28.08.2010 9289

Логопедическая работа по коррекции нарушений чтения (дислексии) у младших школьников общеобразовательной школы - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых важных для школьного обучения, поскольку чтение и письмо, будучи одной из целей начального обучения, в дальнейшем превращается в средство получения знаний и саморазвития.

Дислексия, являясь достаточно распространённым речевым нарушением у учащихся младших классов общеобразовательной школы, создаёт значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку, но и по другим учебным дисциплинам. При отсутствии своевременной диагностики и эффективной коррекционной работы нарушения письменной речи отрицательным образом скажутся на дальнейшем развитии познавательных способностей детей, на формировании и совершенствовании их личностных качеств.

Распространённость нарушений чтения среди учащихся общеобразовательной школы довольно велика. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. В отечественных исследованиях, по данным А.Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7-8 летнего возраста.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в преодолении у детей трудностей в овладении навыком чтения. По данным исследователей И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой , при выявлении дислексии в 1-2-м классе чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 3-м классе это происходит в 46%, в 4-м - 42%, в 5-7-м классе - в 10 - 15% случаев. Таким образом, чем позже обнаруживаются нарушения чтения, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. То есть коррекция дислексии наиболее успешна при раннем её выявлении.

Симптоматика дислексий широко освещена в специальной литературе, в частности в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др. Однако разработка целенаправленных методов коррекции нарушений чтений не нашла достаточного отражения в научных публикациях. В связи с этим мы считаем целесообразным обратиться к проблеме изучения и формирования навыка чтения у учащихся массовой школы, что позволит уточнить понимание механизмов трудностей в овладении чтением и определить эффективные методы их коррекции.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: чтение учащихся общеобразовательной школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень сформированности у учащихся младших классов речевых и неречевых психических функций, являющихся ведущими в процессе чтения.

ЦЕЛЬЮ исследования является изучение трудностей в овладении процессом чтения младшими школьниками общеобразовательной школы и разработка методических рекомендаций к коррекционно-логопедической работе, направленных на их преодоление.

В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ:

1) Проанализировать и обобщить литературные данные по проблеме исследования.

2) Подобрать методики изучения симптоматики и механизмов дислексии.

3) Экспериментально изучить особенности речевых и неречевых психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.

4) Исследовать своеобразие процесса овладения чтением учащимися 2 класса массовой школы, а именно сформированность у них таких характеристик чтения, как скорость, способ, правильность, выразительность и понимание прочитанного.

5) Разработать методические рекомендации по формированию навыка чтения у младших школьников массовой школы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в расширении представлений о симптоматике и механизмах нарушения чтения и о методах и приемах формирования навыка чтения у младших школьников общеобразовательной школы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в возможности использования его результатов при усовершенствовании методов и приемов преодоления трудностей в овладении чтением детьми в условиях школьного обучения.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) У учащихся общеобразовательной школы часто отмечается качественно неоднородная несформированность неречевых и речевых психических функций, обеспечивающие процесс чтения в норме.

2) Характер соотношения этих нарушений определяет различную структуру нарушений чтения у младших школьников.

3) Учет выявленных особенностей позволяет сформулировать основные направления и задачи коррекционно-логопедической работы по предупреждению и коррекции нарушений чтения у школьников, включающей взаимосвязанное развитие устной речи и психических компонентов.