28.08.2010 8135

Коррекционная работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Работа посвящена одной из традиционных, но, тем не менее, актуальных тем, а именно изучению возможностей использования дидактических игр для развития памяти детей с нарушением речи.

Исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально в связи с нарастанием объема осваиваемой детьми информации, но ухудшением её развития у значительной части современных дошкольников. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет прошлое для будущего. Именно память сохраняет прошлое для будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребенком: чтение, письмо, занятие физкультурой, спортом, трудовая деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Развитие памяти является одном из «ключевых» моментов в развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных процессов и является значимым показателем готовности к школе.

В исследованиях (П.П. Блонский, Л.М. Векнер, Л.С. Выготский, Л.Н. Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Ф.В. Ипполитов, Е.С. Махлах А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) изучены механизмы и особенности памяти, разных её видов; определены индивидуальные различия в её развитии; показано влияние различных факторов на её совершенствование, указаны методы и приёмы данного процесса.

В исследованиях показано влияние некоторых биологических (тип ВНД, некоторые травмы, заболевания и т.п.) и социальных факторов на развитие памяти. Её перестройка связана с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка и прежде всего – в познавательных процессах, восприятии и мышлении, речи. В данном аспекте особый интерес представляет проблем её развития у детей с нарушением речи. Так как память является ведущей в дошкольном возрасте, то именно она нарушается при общем недоразвитии речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. ОНР имеет разную степень выраженности - от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами аграмматизмами.

В исследованиях Р.Е. Левиной, О.Н. Усановой, А.П. Вороновой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других изучены особенности развития детей с ОНР, а также показана необходимость использования игровых методов и приемов в развитии памяти у детей с ОНР. Игра позволяет мотивировать деятельность, в ней проявляются эмоциональные моменты, что также обеспечивает лучшее развитии памяти и других процессов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Для обучения через игру созданы дидактические игры.

Развивать память у дошкольников можно с помощью разных методов и приемов. Но именно дидактическая игра создает игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, не вставая открыто в дидактическую позицию.

В истории дошкольной педагогики, коррекционной педагогики игры используются достаточно часто, существуют некоторые системы игр. Но на современном этапе развития педагогики требуется переосмысление роли дидактических игр, определения особенностей их освоения современными детьми, разработка и модификация «устаревших» вариантов игр.

Целью исследования является выявление возможностей использования дидактических игр на развитие памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также разработка методов использования дидактических игр в решении этой проблемы.

Достижение поставленной цели исследования обеспечивается решением следующих задач:

1. Проанализировать научно-практические исследования, связанные с применением дидактических игр с целью развития памяти у детей.

2. Выявить особенности развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

3. Выстроить серию дидактических игр, направленных на развитие памяти у детей с недоразвитием речи.

4. Экспериментально доказать эффективность предложенных дидактических игр.

Объектом исследования являются особенности памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Предметом исследования является педагогический процесс использования дидактических игр в развитии памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Гипотеза исследования. Развитие памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр будет более эффективным при условии:

- последовательной и усложняющейся работы по развитию памяти у детей с ОНР посредством использования игр;

- использования вариантов дидактических игр, направленных на развитие различных видов и показателей памяти;

- включения родителей в процесс использования игр в развитии памяти у детей посредством повышения их осведомленности по проблеме.

Научная и практическая значимость исследования. Обоснованные в дипломной работе методологические подходы, теоретические положения и практические выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в процессе педагогической и коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи в целях развития у них зрительной и слуховой памяти.