Развитие сенсорных функций дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы - проект дипломной работы
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
Актуальность. В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период.
По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков, логопедов - сенсорное восприятие, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Так, например, как показали исследования Д. В. Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.
А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что сенсорное воспитание направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия и других - важнейшее звено воспитания. Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует внимание на том, что для познавательной деятельности особое значение имеет вклю¬чение речи в процесс ощущения и восприятия.
Таким образом, успешность речевого, умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В то же время ученые, всесторонне изучавшие нарушения речи у дошкольников, отмечают, что нарушение речи, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорной сферы детей с речевой патологией мы можем найти в литературе немногочисленные данные.
Как отмечают исследователи [Р.Е. Левина, Р.А. Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т. Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская], сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
В связи с вышесказанным теоретическое и практическое исследование, а также коррекция нарушений сенсорной сферы детей с речевой патологией является задачей своевременной и актуальной.
Объектом исследования является сенсорные функций детей - дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности зрительного и слухового восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Целью исследования является определение динамики развития зрительного и слухового восприятия под действием специально организованной коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование сенсорных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) Изучить состояние разработанности проблемы по данному вопросу в общей психолого-педагогической и специальной литературе.
2) Определить научно-теоретические основы и разработать методику исследования сенсорных функций для детей с общим недоразвитием речи.
3) На основании количественного и качественного анализа результатов констатирующего эксперимента выявить уровни сформированности сенсорных функций у детей с ОНР и детей с нормальным развитием.
4) Определить пути коррекции и разработать методику коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование сенсорных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
5) Проверить эффективность коррекционно-логопедической работы.
В процессе исследования используются следующие методы исследования: биографический (сбор и анализ анамнестических данных); экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественный метод (количественная обработка данных); интерпретационный метод (качественный анализ полученных данных, интерпретация результатов эксперимента).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность углубить и расширить знания об особенностях сенсорной сферы у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость определяется:
1) экспериментальным выявлением особенностей сенсорного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи;
2) сравнением состояния и уровня сформированности зрительного и слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых нарушений;
3) разработкой методики коррекционной работы, направленной на развитие целостного восприятия дошкольников с речевыми нарушениями и внедрением ее в учебно-воспитательный процесс ДОУ;
4) проверкой эффективности предлагаемой программы оптимизации и коррекции сенсорной сферы детей с общим недоразвитием речи в формирующем педагогическом эксперименте.
Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики коррекции и развития сенсорных функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной речевой патологии.
Гипотеза исследования: учитывая взаимосвязь психического и речевого развития можно предположить, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеется своеобразие в развитии сенсорных функций и качественно неоднородные уровни сформированности зрительного и слухового восприятия, которые необходимо учитывать в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению данной речевой патологии.