28.08.2010 4237

Особенности логической операции классификации у младших школьников с дисграфией - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младших школьни¬ков, в частности ее познавательной сферы. Мышление че¬ловека характеризуется активным поиском связей и отно-шений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение непосредственно не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных условных связей), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несуще¬ственного и отличает мышление как познавательный про¬цесс от восприятия и ощущения (А.З. Зак, 1992, с.5).

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при овладении письменной речью. Без выявления причин этих трудностей, которые носят в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в усвоении письменной речи и обучении в целом, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними про-явлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внеш¬ними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе раз¬ных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители может быть след¬ствием разных причин несформированности: собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыс¬лительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия ка¬ких-либо личных проблем.

А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как пло¬хая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач и конечно, нарушение письма (дисграфия), может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность какой-либо мыслительной операции (Н.П. Локалова, 2001, с.5). Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию - человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику. В то же время как отмечают многие исследователи (Р.Е. Левина, Б.Г. Ананьев, И.Н. Садовникова, А.П. Воронова, А.Н. Корнев, В.А. Ковшиков, О.Н. Усанова, Н.П. Локалова, Л.Г. Парамонова, Е.Ф. Соботович, А.В. Ястребова, А.А. Тараканова, Р.И. Лалаева и др.) у детей с нарушениями речи наблюдается недоразвитие разных видов мышления, слабость мыслительных процессов, своеобразие мыслительных операций.

Кроме того, необходимо отметить, что исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина и многих других показали, что логическая классификация является одной из немногих фундаментальных операций мышления, образующих своего рода «стержень» умственного развития ребенка. Овладение операцией классификации, следовательно, представляет собой весьма значимый, весомый критерий оценки мыслительной деятельности, а анализ ее в школьном возрасте у детей с речевой патологией представляет не только большой теоретический, но и практический интерес, диктуемый задачами школьного обучения.

В процессе овладения письмом и орфографией большую роль играет умение систематизировать, классифицировать языковые единицы на основе выделения различных критериев и распределения языковых единиц в определенную систему с учетом одного или ряда критериев. Таким образом, операция классификации помогает овладеть системой языка, языковых правил, в том числе и правил орфографии. В связи с этим формирование операции классификации будет положительно влиять на овладение письменной речью в целом, на овладение фонематическим и морфологическим принципами правописания. Вместе с тем в отечественной литературе недостаточно разработан вопрос об особенностях классификации у детей с дисграфией.

Все вышесказанное и определяет актуальность изучения операции классификации у школьников с дисграфией.

Проблема исследования заключается в поиске эффективных средств коррекции и развития мыслительных операций у младших школьников с дисграфией.

Объектом изучения является психическое развитие младших школьников с дисграфией.

Предмет исследования – мыслительная операция классификации у учащихся с дисграфией.

Целью исследования является выявление особенностей логической операции классификации у младших школьников с дисграфией и разработка методических рекомендаций к коррекционной работе.

Для эффективного достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1) Изучение и анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

2) Определение методики экспериментального исследования.

3) Выявление особенностей мыслительной операции классификации у младших школьников 7-8 лет с дисграфией.

4) Разработка методических рекомендаций к проведению коррекционной работы по развитию мыслительных операций у младших школьников, испытывающих трудности в овладении письменной речью.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

- оно дает возможность углубить знания об особенностях психического развития учащихся начальных классов с трудностями в овладении письменной речью.

- на основании экспериментального изучения выявлены особенности логической операции классификации у учащихся с дисграфией;

- дана сравнительная характеристика состояния логической операции классификации у детей 7-8 лет с дисграфией и их сверстников без нарушений.

Практическая значимость определяется возможностью разработки основных направлений и содержания коррекционно-развивающего обучения, направленного на развитие мышления у учащихся с дисграфией.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мыслительные операции у детей с дисграфией имеют определенные особенности, которые необходимо учитывать в коррекционно-образовательном процессе.