28.08.2010 4930

Нарушения фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Важнейшей задачей воспитания в дошкольных учреждениях является всестороннее развитие личности ребенка и подготовка его к школе, что предполагает создание необходимых предпосылок для его развития.

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто она сочетается с другими речевыми нарушениями. Сегодня данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Как отмечают исследователи (Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др.) стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Исследователи описывают у детей несформированность слуховой и слухо-произносительной дифференциации звуков речи, простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза звуков в слово. Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики стертой дизартрии обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения нарушений фонематических функций у детей с данной формой речевой патологии, а также организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией.

Все вышесказанное обусловливает необходимость теоретического и практического изучения нарушений фонематических функций при стертой дизартрии и определение наиболее оптимальных и эффективных средств коррекции выявленных нарушений.

Проблемой исследования является определение оптимальных путей коррекции фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Объект исследования: особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: нарушение фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

Целью исследования является выявление особенностей фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и определение основных направлений логопедической работы по их коррекции.

Для достижения необходимо решить следующие задачи:

1) Анализ литературных данных по проблеме исследования.

2) Научно-теоретическое обоснование и создание методики исследования фонематических функций у детей со стертой дизартрией.

3) Организация и проведение констатирующего эксперимента.

4) Анализ результатов констатирующего эксперимента.

5) Определение основных направлений логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией.

6) Поведение обучающего эксперимента и определение эффективности коррекционно-логопедической работы.

В процессе исследования используются следующие методы: организационный (организация эксперимента, выбор базы исследования); праксиметрический (анализ речевой деятельности, сбор и анализ анамнестических данных); экспериментальный (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты); количественный (количественный анализ полученных данных), интерпретационный (качественный анализ).

Теоретическая значимость работы заключается в следующем: полученные данные об особенностях фонематических функций у детей со стертой дизартрией уточняют и расширяют знания о речевых дефектах данной категории детей.

Практическая значимость состоит в определении путей коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических функций, которая может быть использована в логопедической практике дошкольных и школьных учреждений для детей со стертой дизартрией.