28.08.2010 5076

Психологическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Т.А. Власова, B.C. Лубовский, Г.Е. Сухарева и др. изучили причины задержки психического развития, раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности учащихся с ЗПР, определили их типы. Рекомендации ученых помогли психологам и педагогам в работе с таки¬ми детьми.

Но усилившиеся сегодня экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ЗПР. По данным М.С. Певзнер, В.В. Лебединского и др., число детей с ЗПР в стране колеблется в пре¬делах от 5 до 11%.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошколь¬ном возрасте. Но наиболее надежно она диагностируется в 7-10 лет, когда дети начинают учиться в начальной школе. Задержка психического развития носит, как правило, временный характер, но для ее преодоления необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется про-блемная ситуация. Младший школьный возраст, по мнению ученых, является максимально благоприятным для преодоления отставания в развитии детей и необходимо полностью использовать его возможности.

Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т.д.). Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологиче-ского климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, ро¬дители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценива¬ют их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких де¬тей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие не¬сбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противо¬речие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотно¬шений между родителями и детьми. Их результат - утрата так необходимых де¬тям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контро¬ля своего поведения со стороны отца и матери. Испытывая определенный дис¬комфорт в школе из-за неспособности достичь успеха в учебной деятельности и не находя поддержки у своих родителей в семье, дети остаются наедине со своими проблемами. Их психическое развитие значительно замедляется, ано¬малия развития становится более стойкой и выраженной.

Таким образом, противоречие между необходимостью оказания системной помощи родителям в организации эффективного взаимодействия со своим ребенком, имеющим задержку психического разви¬тия, с одной стороны, и теоретической неразработанностью ее содержания и способов осуществления, с другой, позволило выбрать тему работы: «Психологическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития» и определило актуальность дипломного исследования.

Объект исследования: содержание, способы, формы и условия оказа¬ния психологической помощи семьям, воспитывающим детей с задерж¬кой психического развития.

Предмет исследования: процесс оказания психологической помощи родителям в организации их взаимодействия с ребенком с ЗПР.

Цель исследования: определить структуру готовности родителей к орга¬низации эффективного взаимодействия с детьми с ЗПР, содержание, способы и формы психолого-педагогической помощи родителям.

Гипотеза исследования: недостаточность психолого-педагогической компетентности и отсутствие эффективного взаимодействия родителей с ребенком с ЗПР негативно влияет на развитие личности ребенка. Организация психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей младшего школьного возраста с ЗПР, будет способствовать личностному росту ребенка, и позволит сформировать готовность родителей к эффективному взаимодейст¬вию со своими детьми.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

1) Изучить специальную, психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам семьи и внутрисемейных отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР.

2) Разработать и провести экспериментальное исследование, выявляющее компетентность родителей и особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР;

3) Разработать содержание и способы оказания психолого-педагогической помощи семьям в организации взаимодействия родителей с детьми, имеющими задержку психического развития.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научной литературы по проблеме; эмпирические - анализ психолого-медико-педагогической документации, метод беседы с детьми, родителями, учителями, наблюдения за поведением и деятельностью детей, анкетирование, методы психологиче¬ской диагностики; количественные – количественная обработка данных; интерпретационные - качественный анализ и обсуждение полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования заключается:

– в обобщении научных данных, рассматривающих особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР;

– в экспериментальном выявлении особенностей взаимодействия родителей и детей с ЗПР, в определении психолого-педагогической компетентности родителей;

– в разработке содержания психологической помощи родителям, которое включает разъяснение психологических, педагогических, психолого-физиологических, логопедических и медицинских знаний о природе задержки психического развития младших школьников и практические рекомендации по выработке умений ее преодолевать средствами семейного воспитания;

– программа и методические материалы могут быть использованы учителями начальных и средних общеобразовательных школ, имеющих классы выравнивания.