28.08.2010 7302

Нарушения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с дислалией и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность выбранной темы дипломного исследования определяется тем, что среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дислалия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с дислалией наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и - реже - их пропусках.

В исследованиях Б.Г. Гриншпун, Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, Г.А. Каше, Р.И. Мартыновой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцева и других, посвящённых проблеме речевых нарушений при дислалии, отмечается, что фонетико-фонематические нарушения являются распространёнными, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлением с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики. Эти нарушения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептивном, так, и на фонематическом уровне) у детей с дислалией и до настоящего времени остаётся недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорные и моторные компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случае нарушений функции речедвигательного анализатора между сенсорными и моторными компонентами образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме.

У дошкольников с дислалией имеются нарушения в образовании акустических или артикуляционных образцов отдельных звуков.

В одних случаях им оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, так как не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. В зависимости от того, какие из признаков звуков - акустические или артикуляционные - оказались несформированными, звуковые замены будут различны.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые из них, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения, или взаимозамены звуков (фонем).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как не свойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Однако, несмотря на различные варианты дефектов, все эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Как писал Т.Г. Егоров, «фонетические и фонематические умения - необходимая база для становления осознанных навыков правописания, в частности, без них нельзя сформировать орфографическую зоркость учащихся» (27, с.61). В связи с этим изучение фонетико-фонематических нарушений у данной категории детей является чрезвычайно важным для дальнейшей разработки эффективной системы коррекции, что является необходимым условием готовности детей к усвоению школьных знаний.

Исходя из сказанного, предметом исследования являются особенности фонетико-фонематический нарушений восприятия у дошкольников с дислалией.

Объект исследования: восприятие речи детей дошкольного возраста с дислалией.

Основной целью исследования является выявление особенностей фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с дислалией и определение оптимальных средств логопедической работы по коррекции выявленных нарушений.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) Изучение лингвистической, медицинской, педагогической, психологической, специальной логопедической и методической литературы по проблеме исследования.

2) Определение научно-теоретических основ и содержания методики констатирующего эксперимента.

3) Экспериментальное изучение состояния и особенностей фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с дислалией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

4) Выявление качественного своеобразия и уровня сформированности фонетико-фонематических функций у дошкольников с дислалией.

5) Разработка методических рекомендаций к логопедической работе, направленной на устранение фонетико-фонематических нарушений восприятия у дошкольников с дислалией.

Методы исследования: организационные (сравнительный, комплексный); эмпирические (сбор и анализ анамнестических данных, констатирующий эксперимент); количественный (математико-статистическая обработка данных) и качественный анализ полученных данных; интерпретационные (метод логического анализа).

Гипотеза исследования: фонетико-фонематические нарушения в структуре речевого дефекта при дислалии имеют специфические особенности и являются качественно неоднородными.

Проблема исследования заключается в определении наиболее эффективных путей коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующим:

1. Анализом и обобщением научно-теоретических исследований, посвященных изучению фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников в норме и при нарушении речевого развития.

2. Сравнительным экспериментальным исследованием состояния фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дислалией и их сверстников с нормальным речевым развитием.

3. Изучением симптоматики фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с дислалией, определением уровня сформированности фонетико-фонемати¬ческой системы у данной категории детей.

4. Разработкой основных направлений коррекции фонетико-фонематических нарушений, исходя из симптоматики нарушений фонематических процессов у дошкольников с дислалией.