28.08.2010 3668

Профилактика дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у дошкольников - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Проблема особенностей сформированности фонематических функций у дошкольников массового детского сада – одна из наиболее актуальных для дошкольного обучения, так как в настоящее время всё большее количество дошкольников встречаются с трудностями в овладении грамотой, которые связаны с недоразвитием фонематической системы языка.

В отечественной литературе распространена концепция, трактующая нарушения письма, как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. И это не случайно, так как устная речь и письмо внутренне тесно связаны, поэтому во многих исследованиях авторы отмечают, что различные нарушения устной речи, бесспорно, отражаются на процессе письма.

Так, например, Р.Е. Левина (1961, 1968) и М.Е. Хватцев (1959) нарушение письма связывали с отражением неправильного звукопроизношения в письме. Кроме того, Р.Е. Левина причиной нарушения письма считала фонематическое недоразвитие и нарушение слухового восприятия. По данным Л.Ф. Спировой (1959) и Г.А. Каше (1971) недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. В своей работе Б.Г. Ананьев (1960) также указывал на связь нарушенных фонематических представлений и медленного формирования представлений о графеме. Взаимосвязи нарушения письма и речи посвятил свою статью «Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию» Р. Беккер (1967).

В то же время все исследователи отмечают, что своевременная профилактика нарушений формирования фонематических операций у дошкольников предупреждает возникновения вторичных и последующих нарушений, преодоление которых в школьном возрасте бывает чрезвычайно трудным. Чем прочнее сформированы навыки фонематических функций, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребёнка. Именно поэтому исследование особенностей фонематических функций у дошкольников массового детского сада приобретает особую значимость и актуальность.

Кроме того, мы считаем, что изучение фонематических функций с целью определения основных направлений и содержание профилактической работы по предупреждению дисграфии у детей массового детского сада имеет важное теоретическое и практическое значение.

Исходя из вышесказанного, определяется:

Объект исследования – состояние фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста массового детского сада.

Предмет исследования – педагогические пути профилактики дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования – выявление основных особенностей нарушения фонематических функций у дошкольников массового детского сада и подбор оптимальных средств и методов профилактики дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Цель исследования - выявление уровня сформированности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста массового детского сада и разработка логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Задачи исследования:

1) анализ специальной логопедической, лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме;

2) выявление уровня сформированности фонематической системы языка у дошкольников массового детского сада и определение групп риска по возникновению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания;

3) разработка, проведение и определение эффективности логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у дошкольников массового детского сада.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:

– изучением симптоматики нарушения фонематических функций у дошкольников массового детского сада;

– определением среди дошкольников, посещающих массовый детский сад, групп риска по степени предрасположенности к дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания;

– разработкой и апробированием методики логопедической работы, направленной на коррекцию и развитие фонематических функций с целью профилактики дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.