28.08.2010 6779

Готовность детей дошкольного возраста к обучению чтению - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Готовность детей к систематическому школьному обучению, в структу¬ре которой разрабатывается проблема обучения детей дошкольного возраста чтению, рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобре¬тенных в физическом, умственном, эстетическом развитии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, Л.А. Парамоно¬ва, Д.В. Эльконин и др.).

Трудности в овладении навыками чтения могут возникать у детей с нормальным ин¬теллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении чтением.

Как отмечает Н.В. Нижегородцева в своей работе «Методика и результаты исследования готовности к усвоению первоначального чтения и письма», наблюдения за детьми и выборочный опрос учителей начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. В городских школах их число колеблется от 10% до 50%. Hаиболее неблагополучны в этом отношении сельские школы, здесь не готовых к школе первоклассников - 75-90%.

Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к чтению, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники чтения. Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение.

И хотя о готовности детей дошкольного возраста к обучению чтению в последние годы написано и сказано много, но, несмотря на большое количество публикаций и активный интерес специалистов, психологов, педагогов и родителей, следует признать теоретическую и методическую неpазpаботанность вопросов, связанных с подготовкой детей к овладению навыками чтения: отсутствует единое четкое определение понятия «готовность к обучению чтению», не установлены надежные критерии готовности ребенка дошкольного возраста к овладению навыками чтения, рекомендации о подготовке детей к овладению чтением зачастую поверхностны и носят общий характер.

Исходя из вышесказанного, целью работы является разработка комплексной методики обучения детей дошкольного возраста навыкам чтения.

Для достижения цели были определены задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Выявить среди детей дошкольного возраста «группу риска» по возникновению трудностей в овладении чтением.

3) Разработать и обосновать методику обучающей работы по развитию у детей психических процессов и функций, необходимых в формировании навыка чтения.

Объект исследования: речевые и неречевые функции у дошкольников.

Предмет исследования: психические функции, являющиеся ведущими в формировании навыка чтения.

Проблемой исследования является определение и обоснование путей проведения профилактической работы по предупреждению возникновения трудностей в обучении чтению у старших дошкольников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют осуществить классификацию индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста по степени риска возникновения трудностей в овладении навыками чтения.

Практическая значимость работы определяется следующим: полученные в исследование экспериментальные данные позволяют на практике выделять подгруппы детей с учетом степени риска возникновения трудностей в овладении чтением; использование направления и содержания профилактического воздействия поможет повысить эффективность работы по обучению чтению детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что правильная организация специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр и упражнений) по формированию у дошкольников предпосылок к овладению чтением позволит улучшить процесс подготовки детей к обучению чтению и поможет найти, по возможности, пути реализации задатков каждого будущего школьника.