28.08.2010 6153

Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В настоящее время наметилась тенденция к более раннему и углубленному обследованию психомоторного и коммуникативного развития ребенка, позволяющему своевременно выявить и скорректировать ранние признаки психического и речевого недоразвития и наметить основные направления коммуникативного развития детей данного периода жизни.

Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран известными психологами, лингвистами, педагогами (Ж. Пиаже, Н.А. Менчинская, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Н.М. Аксарина и др.). Все они отмечают значимость и необходимость ранней работы с маленькими детьми. И это не случайно, ведь ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Необходимо сказать, что коммуникативная сфера изучается в разные возрастные периоды, начиная с младенче¬ства, когда эмоциональное общение является ведущим видом деятельности, и до глубокой старости, когда общение снова становится ведущим.

Общение рассматривается как условие полноценного личностного раз¬вития ребенка, важнейший источник «присвоения выработанного человече¬ством опыта». За годы длительного изучения влияния общения на психиче¬ское развитие ребенка накоплено огромное количества фактического мате¬риала, доказывающего, что общение ребенка со взрослыми и сверстниками обеспечивает эмо-циональную устойчивость, интеллект, речевое развитие, навыки жизненной активности.

Развитию общения были посвящены многие труды известных психоло¬гов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, П.Ф Каптерев, А.А. Бодалев, Е.О. Смирнова и др.), в которых указывается, что даже на первом месяце жизни в репертуаре малыша не так мало средств для передачи желаний, настроения, самочувствия. Общение возникает и проявляется уже в первые дни появления ребенка на свет. Почвой для этого является, как указывал Б.Г. Ананьев, то, что лю¬бая потребность в общении выступает как потребность во взрослом человеке.

Как пишет Л.А. Венгер, ребенок чутко реагирует на присутствие старших. Уже на втором месяце жизни у него развивается комплекс оживления, включающий едва ли не все доступные малышу виды поведения: счастливое повизгивание, улыбку, блеск глаз, лихорадочное дви¬жение ручками и ножками. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. После трех месяцев, когда ребенок в хоро¬шем расположении, он постоянно издает звуки, гулит. Издавая звуки, младенец прислушивается к ним. Автор отмечает, что постепенно ребенок переходит от не¬произвольного лепета к некоему подобию монолога с самим собой. Младенец учится отличать одни звуки от других - он удерживает их в своей памяти и повторяет. К стремлению общаться с другими присоединяется способность сообщить что-то.

Эмоционально-положительное отношение к младенцу со стороны взрослого приводит к формированию коммуникативной потребности. Отдельный интерес для развития общения представляют особенности усвоения жестовой коммуникации. У детей в возрасте пяти-шести месяцев появляются жесты привлечения внимания. В этом же возрасте ребенок начи¬нает выполнять игровые жесты (движения) по просьбе взрослого.

В раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок остается зависимым от взрослого. Через общение с мамой и близкими взрослыми ребе¬нок овладевает нормативным поведением. В этот период мотивы поведения ребенка, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир формируется под решающим влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.

В исследованиях психологов указывается на то, что благодаря общению мамы, папы, бабушки с ребенком в раннем возрасте решающее значение для развития речи и психики имеет изменение форм общения ребенка со взрослым, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью (А.А. Бодалев, Д.Б. Эльконин). «Немые» формы руководства ребенком становятся недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребле¬ния предметов. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая ре¬чевым общением.

Многое здесь зависит от общения взрослых с ребенком, от того, как они организуют это общение, какие требования к нему предъявляют. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что систематическое наблюдение за ребенком, ежедневная регистрация поведения, доскональное знание всей истории развития ребенка, близость к ребенку, хороший эмоциональный контакт с ним - все это составляет положительные стороны в развитии ребенка.

Предметом исследования являются особенности коммуникативного развития детей раннего возраста.

Объект исследования – особенности психофизического и речевого развития детей второго года жизни.

Целью исследования является выявление состояния коммуникативного развития у детей раннего возраста и разработка методических рекомендаций по развитию развития коммуникативных навыков и умений у детей второго года жизни.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Составить методику оценки первичного коммуникативного развития детей второго года жизни.

3) Выявить особенности речевого, психомоторного и коммуникативного развития детей раннего возраста.

4) Разработать методические рекомендации для родителей по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Для успешной реализации поставленных задач, были использованы следующие методы исследования (по классификации Б.Г. Ананьева): биографические (анализ анамнестических данных), эмпирические (наблюдение, беседа с родителями, естественный эксперимент), организационные методы, математико-статистические методы (количественная и статистическая обработка данных), интерпретационные методы (качественный анализ результатов).

Практическая и теоретическая значимость определяется тем, что оно дало возможность углубить знания об особенностях физического, речевого, познавательного, эмоционального развития детей раннего возраста; экспериментально выявить особенности коммуникативного развития детей второго года жизни; систематизировать и обобщить различные методики по развитию навыков общения у детей раннего возраста и предложить методические рекомендации для родителей с целью предупреждения нарушений в развитии ребенка и развития коммуникативной сферы детей данного возраста.