04.02.2010 8278

Основные законы (принципы) развития движений

В работе Е. М. Мастюковой (1997) определяются основные законы (принципы) развития движений:

Закон преемственности функций. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6-7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Однако эта функция формируется только после умения держать голову и выпрямлять спину. Индивидуальные сроки появления отдельных двигательных новообразований могут изменяться, но последовательность их становления постоянна.

Закон перекрытия стадий. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6 месячный малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыками сидения. При заболеваниях в наиболее уязвимой позиции оказываются развивающиеся функции, то есть страдают в первую очередь осваиваемые функции.

Закон последовательной дифференциации. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия туловища.

Цефало-каудальный закон. Этот закон определяет последовательность включения различных частей тела в «работу»: развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям. Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.

Проксимо-дистальный закон. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, то есть движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуется раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, контроль над движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.

– Помимо этих основополагающих законов М.М. Семаго (2000) выделяет еще один важный принцип развития движений - закон основной оси, в соответствии с которым движения ребенка совершенствуются в плоскости, параллельной его основной оси, средней линии тела (то есть позвоночника). Отсюда понятно, что плоскость основной оси может быть как горизонтальной (когда ребенок лежит), так и вертикальной, когда он садится или встает.

Следует отметить, что первые два закона (принципа) являются основополагающими не только для формирования двигательной активности, но и для всего психического развития в целом. При этом знание законов развития движений важно еще и потому, что эффективность коррекционных программ зависит в большой степени от того, насколько этим законам следует в своей работе с моторикой ребенка специалист.

Список литературы:
1) Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М., 1997. - 304 с.
2) Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000. - 136 с.