28.08.2010 11018

Особенности межличностного общения младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаи-моотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении младшего школьника.

Сфера межличностного общения в младшем школьном возрасте за последние годы привлекала внимание многих иссле-дователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенно-сти, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социоло¬гов [Б.Д. Парыгин, 1971; И.С. Кон, 1978], психологов и педагогов в об¬ласти возрастной и детской психологии [Д.Б. Эльконин, Т.В Драгунова 1967; Я.Л. Коломинский, 1976, 1981; Л.Ф. Обухова 1996; Дубровина И.В. 2000]. И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Важнейшим звеном развития ребенка в рассматриваемый период является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия.

Положение ученика в группе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности и может привести к дезадаптации ребенка в школе.

Обобщая опыт таких авторов, как Каган В.Е. [1984], Новикова Е.В [1985], Зинченко С.Н. [1990], Локалова Н.П. [1992], Прихожан А.М. [2001] и др. компонентами социально-психологической адаптации младших школьников шко¬лы можно считать: эффективность учебной деятельности; усвоение школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие.

В то же время Шилова Т.А. [1995], Рогов Е.И [1999], Славина Л.С. [2002] и др. в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важной, а часто и единственной, причиной социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстника¬ми. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий нала-дить с ними контакт, может потерять интерес к учебе, у него может развиться стойкое отри¬цательное отношение к школе вообще. И особенно значимо данное утверждение применительно к детям с нарушениями речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные дан¬ные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описа¬ния носят фрагментарный характер. В связи с этим за¬трудняется разработка индивидуальных программ пси-холого-педагогической и логопедической коррекции и внедрение различных орга¬низационных форм деятельности психологов, логопедов и учителей в работу школьных учреждений для детей с нарушениями речи.

В то же время доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. В результате изучения особенностей развития детей с ОНР, О.А. Слинько [1992] пришла к выводу, что несформированность средств общения может быть главной причиной небла¬гоприятных отношений в группе сверстников.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности;

– в-третьих, наличием особенностей общения у детей с общим недоразвитием речи;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в логопедической и психолого-педагогической практике.

Кроме того, сегодня, несмотря на значимость проблемы, отсутствуют современные исследования, посвященные экспериментальному изучению процесса общения у детей с нарушениями речи, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников данной категории, а на практике нередко не учитываются психические и познавательные особенности детей, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение этой проблемы будет спо¬собствовать совершенствованию системы сопровождения ребенка с речевыми на-рушениями, которая предполагает тесное профессио¬нальное взаимодействие психологов и логопедов и дол¬жна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом школьного учреждения.

Исходя из вышесказанного, предметом исследования является коммуникативная сфера младших школьников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: особенности межличностных взаимодействий детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений младших школьников с общим недоразвитием речи и определить пути их коррекции.

Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую, специальную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить процесс формирования межличностных взаимодействий у детей, отличающихся уровнем речевого развития;

3) выявить характерные отличия в коммуникативных способностях и межличностных отношениях у детей с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием;

4) разработать методические рекомендации к коррекционной работе по формированию общения детей 9-10 лет с общим недоразвитием речи.

В процессе исследования используются методы: анализ литературных источников; обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (тесты, беседы); праксиметрический (сбор и анализ анамнестических данных); количественный метод (математико-статистическая обработка данных), интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность расширить имеющиеся представления о неречевой симптоматике общего недоразвития речи, а также углубить знания о специфике формирования и развития межличностных отношений у детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость определяется:

– экспериментальным выявлением особенностей нарушений межличностных взаимодействий младших школьников с общим недоразвитием речи;

– сравнением состояния межличностных отношений у детей 9-10 лет с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием;

– определением основных направлений и содержания коррекционной работы по оптимизации общения учащихся младших классов с нарушениями речи.