большей мере как комплексные расстройства деятельности, а не «узко локализованные», отражаемые в письме нарушения каких-либо компонентов речевой функциональной системы. Эта специфичность дисграфии у категории школьников с ЗПР представляет особый интерес в отношении ее изучения и организации коррекции.

Актуальность темы исследования обусловлена также большой распространенностью среди учащихся с ЗПР нарушений овладения письмом. Так, по данным А.Н. Корнева (2003), дисграфия выявляется у 6-7% учащихся общеобразовательной школы в возрасте 7-9 лет. Эти цифры значительно увеличиваются, когда речь идет о школьниках, обучающихся в специальных школах. Как указывает А.Н. Корнев (2003), у 35-40% учеников школы VII вида встречаются стойкие специфические нарушения письма.

По данным В.И. Ляудис, И.П. Негурэ (1994), нарушение письма оказывает отрицательное влияние на психическое, речевое развитие ребенка, на его эмоциональную сферу, поэтому возникает необходимость оптимизации процесса обучения письму детей с задержкой психического развития, совершенствования диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, необходимость разработки дифференцированных подходов к детям с различными аномалиями развития с учетом механизма нарушений и преобладающего вида дисграфии, что в целом будет способствовать решению проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи.

Проблема исследования - определение эффективных направлений логопедического воздействия по устранению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.

Объектом исследования является письмо младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет исследования - состояние и особенности базовых компонентов процесса письма (речевых и неречевых функций) учащихся начальных классов с задержкой психического развития.

При исследовании нарушений письма у младших школьников с ЗПР были поставлены следующие цели:

1) Сравнительный анализ состояния речевых и неречевых функций, являющихся ведущими в образовании навыка письма, у младших школьников с ЗПР и учащихся общеобразовательной школы.

2) Выявление симптоматики и степени выраженности нарушений письма у младших школьников с ЗПР.

3) Разработка методических рекомендаций по совершенствованию логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии учащихся с ЗПР.

Для достижения вышеперечисленных целей в работе были определены следующие задачи:

1) Изучение литературных данных по проблеме исследования с целью научно-теоретического обоснования методики констатирующего эксперимента.

2) Определение содержания методики констатирующего эксперимента, выбор необходимого речевого и дидактического материала.

3) Выявление механизмов и симптоматики нарушений письма у младших школьников с ЗПР в сравнении с учащимися, имеющими нормальное психическое развитие.

4) Составление методических рекомендаций по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР.

Для исследования письма у младших школьников были использованы методы, предложенные В.Б. Ананьевым: 1. Организационные (сравнительные). 2. Эмпирические: - обсервационные (наблюдение), психодиагностические (беседа), биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий психолого-педагогический эксперимент). 3. Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

1) Исследование процесса письма у детей с задержкой психического развития позволит уточнить и расширить представления о симптоматике, степени выраженности и механизмах дисграфии у данной категории школьников.

2) Экспериментальное изучение структуры и механизмов расстройства письма у учащихся с ЗПР позволит обосновать и разработать методические рекомендации к проведению коррекционно-логопедической работы, направленной на коррекцию дисграфии.