28.08.2010 7186

Нарушения мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности детей, в частности ее познавательной сферы. «Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных связей, условных), на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения» [А.З. Зак, 1994, с.5].

Осуществляя мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию - человек приобретает новые знания. Использование языковых средств позволяет выйти за пределы чувственного познания, овладеть системами понятий. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить данные своего сенсорного опыта, устанавливать причинно-следственные зависимости между явлениями, делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику. В то же время как отмечают многие исследователи [Р.Е. Левина, 1968; Р.А. Белова-Давид, 1969; Л.Н. Ефименкова, 1985; Л.Ф. Спирова, 1985; Е.Ф. Соботович, 1989; А.П. Воронова, 1994; А.Н. Корнев, 1994; Н.В. Серебрякова, 1997; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999 и др.] у детей с общим недоразвитием речи наблюдается недоразвитие разных видов мышления, слабость мыслительных процессов, своеобразие мыслительных операций. Так, например, позднее формирование словесной речи у детей с нарушениями приводит к недоразвитию образности, отсутствию умении синтезировать части предмета в целостный образ. У детей с ОНР отмечаются недоразвитие словесного опосредствования, нарушения речевой регуляции деятельности в целом. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи в значительной степени страдают умозаключения и. рассуждения, которые характеризуются стереотипией, шаблонностью, банальностью. Отмечается недостаточность мыслительных операций обобщения, абстрагирования, страдает процесс формирования и сравнения понятий [А.П. Воронова, 1994].

Как отмечает Н.В. Серебрякова [1997], одним из проявлений нарушений познавательной деятельности у детей с ОНР является несформированность различных мыслительных операций. В связи с этим в процессе логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо развивать различные логические операции: классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, родовидовые отношения, отношения часть-целое, противопоставления и др.

В то же время при всей многогранности исследований, посвященных изучению детей с ОНР, а также анализу различных сторон их психологического развития, особенностям мышления детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи в специальной литературе уделено недостаточно внимания. Это и определяет актуальность выбранной темы работы.

Объектом исследования является мышление учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи (третьего уровня развития речи по Р.Е. Левиной).

Предмет исследования: особенности мыслительных операций у данной категории младших школьников.

Проблема исследования - определение и обоснование содержания психолого-педагогической работы по совершенствованию мыслительных операций младших школьников с ОНР в системе логопедического воздействия.

Цель исследования - изучение специфических особенностей мыслительных операций младших школьников с ОНР и разработка методических рекомендаций по коррекции их недостаточности в системе комплексного логопедического воздействия по устранению общего недоразвития речи.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования были определены следующие задачи:

1) Анализ психологической, психолингвистической и логопедической литературы, освещающей состояние проблемы исследования.

2) Теоретическое обоснование и разработка методики констатирующего эксперимента.

3) Проведение констатирующего эксперимента.

4) Сравнительный анализ состояния мыслительных операций у младших школьников с ОНР и без речевой патологии.

5) Определение соотношения уровня сформированности мыслительных операций со степенью выраженности речевого недоразвития и с этиопатогенезом ОНР.

6) Обоснование принципов методики логопедической работы, подбор методов и приемов формирования мыслительных операций в процессе коррекции общего недоразвития речи у учащихся младших классов.

В процессе исследования используются эмпирические методы: обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа с логопедом); количественный метод, качественный анализ полученных данных и их обработка; интерпретационные методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:

– оно дает возможность углубить знания об особенностях психического развития учащихся начальных классов с недоразвитием речи;

– на основании экспериментального изучения выявлены особенности мыслительных операции у детей 7-8 лет с общим недоразвитием речи;

– дана сравнительная характеристика состояния мыслительных операций у младших школьников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием;

– выяснена взаимосвязь этиопатогенеза ОНР с недостаточностью мыслительных операций у младших школьников;

– определены пути коррекции недостаточности мыслительных операций у детей с ОНР, что может способствовать повышению эффективности преодоления данного речевого расстройства.

Гипотеза исследования: учитывая тесную связь психического и речевого развития, мы предполагаем, что у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности и качественно неоднородные нарушения в развитии мыслительных операций, которые следует учитывать при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление данного речевого расстройства.