28.08.2010 9007

Нарушения межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаи-моотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении младшего школьника.

Сфера межличностного общения в младшем школьном возрасте за последние годы привлекала внимание многих иссле-дователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенно-сти, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социоло¬гов [Б.Д. Парыгин, 1971; И.С. Кон, 1978], психологов и педагогов в об¬ласти возрастной и детской психологии [Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова 1967; Я.Л. Коломинский, 1976, 1981; Л.Ф. Обухова 1996; В.А. Дубровина И.В. 2000]. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Важнейшим звеном развития ребенка в рассматриваемый период является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте наиболее высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия.

Обобщая опыт таких авторов как В.Е. Каган [1984], Е.В. Новикова [1985], С.Н. Зинченко [1990], Н.П. Локалова [1992], А.М. Прихожан [2001] и др. компонентами социально-психологической адаптации младших школьников шко¬лы можно считать: эффективность учебной деятельности; усвоение школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие.

В то же время Т.А. Шилова [1995], Е.И. Рогов [1999], Л.С. Славина [2002] и др. в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важной, а часто и единственной, причиной социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстника¬ми. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий нала-дить с ними контакт, может потерять интерес к учебе, у него может развиться стойкое отри¬цательное отношение к школе вообще. И особенно значимо данное утверждение применительно к детям с задержкой психического развития.

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми [М.С. Певзнер, 1972].

Исследования педагогов и психологов показывают, что детей с задержкой психического развития отличают особенности поведения, общения и отношения к учению. Каждый ученик в таком классе требует к себе индивидуального подхода в силу того, что все они имеют разные причины, обусловившие данные особенности. Как правило, наряду с диагнозом ЗПР, психологи ставят таким ученикам диагноз – “школьная дезадаптация”.

Детям с ЗПР, у которых нарушены нормальные взаимоотношения с одноклассниками, слабая успеваемость, не развиты познавательные интересы, проявить себя в положительном нелегко. Многие ощущают чувство одиночества, отчужденности, тревожности. Отсутствие глубоких эстетических интересов и потребностей, приводит к тому, что такой ребенок может быстро попасть под влияние, воздействие своих товарищей [И.М. Соловьева, 1966].

В то же время отечественные и зарубежные педагоги, изучавшие особенности общения школьников c ЗПР, пришли к выводу, что учащиеся данной категории имеют определенные потенциаль-ные возможности развития навыков общения и самостоятельности.

Сегодня, несмотря на значимость проблемы, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников с ЗПР, а на практике нередко не учитываются психические и познавательные особенности детей данной категории.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности;

– в-третьих, наличием особенностей межличностных отношений у детей с задержкой психического развития;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в психолого-педагогической практике.

Исходя из вышесказанного, предметом исследования явились особенности межличностных взаимодействий детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учащиеся младших классов общеобразовательной школы и школы 7 вида в возрасте 9-10 лет.

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития и определить пути их коррекции.

Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую, специальную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить процесс формирования межличностных взаимодействий у детей, отличающихся уровнем психического развития;

3) выявить характерные отличия в коммуникативных способностях и межличностных отношениях у детей с ЗПР и их сверстников с нормальным психическим развитием;

4) определить основные пути коррекции и оптимизации межличностных отношений детей с задержкой психического развития.

В процессе исследования используются методы: анализ и обобщение литературных источников; обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (анкеты, беседы); праксиметрический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный метод (математико-статистическая обработка данных), интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дало возможность углубить и расширить имеющиеся представления о специфике формирования и развития межличностных отношений у детей с задержкой психического развития.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей нарушений межличностных взаимодействий младших школьников с задержкой психического развития;

2) сравнением состояния межличностных отношений у детей 9-10 лет с ЗПР и их сверстников с нормальным психическим развитием;

3) изучением зависимости межличностных взаимодействий младших школьников от уровня их психического развития;

4) определением основных направлений и содержания коррекционной работы по оптимизации межличностных взаимодействий учащихся младших классов с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлениях задержки психического развития, можно предположить, что у младших школьников данной категории имеются различные нарушения межличностного общения. Учет данных особенностей позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию конструктивных межличностных отношений у детей с ЗПР.