04.02.2010 10409

Проект дипломной работы на тему: "Диагностика и оптимизация процесса психологической подготовки детей-дошкольников к школе"


Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Тема исследования. Диагностика и оптимизация процесса психологической подготовки детей-дошкольников к школе.

Актуальность исследования. Без преувеличения можно сказать, что вопрос: «Готов ли ребенок к школе?» волнует сегодня как родителей, чьи дети поступают в первый класс, так и психологов и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений. Прежде всего потому, что дошкольное детство является своеобразным итогом прохождения первой ступени жизненного пути человека и в тоже время стартовой ступенью для познания интереснейшего мира - школы.

В настоящее время приходится констатировать тот факт, что по данным разных авторов, от 10% до 40% детей уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.П. Ефимова, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Ю.М. Владер и др. И тем не менее, в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс и проблема готовности к школе предстает в новом свете, все новые ее аспекты выдвигаются на первый план.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, изменилась социально-экономическая ситуация в стране, что повлекло за собой обострение стратификационного расслоения и потерю интереса у определенных категорий населения к обучению и воспитанию собственных детей;

В-третьих, в ситуации рыночных отношений в сфере образования стали появляться конкурентоспособные детские образовательные учреждения, в которых уровень подготовки выше, чем в других подобных заведениях. А в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

Кроме того, увеличилось количество детей, страдающих различными хроническими заболеваниями и т.д.

И хотя о психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе в последние годы написано и сказано много, но, несмотря на большое количество публикаций и активный интерес специалистов: психологов, педагогов, медиков и родителей, следует признать теоретическую и методическую неpазpаботанность вопросов, связанных с подготовкой детей к систематическому школьному обучению: отсутствует единое четкое определение понятия «готовность к обучению в школе» и его диагностики, не установлены надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению по различным образовательным программам, рекомендации о подготовке детей к школьному обучению зачастую поверхностны и носят общий характер.

Таким образом, проблема диагностирования психологической готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Объект исследования – особенности психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

Предмет исследования - диагностика и оптимизация процесса подготовки детей-дошкольников к школе.

Субъект исследования - дети старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительно к школе группу.

Цели исследования:
– выявить, разработать и обосновать пути и способы диагностики и оптимизации процесса готовности ребенка-дошкольника к школьному обучению;
– внедрить разработанную программу психокоррекционной работы в учебно-воспитательный процесс детского сада;
–проверить эффективность предлагаемой программы оптимизации и коррекции психологической готовности к школе в формирующем эксперименте.

Для достижения данной цели в дипломном исследовании ставятся следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия «психологическая готовность к школьному обучению» и выделить ее компоненты.
3. На основании психолого-педагогической и методической литературы обосновать и составить методику диагностики готовности ребенка к школе.
4. Экспериментально выявить актуальный уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе и определить причины недостаточной подготовленности детей.
5. На основании анализа экспериментального исследования определить пути и методы психокоррекционной и развивающей работы с детьми.
6. Разработать и внедрить развивающую программу оптимизации готовности к школе в учебно-воспитательный процесс детского сада.
7. Проверить эффективность вышеназванной программы в формирующем эксперименте.

Проблема исследования заключается в поиске и подборе новых и эффективных средств формирования психологической готовности детей к школе.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса оптимизации психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе может быть повышена за счет применения в учебно-воспитательном процессе специальной развивающей и психокоррекционной программы для детей.

Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме).
2. Эмпирические (наблюдение).
3. Диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, анализ результатов деятельности).
4. Практико-экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов).
5. Математико-статистические (количественная и статистическая обработка данных).
6. Интерпретационные (качественный анализ и обсуждение результатов исследования).

Экспериментальными методами психодиагностики являются следующие методики:

Направление №1. Исследование интеллектуальной готовности

Исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе включает изучение у детей следующих психических и познавательных функций и процессов:

1. Исследование особенностей восприятия

Задание а): «Узнай, кто это» (исследование целостного восприятия)

Процедура: Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 сек - ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака. 7-9 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек. 4-6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек. 2-3 балла - ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек. 0-1 балл - ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание б): «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (исследование зрительного восприятия)

Процедура: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Если экспериментатор видел, что ребенок начинал спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходил от одного рисунка к другому, то он останавливал ребенка и просил поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку переходили лишь тогда, когда ребенок найдет все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0-1 балл - за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

2. Исследование особенностей памяти

Задание а): «Выучи слова» (исследование слуховой памяти)

Процедура: Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание б): «Запомни рисунки» (определение объема зрительной памяти)

Процедура: Дети в качестве стимулов получают картинки (рис. А). Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки (рис. А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

3. Исследование особенностей внимания

Процедура: Тестовое задание «Проставь значки» предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: , где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; п - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов: 10 баллов - показатель S больше чем 1,00. 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. 6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50до0,75. 4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 6-7 баллов - средний. 4-5 баллов - низкий. 0-3 балла - очень низкий.

4. Исследование особенностей мышления

Задание а): «Раздели на группы» (диагностика образно-логического мышления).

Процедура: Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 мин.

Оценка результатов: 10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, черные и белые фигуры, фигуры, заштрихованы в линейку, фигуры в клеточку, большие фигуры, малые фигуры. 8-9 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин. 6-7 баллов - ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин. 4-5 баллов - за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур. 2-3 балла - за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур. 0-1 балл - за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание б): «Что здесь лишнее?» (исследование процессов образно-логического мышления, умственных операции анализа и обобщения)

Процедура: Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

5. Исследование графических умений и навыков «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Процедура: Для проведения работы используется тетрадный лист в клетку. Каждому ребенку индивидуально объясняется и показывается, как надо проводить линии соответственно линиям клеточек. Если ребенок плохо ориентируется с точки зрения право-лево, то следует дать ориентир, например, дверь-окно. Дается инструкция следующего содержания: «Сейчас мы будем с тобой учиться рисовать узоры. На твоем листке бумаги стоит точка, от которой ты должен будешь рисовать узор. Выполняй задание под мою диктовку». Удостовериться, что ребенок понимает, сколько клеточек надо фиксировать, когда называется одна, две, три. Предлагаемый диктант: Одна клеточка вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо.

Оценка результатов: 10 баллов – точность воспроизведения узора. 8-9 баллов - ребенок допустил ошибку в одной линии. 6-7 баллов - ребенок допустил ошибку в 2 линиях. 4-5 баллов - ребенок допустил ошибку в 3-4 линиях. 2-3 балла - ребенок воспроизвел узор, в котором имеется лишь сходство некоторых элементов с диктовавшимся узором. 0-1 балл – отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

6. Диагностика речи

Задание а): Методика «Назови слова» (для определения запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка).

Процедура: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания - 160 сек. Даются группы: 1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека.7. Способы выполнения человеком действий. 8. Качества выполняемых человеком действий. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание б): Методика «Расскажи по картинке» (для определения активного словарного запаса ребенка и навыков связной речи).

Процедура: Ребенку предъявляют картинки и дают 2 мин для того, чтобы он внимательно их рассмотрел. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин Экспериментатор, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов: 10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи. 8-9 баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи. 6-7 баллов - в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи. 4-5 баллов - в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи. 2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи. 0-1 балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 1 балл -— очень низкий.

Направление №2. Исследование социально-психологической готовности

Задание а): «Какой Я?» (для определения самооценки дошкольника).

Процедура: Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов: Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Задание б): «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника).

Процедура: Воспитателю или родителям предлагается письменно ответить на вопросы опросника. С помощью опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребёнка с людьми: 1. Доброта. 2. Внимательность к людям. 3. Правдивость, честность. 4. Вежливость. 5. Общительность. 6. Щедрость. 7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь. 8. Справедливость. 9. Жизнерадостность. 10. Ответственность.

Оценка результатов: За каждый ответ типа «да» ребёнок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или»не знаю» расценивается в 0,5 балла. В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребёнком по всем десяти коммуникативным качествам личности.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Отдельно в письме можно запросить иллюстрированный материал к предложенным методикам, который будет выслан Вам по электронной почте.