28.08.2010 8621

Нарушения сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и пути их коррекции - проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. При этом большое значение имеет развитие сенсорных процессов в этот период. По данным различных авторов - психологов, педагогов, медиков – развитие целостного восприятия, направленное на полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Так, например, как показали исследования Д.В. Запорожца [1963, 1986], Л.А. Венгер [1988] и др., развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических форм, шкала музыкальных звуков и т.д.

А.А. Люблинская [1971] говорила о том, что развитие сенсорных эталонов - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка. Играя важную роль в умственном воспитании, развитие сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности дошкольника.

Таким образом, успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня развития сенсорных функций детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В то же время ученые, всесторонне изучавшие различные отклонения в развитии детей, отмечают, что интеллектуальные нарушения, в зависимости от характера расстройства, отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка. Многие авторы в своих исследованиях [Е.Ф. Войлокова, И.А. Грошенков, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, А.П. Го¬зова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Л.И. Переслени, Т.Н. Головина] выделяли и обосновывали эти нарушения. Но об особенностях развития сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью мы можем найти в литературе немногочисленные данные.

Сенсорное развитие детей с нарушениями имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Дети путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. В то же время совершенствование существующих и создание новых эффектив-ных средств и методов, повышающих резервные возможности орга¬низма маленького ребенка, является актуальной проблемой.

Все вышесказанное обуславливает актуальность теоретического и практического исследования сенсорики детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и целесообразность наиболее ранней диагностики сформированности представлений о цвете и форме с целью создания благоприятных условий развития сенсорно-перцептивных функций у данной категории детей. Ведь совершенствование с возрастом сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения, практики. Надо научить ребенка обследовать предметы, причем не только какой-то определенный круг качества, наиболее часто встречающийся, а сформировать общие сенсорные умения. Это поможет ему быстрее и успешнее овладеть как свойствами новых для него предметов и явлений, так изменившимися качествами уже знакомых.

В связи с вышесказанным, объектом исследования является сенсорно-перцептивная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: особенности восприятия цвета и формы у детей 4-5 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования - выявить эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с нарушением интеллекта.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) Изучить состояние разработанности проблемы по данному вопросу в общей и специальной психолого-педагогической и методической литературе.

2) Разработать методику исследования восприятия цвета и формы для детей пятого года жизни с нарушением интеллекта.

3) Экспериментально исследовать особенности представлений о цвете и форме у детей среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и на основании анализа результатов выявить уровни сформированности восприятия цвета и формы детьми.

4) Разработать и внедрить коррекционно-развивающую программу в учебно-воспитательный процесс вспомогательной группы детского сада.

5) Проверить эффективность предлагаемой программы оптимизации и коррекции сенсорно-перцептивной сферы в контрольном эксперименте.

В процессе исследования используются следующие методы: анализ литературы; наблюдение; экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); количественный метод (количественная и математико-статистическая обработка данных), интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дало возможность расширить и углубить знания об особенностях сенсорно-перцептивной сферы у дошкольников с умственной отсталостью.

Практическая значимость определяется:

1) экспериментальным выявлением особенностей представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о цвете и форме;

2) сравнением состояния сенсорно-перцептивной сферы у детей с умственной отсталостью и их сверстников с нормальным развитием;

3) разработкой основных направлений и содержания коррекционно-развивающего обучения, направленного на развитие сенсорных и перцептивных функций дошкольников с интеллектуальной патологией;

4) определением влияния коррекционно-развивающей программы на формирование сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с олигофренией.

Гипотеза исследования: Исходя из современных представлений об этиологии, механизмах, сущности и проявлениях умственной отсталости, можно предположить, что в дошкольном возрасте у данной категории детей обнаруживается своеобразие и низкий уровень овладения представлениями о форме и цвете. Мы предполагаем, что эффективность процесса оптимизации сенсорно-перцептивной сферы детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью может быть повышена за счет применения в учебно-воспитательном процессе специальной развивающей программы, направленной на овладение детьми цвето- и форморазличением.