28.08.2010 6055

Логопедическая работа по развитию навыков словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития охватывают многие стороны речевой деятельности. Для большинства детей с ЗПР характерны бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, своеобразие словоизменения и словообразования, нарушение синтаксической структуры предложения, взаимосвязь нарушений речи и познавательной деятельности.

Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речевого развития детей с ЗПР наиболее ярко проявляются с началом обучения в школе и приводят к трудностям в усвоении школьных знаний. Очень часто именно в начальных классах диагностируется данная аномалия развития и начинается коррекционно-педагогическая работа.

Вместе с тем вопросы изучения, обучения и воспитания дошкольников с данной формой дизонтогенеза недостаточно освещены в научной литературе. Анализ литературных данных по проблеме ЗПР у дошкольников (Л.Н. Блинова, 2002; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1966, 1971, 1973; И.А. Симонова, 1974; Е.В. Мальцева, 1990; В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, 1994; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003 и др.) показывает, что уже в этом возрасте дети с данными нарушениями развития не справляются с программными требованиями дошкольного учреждения и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению, в том числе и уровня речевого развития. Общепризнанно, что усвоение школьного курса родного языка зависит от уровня практического овладения учащимися устной речью. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими закономерностями языка, служит надежным средством общения и познания, основой осознания языковых явлений при овладении школьной программой по русскому языку.

Таким образом, для формирования грамматического строя речи наиболее благоприятен дошкольный возраст, который является сензитивным для развития умений грамматически верно оформлять высказывания. А основой для усвоения грамматического строя речи является познание отношений, связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Как отмечают исследователи (И.А. Симонова, 1974; Л.В. Яссман, 1976; Н.Ю. Борякова, 1983; Е.Ф. Соботович, 1984; Г.Н. Рахмакова, 1987; Р.Д. Триггер, 1987; Е.С. Слепович, 1989; Р.И. Лалаева, 1992; С.В. Зорина, 2003 и др.), нарушения грамматического строя речи у детей с ЗПР, проявляющиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться у школьников с ЗПР до старших классов. При этом несформированность грамматического строя речи отрицательно сказывается на школьной успеваемости детей с ЗПР, задерживает и затрудняет овладение школьной программой, углубляет негативное отношение этих детей к учебной деятельности.

В целом, учитывая то, что овладение закономерностями грамматического строя речи является одним из важнейших условий как речевого развития, так и осуществления учебной деятельности, очень важно своевременно установить характер трудностей, которые возникают у детей дошкольного возраста с ЗПР при овладении грамматическим строем речи.

Следует отметить также, что до настоящего времени недостаточно изученной остается и проблема коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с ЗПР, учитывающая механизмы и структуру речевого дефекта, не достаточно полно раскрыты основные закономерности, направления и содержание коррекционно-логопедического процесса, направленного на преодоление нарушений словоизменения у данной категории дошкольников. Вместе с тем, ранняя и целенаправленная коррекция нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР является одним из важнейших условий их речевого развития в целом, обеспечения готовности детей к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонении в развитии этих детей.

Таким образом, проблема исследования словоизменения и его коррекции у дошкольников с ЗПР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Объект исследования: грамматический строй у дошкольников с ЗПР.

Предмет исследования: особенности словоизменения у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Проблема исследования: определение оптимальных путей и методов коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с ЗПР.

Целью исследования является определение специфических нарушений словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития, обоснование и разработка оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по их устранению.

Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить логопедическую, психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.

2. Теоретически обосновать и разработать методику констатирующего эксперимента.

3. Выявить симптоматику и структуру нарушений процесса словоизменения у дошкольников с ЗПР.

5. Определить основные направления и содержание методики логопедической работы по уст¬ранению нарушений словоизменения у дошкольников с ЗПР.

6. Установить эффективность методики логопедической работы.

В процессе исследования используются следующие методы (по классификации Б.Г. Ананьева, 1977): организационные методы (сравнительный, комплексный); эмпирические методы (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), биографические методы (анализ анамнестических данных, изучение документации); обрабатывающие и интерпретационные методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно дало возможность определить симптоматику нарушений словоизменения у дошкольников с ЗПР. При этом анализ структуры нарушений словоизменения позволил разработать комплексную методику развития навыков словоизменения у этих детей.

Гипотеза исследования: учитывая этиологию и симптоматику задержки психического развития можно предположить, что в структуре речевого дефекта у детей с ЗПР ведущим являет¬ся нарушение семантического уровня морфологической системы языка (трудности дифференциа¬ции грамматических значений). В связи с этим специ¬ально организованное логопедическое воздействие, направленное на анализ, сравнение, дифференциацию грамматических значений, по¬служит важным фактором совершенствования логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи, формиро-вания у данной категории детей морфологических обобщений, а также развития познавательной деятельности этих детей.