04.02.2010 7555

Проект дипломной работы "Развитие мыслительных операций младшего школьника в условиях игровой учебной деятельности"


Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Тема исследования: «Развитие мыслительных операций младшего школьника в условиях игровой учебной деятельности».

Актуальность исследования обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, непосредственным влиянием развития мышления младших школьников на полноценное формирование их личности, в частности ее познавательной сферы;

– в-третьих, наличием особенностей различных мыслительных операций у учащихся начальных классов;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в психолого-педагогической практике.

Объектом изучения являются особенности мыслительных операций у учащихся начальных классов.

Предмет исследования – влияние уроков развивающих игр на формирование мышления младшего школьника.

Целью дипломной работы является изучение влияния специально организованных развивающих игр на развитие мыслительных операций детей младшего школьного возраста.

Для эффективного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1. Изучение и анализ методической и психолого-педагогической по проблеме исследования.
2. Разработка методики исследования особенностей мыслительных операций у младших школьников.
3. Определение особенностей и актуального уровня сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации у детей 8-9 лет, обучающихся в общеобразовательной школе.
4. Выявление условий и способов организации коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие мыслительных операций у младших школьников, на уроках развивающих игр.
5. Определение влияния обучающей программы на развитие мышления младших школьников.

Гипотеза исследования: благодаря специально организованным играм в начальной школе, ребенок осваивает основные компоненты учебной деятельности, и, таким образом, происходит формирование различных мыслительных операций и рефлексивного мышления как психического новообразования личности.

В процессе исследования необходимо использовать следующие эмпирические методы:
1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме).
2. Эмпирические (наблюдение).
3. Диагностические (тестирование, беседы, анализ результатов деятельности).
4. Практико-экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов).
5. Количественные и интерпретационные (количественный и качественный анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования).

Экспериментальными методами психодиагностики являются следующие методики:

1. Особенности развития анализа и синтеза

Материал: две разрезанные картинки: медвежонок, чашка

Процедура: Ребенку поочередно даются две разрезанные картинки. Задача - собрать каждую из них как можно быстрее. С помощью секундомера устанавливается время, потребовавшееся на сбор каждой картинки.

а) Первая картинка: Инструкция: «Это разобранный на части медвежонок. Сложи его как можно быстрее».

Оценка: 5 баллов - если время выполнения задания менее 30 сек.; 4 балла – ребенок выполнил задание за время от 30 до 50 сек.; 3 балла – ребенок сложил картинку за время от 50 до 70 сек.; 2 балла – время сбора картинки свыше 70 сек.; 1 балл – отказ от выполнения.

б) Вторая картинка: Инструкция: «Сложи эти части как можно быстрее» (название объекта не дается).

Оценка: 5 баллов - если время выполнения задания менее 40 сек.; 4 балла – ребенок выполнил задание за время от 40 до 60 сек.; 3 балла – ребенок сложил картинку за время от 60 до 80 сек.; 2 балла – время сбора картинки свыше 80 сек.; 1 балл – отказ от выполнения.

2. Особенности развития сравнения и обобщения

а) Подбор обобщающего слова:

Материал: предметные картинки по разным лексическим темам

Процедура: Ребенку предъявлялись по очереди предметные картинки, на которой изображены предметы, соответствующие одной лексической теме (игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, транспорт, профессии, школьные принадлежности, мебель, птицы, музыкальные инструменты насекомые). Ему предоставлялось неограниченное время внимательно их рассмотреть, затем назвать каждую картинку и подобрать к нему обобщающее слово.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови, что здесь нарисовано. А теперь скажи, как можно назвать все эти предметы одним словом».

Оценка: 5 баллов – ученик не допускает ошибки; 4 балла – ребенок не допускает ошибок в назывании слов, но подбирает обобщающее слово с единичными ошибками (1-3), при стимулирующей помощи экспериментатора («подумай еще») их исправляет; 3 балла – ребенок допускает ошибки как в назывании конкретных слов, так и в назывании обобщающих слов (4-6), ошибки не исправляет; 2 балла – ученик допускает множественные ошибки в подборе обобщающего слова; 1 балл – отказ от выполнения.

б) «Исключение лишнего» на наглядном материале:

Материал: предметные картинки.

Процедура: Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, ребенку нужно узнать, какой предмет на картинке лишний.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

Оценка: 5 баллов – ученик не допускает ошибок, называет лишние предметы на всех картинках и правильно объясняет, почему они являются лишними; 4 балла – ребенок не допускает ошибок в нахождении лишней картинки, но отмечаются трудности в объяснении того, почему она является лишней; 3 балла – ребенок допускает единичные ошибки в нахождении лишней картинки, без помощи экспериментатора объяснить не может, требуется стимулирующая помощь; 2 балла – ученик допускает множественные ошибки в выборе лишней картинки, объяснить свой выбор не может; 1 балл – отказ от выполнения.

в) «Исключение лишнего» на вербальном материале:

Материал: серии слов: яблоко, слива, груша, помидор; гвоздь, ложка, топор, молоток; ручка, карандаш, фломастер, тетрадь; трамвай, автобус, троллейбус, трактор; зима, лето, утро, осень.

Процедура: Ребенку медленно зачитываются четыре слова и дается инструкция.

Инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю 4 слова, среди которых есть одно «лишнее». Послушай внимательно, найди это «лишнее» слово, назови его и объясни, почему это слово ты считаешь «лишним».

Оценка: 5 баллов – ученик не допускает ошибок; 4 балла – ребенок не допускает ошибок в нахождении лишнего слова, но отмечаются трудности в объяснении того, почему оно является лишним; 3 балла – ребенок допускает единичные ошибки в нахождении лишнего слова, без помощи экспериментатора объяснить не может, требуется повторное прочтение слов; 2 балла – ученик допускает множественные ошибки в выборе лишнего слова, требуется неоднократное прочтение слов, объяснить свой выбор не может; 1 балл – отказ от выполнения.

г) обобщение по нескольким признакам:

Материал: ряды геометрических фигур, различающиеся несколькими признаками. В третьем ряду фигура отсутствует.

Процедура: Ученику предлагается внимательно рассмотреть все три ряда фигур и в третьем ряду показать недостающую фигуру. Затем попросить ребенка объяснить, почему он считает, что здесь должна быть именно эта фигура.

Оценка: 5 баллов – ученик правильно справился с двумя заданиями и при выполнении первого объяснил выбор по двум признакам, а при выполнении второго – по двум или трем признакам; 4 балла – ребенок правильно справился с двумя заданиями, но при выполнении объяснил только один признак; 3 балла – ребенок допускает ошибки в первом или втором задании при выделении внешней или внутренней фигуры, требуется помощь экспериментатора, объясняет лишь один признак; 2 балла – ученик допускает множественные ошибки в выборе как внешней, так и внутренней фигуры, объяснить свой выбор не может; 1 балл – отказ от выполнения.

3. Особенности развития классификации и систематизации

а) «Отбери картинки».

Материал: рисунки предметов.

Процедура и инструкция: Ученику предлагается отобрать из набора картинок сходные в каком-либо отношении, по какому-либо признаку. Затем экспериментатор просит ребенка объяснить, почему эти картинки он включил в одну группу. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок. Так повторить 5 раз. Ученик может вынимать столько картинок, сколько считает нужным.

Оценка: 5 баллов – ученик выделил 5 групп и правильно обосновал свой выбор; 4 балла – ребенок выделяет 4 группы, выбор обосновывает правильно; 3 балла – ребенок выделяет правильно 2-3 группы, правильно обоснует свой выбор, в остальных группах допускает ошибки; 2 балла – ученик выделяет и обосновывает только одну группу; 1 балл – отказ от выполнения.

б) «Раздели на группы»:

Материал: предметная картинка с геометрическими фигурами.

Процедура и инструкция: Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».

Оценка: 5 баллов – ребенок выделил все группы фигур. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, черные и белые фигуры, фигуры, заштрихованы в линейку, фигуры в клеточку, большие фигуры, малые фигуры; 4 балла – ребенок пропустил 1-2 группы, но правильно объяснил все признаки выделенных групп; 3 балла – ребенок сумел правильно назвать только от 5 до 7 групп фигур, отмечаются ошибки в объяснении признаков выделяемых групп; 2 балла – ученик допускает множественные ошибки в выборе групп, либо выделил менее 5 групп, объяснить свой выбор не может; 1 балл – отказ от выполнения.

в) «Заполни клетки»:

Материал: 36-клеточная таблица с геометрическими фигурами, которые расположены в определенной последовательности. Верхний ряд таблицы заполнен изображениями треугольников, нижний - изображениями кругов. Фигуры расположены по убывающей величине. В левой и правой колонках расположены сверху вниз треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой колонке самые крупные, в правой – самые мелкие. 16 внутренних клеток в таблице не заполнены. Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы разместить в пустых клетках 5 вырезанных из картона одноцветных фигур в соответствии с их формой и величиной.

Процедура и инструкция: Ребенку выдается таблица с геометрическими фигурами и дается инструкция следующего содержания: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке. Каждая фигура имеет свое место, свою клеточку. А теперь посмотри на середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя есть пять фигур. Для них есть свои места в таблице. Положи каждую фигуру в ту клеточку, где она, по-твоему, должна быть».

Оценка: 5 баллов - правильно, без ошибок выполняет задание; 4 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в выборе величины фигуры, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи; 3 балла – ученик допускает единичные ошибки в выборе величины и формы фигуры, по указанию экспериментатора исправляет их, при выполнении задания пользуется приемами сравнения, наложения; 2 балла – ученик выполняет с многочисленными ошибками как в выборе формы, так и в выборе величины фигур; 1 балл – отказ от выполнения.