04.02.2010 6649

Проект дипломной работы "Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста"


Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Тема исследования: «Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста».

Предмет исследования - особенности развития памяти у старших дошкольников.

Объект исследования - дети седьмого года жизни.

Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики психологической работы по развитию мнемических способностей у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Учет возрастных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической практике позволит существенно развить познавательные процессы детей седьмого года жизни.

Организационные методы: обсервационный (наблюдение); эмпирический (психодиагностика, тестовые задания); количественный метод (математико-статистический), интерпретационный (качественный анализ полученных данных).

Экспериментальные методы психодиагностики:

Задание А): «Выучи слова» (исследование слуховой памяти)

Процедура: Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание Б): «Запомни рисунки» (определение объема зрительной памяти).

Процедура: Дети в качестве стимулов получают картинки (рис. А). Им дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время экспозиции стимульной картинки (рис. А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Задание В) «Повтори движения» (исследование объема двигательной памяти).

Процедура: Ребенку четко показывают четыре последовательных движения - руки вверх, вперед, на пояс, вниз - и дают инструкцию: «посмотри внимательно, запомни и повтори мои». Если ребенок не смог с первого раза воспроизвести движения, дается вторая попытка и показываются движения. Разрешается три попытки.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок быстро и точно повторил все движения после первого показа. 8-9 баллов - ребенок допустил 1 ошибку (пропуск одного движения), но после стимулирующей помощи экспериментатора исправил ее. 6-7 баллов - ребенок правильно и быстро повторил движения после повторного их показа. 4-5 баллов - ребенок допускает пропуск движений или не тот порядок движений после повтора двигательного ряда. 2-3 балла – ребенок воспроизводит движения после третьего показа. 0-1 балл - ребенок не смог воспроизвести двигательный ряд даже после трех повторений.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.