28.08.2010 6834

Нарушение фонетико-фонематического строя речи у младших школьников с дисграфией - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Исследование проблемы по преодолению нарушений письма ведется достаточно давно. Достигнуты заметные успехи в изучении данной проблемы, разработаны методики диагностики и коррекционной помощи, приемы специального обучения, открыты специализированные центры психолого-педагогической помощи. Тем не менее, так называемые «специфические ошибки» нарушения письма остаются мало изученными.

Нарушение письменной речи у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом – явление очень распространённое. Это обусловлено нарушением высших психических функций, несформированностью языковых обобщений: фонематических, морфологических, синтаксических. В логопедической литературе описаны различные методы устранения нарушений письма, связанные с недоразвитием дифференциации фонем, с органическими или функциональными отклонениями в развитии артикуляторного аппарата и обусловленным вторичным недоразвитием фонематического восприятия [Л.Ф. Спирова 1988, А.В. Ястребова 1994, Г.В.Чиркина 1982], фонематического анализа и синтеза [Л.С.Волкова 1950, М.Е. Хватцев 1951, Р.И. Лалаева 1985, И.Н. Садовникова 1995, А.В. Ястребова 1984].

Однако, как показывают статистические данные, нарушения письма среди учащихся начальных классов школ продолжает увеличиваться. Трудности в овладении письменной речью, и, в частности, процессом письма среди учащихся общеобразовательной школы, по данным А.Н. Корнева [1997] наблюдаются у 4,8% учащихся 7-8-летнего возраста. В европейских странах отмечается до 10% детей с дисграфиями, имеющих нормальный интеллект. По данным англо-американской литературы, подобные состояния встречаются у 15-20 % детей школьного возраста. В отечественных исследованиях приводится показатель количества детей с нарушениями письма в 8,7%, по данным М.С. Певзнер, В.И. Явкина [1973]. Согласно данным М.Е. Хватцева [1959], относящимся к 50-м годам, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло около 6%. За прошедшее с тех пор время ситуация изменилась не в лучшую сторону. Л.Г. Парамонова [2001] указывает, что по данным исследования 1999-2000 годов дисграфические ошибки имели место 30% учащихся общеобразовательных школ, т.е. у каждого третьего ученика.

Из всего вышесказанного несложно сделать вывод, что количество детей с нарушениями письма значительно увеличивается, а ведь эти нарушения, в свою очередь, мешают полноценному овладению школьной программой в целом.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки, как фонемы. Однако, если младший школьник не владеет навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он сталкивается с большими трудностями в овладении как письмом, так и чтением.

Вообще, в отечественной литературе распространена концепция, трактующая нарушения письма, как проявление системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. И это не случайно, т.к. устная речь и письмо внутренне тесно связаны, поэтому во многих исследованиях авторы замечают, что различные нарушения устной речи, бесспорно отражаются на процессе письма.

Так, например, в работах Р.Е. Левиной [1940, 1961, 1968], М.Е. Хватцева [1959] нарушение письма авторы связывали с отражением неправильного звукопроизношения в письме.

Р.Е. Левина причиной нарушения письма считала фонематическое недоразвитие и нарушение слухового восприятия. В поздних работах автор добавила к этому недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексика).

По данным Л.Ф. Спировой [1959], Р.Е. Левиной [1968], Г.А. Каше [1971] недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой.

В своей работе Б.Г. Ананьев [1960] также указывал на связь нарушенных фонематических представлений и медленного формирования представлений о графеме.

Взаимосвязи нарушения письма и речи посвятил свою статью «Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию» Р. Беккер [1967, с.44-49].

Таким образом, исходя из сказанного, видно, что исследование фонематического строя речи младших школьников с дисграфией и разработка комплексной коррекционной работы по их формированию является актуальным в теории и практике логопедии.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности фонематических функций у младших школьников с дисграфией.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – уровень сформированности фонематических функций у младших школьников с дисграфией.

ЦЕЛЬЮ экспериментального исследования является выявление состояния и уровня сформированности фонетико-фонематических функций у детей младшего школьного возраста с дисграфией и разработка рекомендаций по качественному улучшению методов логопедической работы по коррекции нарушений письма у учащихся.

ЗАДАЧИ экспериментального исследования:

– анализ специальной лингвистической, психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, посвященной проблеме исследования;

– составление методики диагностики фонетико-фонематических функций у детей младшего школьного возраста;

– экспериментальное изучение особенностей фонематических функций у учащихся 2-го класса с дисграфией и их сверстников, не имеющих трудностей в овладении письмом;

– сравнительный анализ (количественный и качественный) состояния фонематической системы языка и определение уровня сформированности фонетико-фонематических функций у детей экспериментальной и контрольной групп;

– разработка методических рекомендаций по улучшению методов логопедической работы, направленной на коррекцию и профилактику дисграфии у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе с учетом выявленных фонетико-фонематических нарушений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем, что оно дает возможность описать специфические нарушения фонематической системы языка у детей, страдающих дисграфией, а также позволит систематизировать описанные в специальной научной литературе данные об особенностях фонематических функций у младших школьников, имеющих трудности в овладении письмом.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется тем, что оно позволит экспериментальным путем выявить особенности нарушений фонетико-фонематических функций у младших школьников с дисграфией; сравнить состояние и уровень сформированности фонематических функций у детей с нарушением письма и их сверстников без речевых нарушений; а также дает возможность определить основные пути логопедического воздействия, направленного на коррекцию выявленных нарушений и развитие фонематической системы языка у детей, страдающих дисграфией.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что имеется закономерная системная взаимосвязь между типом специфических нарушений письма у детей и особенностя¬ми их устной речи, в частности нарушением или недоразвитием фонетико-фонематического строя речи.