28.08.2010 8924

Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению и овладению ими программой по родному языку. В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится к формированию словообразовательной системы.

Словообразование можно определить как основной путь и способ пополнения языка новыми словами и при этом оно предопределяет звучание, значение, грамматические свойства образуемых слов, правила их функционирования в речи. Установлено (А.Н. Гвоздев, 1949, 1961, 1990; А.Г. Тамбовцева, 1980, 1983, 1984; С.Н. Цейтлин, 1978, 2000; А.М. Шахнарович, 1974, 1990; Д.Б. Эльконин 1958 и др.), что ребенок к началу школьного обучения владеет практически всеми формами, которые существуют в языке, хотя это «владение» и находится на уровне неосознанного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует при создании своих новых слов в период словотворчества, опираясь на чувство языка.

Однако, как отмечают исследователи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 1999, 2001; Н.А. Никашина, 1962; Р.Е. Левина, 1968; Т.С. Табаченко, Е.П. Фомина, 1999; Г.В. Чиркина, 1993 и др.), у детей с общим недоразвитием речи в той и или степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь ограничивает возможности перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, где ребенок осознает элементы структуры слова, предложения, закономерности их сочетания и оперирования ими. У большой части детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают помимо прочего и функцию словообразования. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка.

В то же время, овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, возможность выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие их значения представляет собой необходимое условие пополнения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, создания предпосылок орфографически правильного письма. Поэтому выявление уровня сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для включения в логопедическую работу разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений образования и использования новых слов.

В связи с вышесказанным, объектом исследования является устная речь детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: особенности словообразования в импрессивной и экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования - обоснование оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной целью исследования являлось изучение особенностей словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и определение методов и приемов логопедической работы, направленной на коррекцию выявленных нарушений.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1. Анализ логопедической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по проблеме исследования.

2. Теоретическое обоснование и выбор методики констатирующего эксперимента.

3. Выявление симптоматики, механизмов и структуры нарушений процесса овладения словообразования дошкольниками с ОНР.

4. Определение уровня сформированности словообразования у дошкольников с ОНР.

5. Определение эффективных приемов и методов коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление нарушений словообразования у дошкольников с ОНР.

В процессе исследования применялись следующие методы: организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент); биографические (анализ анамнестических данных, изучение документации); обрабатывающие и интерпретационные методы.

Теоретическая значимость исследования. Проведенное иссле¬дование углубляет научные представления о характере речевого недоразвития у дошкольников с ОНР; позволяет опре-делить симптоматику и механизмы нарушения словообразования, а также структуру речевого дефекта у дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– проведено специальное исследование словообразования у старших дошкольников с ОНР;

– выявлены особенности словообразования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) у дошкольников с ОНР;

– определены особенности словообразовательных процессов как на практическом уровне их использования в речи, так и на уровне их понимания, то есть в экспрессивной и в импрессивной речи;

– выделены общие и специфические особенности словообразования у дошкольников с ОНР и детей с нормальным речевым развитием;

– определены основные направления, содержание и методы логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у этой категории детей.

Гипотеза исследования. У дошкольников с ОНР особенности словообразования проявляются как в количественном, так и в качественном аспектах. При этом наиболее существенными и выраженными признаками несформированности словообразовательных процессов у этих детей являются нарушения выделения, обобщения и дифференциации значений словообразовательных аффиксов; использование наиболее продуктивных словообразовательных аффиксов, недостаточная сформированность словообразовательных типов-моделей.