03.09.2010 28160

Нарушения двигательного развития и психомоторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В специальной литературе очень мало исследований специально посвященных описанию особенностей моторной сферы детей с ЗПР. Однако, недостатки двигательного развития детей с задержкой психического развития отмечались многими учеными.

В первых исследованиях задержки психического развития, предпринятых в нашей стране в конце 50-х начале 60-х годов, были выделены различные формы психофизического и психического инфантилизма, а также цереброастенические состояния. В исследованиях, посвященных детям с цереброастеническими состояниями, среди прочих черт указывались такие особенности их поведения как излишняя подвижность, моторное беспокойство или вялость, пассивность (С.С. Ляпидевский, 1965; Т.А. Власова, М. С. Певзнер, 1967, 1973; И.А. Юркова, 1971 и др.).

Особенности моторики при психофизическом инфантилизме описывались отдельно для каждого из двух выделенных вариантов. Первый вариант характеризовался незрелостью эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности познавательной деятельности. Для этих детей характерно недоразвитие произвольных движений при определенной их скоординированности и целенаправленности, легкой переключаемости с одного движения на другое. Второй вариант психофизического инфантилизма отличался наличием некоторого недоразвития познавательной деятельности. У этой группы детей, в отличие от детей первой группы, были выявлены замедленность и недостаточная координированность движений, трудности переключения с одного движения на другое, недоразвитие произвольных движений. У детей обеих групп отмечалось отставание физического развития от возрастных норм (М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевский, Л.В. Нейман, А.Н. Каплан, 1965). В ряде последующих работ указывалось, что в поведении детей с нарушением темпа психофизического развития часто отмечаются повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность и только в отдельных случаях вялость и пассивность (Е. Н. Самодумская, 1971; М.С. Певзнер, 1972; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).

М.Г. Рейдибойм (1971) указывал, что при психофизическом инфантилизме легкость и пластичность движений сочетаются с недостаточной координированностью, преобладанием крупных движений над мелкими и точными. Слабость фронтальной моторики выявляется также в затрудненности усвоения новых двигательных формул, особенно связанных с мелкими точными движениями.

Е.Н. Самодумская (1971) отмечала, что часто психический инфантилизм сочетается с физической незрелостью: рост, вес, пропорции тела детей соответствуют более младшему возрасту.

Анализ данных анамнезов детей с психофизическим инфантилизмом и цереброастенией показал задержку сроков развития моторных навыков. При инфантилизме запаздывание отмечалось у отдельных лиц, при цереброастении - у большинства детей (И.А. Юркова, 1971; Е.Н. Самодумская, 1971).

Некоторые особенности моторики детей с задержкой психического развития были выявлены при изучении их в сравнении с детьми-олигофренами (М.С. Певзнер, 1972; Н.П. Вайзман, 1976). Так, Н.П. Вайзман с помощью двигательных заданий выявил у детей с задержкой развития меньшую вариативность динамики выполнения данных упражнений и ее улучшения с каждой новой попыткой выполнения. Он указывал, что моторная недостаточность, проявляющаяся при выполнении тестов на одновременность движений и разноименную координацию, отражает достоверные различия в двигательной сфере детей данных категорий. Автор отмечал, что ребенок с задержкой развития в отличие от ребенка-олигофрена имеет своеобразный двигательный облик, присущий нормально развивающимся детям на более раннем этапе развития; у него наблюдаются, с одной стороны, излишество движений, с другой - их богатство, непринужденность. М.С. Певзнер (1972) говорила о том, что инфантильные дети двигательно беспокойны, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированы и четки. М.С. Певзнер (1972), Н.П. Вайзман (1976) характеризовали это двигательное состояние как «синдром двигательного излишества», представляющий проявление «моторного инфантилизма».

И. Лаужикас (1975), изучавший особенности воли у детей с временной задержкой развития, среди прочего указывал, что у разных групп детей ярко проявляется повышенная двигательная активность. Сопоставление экспериментальных данных о состоянии моторных и графических действий показало, что дети с задержкой развития своей общей активностью меньше отличаются от нормально развивающихся сверстников, чем дети-олигофрены, однако по регуляции этих действий они довольно сильно отстают от первых и стоят ближе к детям-олигофренам.

Ю.Г. Демьянов (1976) наряду с другими факторами изучал способность учащихся к конструктивной деятельности, определял усвоение детьми различных последовательно организованных рядов в моторной сфере. Указанным автором было выявлено, что примерно у 23% детей с цереброастенией наблюдается неловкость тонких произвольных моторных актов, при психофизическом инфантилизме это процентное соотношение ниже - примерно 8%. Все дети испытывали затруднения при выполнении заданий на динамический праксис, отмечалось нарушение в воспроизведении и дифференцировке ритмов. Данные анамнезов показали, что у большинства детей темп раннего психомоторного развития был без выраженных нарушений, все дети с психофизическим инфантилизмом отставали в росте и весе от своих сверстников.

Т.А. Власова, К.С. Лебединская (1975) и И.Ф. Марковская (1995) указывали на запаздывание (по сравнению с нормой) становления произвольных двигательных и статических функций у детей с ЗПР; отмечали наличие психомоторной расторможенности, относящейся к числу психических нарушений, усугубляющих их интеллектуальную недостаточность.

Клинико-нейропсихологическое исследование, проведенное К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской и Л.И. Растягайловой (1976), выявило, что для всех детей с задержкой психического развития наиболее общей чертой является недостаточность двигательного тонуса, ведущая к нарушению автоматизации движений и действий.

В исследовании И.Ф. Марковской (1995), направленном на изучение особенностей высших корковых функций, типичных для различных клинических вариантов задержки психического развития, дается подробное описание характера выполнения детьми разного рода сенсомоторных заданий. С помощью нейропсихологических методик были исследованы особенности произвольных движений и действий младших школьников с ЗПР: динамический праксис (реципрокная координация, моторное воспроизведение ритмических структур), праксис позы, оральный праксис. Установлено, что у детей, в клинической картине которых доминировали явления психоорганического инфантилизма, выполнение элементарных двигательных актов сопровождается явлениями синкинезий, истощаемости (замедление темпа, нечеткость движений с последующей утратой двигательного стереотипа). Для других испытуемых, с более выраженной симптоматикой органической поврежденности церебральных структур, было характерно затруднение в создании двигательной программы, в ее автоматизированном воспроизведении. Это выражалось: в явлениях стойких синкинезий, вносящих свой вклад в нарушения кинестетических и кинетических основ движений; в выраженных нарушениях праксиса позы; в дезавтоматизации движений на истощении и более грубых нарушениях в виде двигательных персевераций; в дефектности так называемых фоновых компонентов движений, приводящей в некоторых случаях к дезорганизации двигательной программы (утрате схемы графического образца, ритмической структуры).

A.В. Дубинска и В. Плуде (1980, с.36), изучавшие клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста, отмечали среди особенностей их поведения повышенную двигательную активность и наличие стереотипных лишних движений. На уроках дети часто вставали, даже «ходили по классу, ерзали на сиденье, гримасничали, перебирали пальцы, болтали ногами, на переменах суетились, бегали».

B.В. Лебединский (1985) отмечал различные особенности двигательной сферы детей с ЗПР различного генеза. Так, при задержке психического развития конституционального происхождения, инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. При соматогенной задержке, обусловленной длительными, нередко хроническими заболеваниями, в психофизическом статусе детей основную роль играет хроническая физическая и психическая астения. В случаях психогенного происхождения задержки психического развития особенности эмоционального склада и поведения детей также сказываются при формировании сферы движений. И в первую очередь при необходимости целенаправленного двигательного акта. При задержке развития церебрально-органического генеза в негрубой форме могут наблюдаться некоторые виды моторного недоразвития, описанные авторами у детей с органическим поражением нервной системы. Среди черт, наиболее характерных для нарушенного развития двигательной сферы данной группы детей, В. В. Лебединский выделяет неловкость произвольных движений, синкинезии, бедность комбинаций движений, «слабую приспособленность к реальным задачам», замедленную динамику моторного развития, недостаточность ритмичности, автоматизации движений и т.д.

Е.М. Мастюкова (1997), давая характеристику детям с задержкой психического развития дошкольного возраста, также отмечает некоторые особенности их двигательного развития. Она считает, что недостаточность интегративной деятельности мозга у детей с задержкой развития проявляется в так называемых сенсомоторных нарушениях и одной из основных особенностей этой категории детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Характерным признаком детей с задержкой психического развития называется недостаточность у них тонкой моторики.

Рассматривая различные проявления задержки психического развития у дошкольников, Е.М. Мастюкова выделяет особенности двигательного развития детей с так называемой специфической или церебрально-органической задержкой развития. У многих детей с этой формой задержки уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность - гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление такого ребенка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Для многих таких детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и т. п.

М.С. Певзнер (1972) указывала, что недоразвитие произвольных движений у детей с задержкой психического развития особенно отчетливо проявляется в целенаправленных видах действий: при рисовании, письме, в ручном труде.

Н.Ю. Борякова (2002) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста, поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.

Н.Г. Любушкина (1976), занимавшаяся вопросами формирования навыка письма у детей с задержкой психического развития, отмечала у них нарушение онтогенеза моторных функций, в результате чего у детей наблюдалось недоразвитие моторных предпосылок, способствующих обучению графическим навыкам. Данный фактор, наряду с другими причинами, обуславливает неподготовленность детей к обучению в школе.

Изучая проблему пониженной обучаемости у дошкольников с задержкой психического развития, У.В. Ульенкова (1994) также отмечает, что у детей с задержкой психического развития помимо нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы, очень часто встречается и физическая незрелость, что в свою очередь еще больше осложняет состояние ребенка. Эти дети нуждаются и в более сложном лечении и в более усиленной педагогической коррекции. Характеризуя состояние здоровья детей с ЗПР, поступающих в специальные группы детского сада, У.В. Ульенкова говорит о том, что наряду с общей психической незрелостью эти дети обнаруживают физическую ослабленность сочетающуюся с нарушениями здоровья. Больных детей в специальных группах в два раза больше, нежели в группах обычного типа. 70-80% воспитанников коррекционных групп обычно имеют нарушения осанки, плоскостопие и другие пороки опорно-двигательной системы. Отклонения в здоровье нервной системы детей, естественно сказываются на их поведении. Части детей присущи повышенная психомоторная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, и как следствие, большая отвлекаемость внимания, нарушение работоспособности. Другие обнаруживают признаки чрезмерной тормозимости, вялости, что также является причиной трудностей в познавательной деятельности. Неврозоподобные состояния у детей, наслаиваясь на соматически неблагоприятный фон, еще больше снижают работоспособность детей, делают их эмоционально неустойчивыми, легко истощаемыми, трудными в общении.

Среди причин затрудняющих обучение У.В. Ульенкова называет и незрелость моторной сферы детей с ЗПР, и в первую очередь недостатки мелкой моторики рук.

Е.А. Екжанова (1993), проводившая изучение рисунка дошкольника с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности, отмечает, что у данной категории детей графические действия формируются с трудом и в более поздний срок. Это связано, в числе других причин, и с недоразвитием мелкой моторики, и с нарушениями зрительно-двигательной координации, и с трудностями в организации двигательного контроля.

В своем исследовании О.В. Халецкая и В.М. Трошин (1998) у детей с «минимальной дисфункцией мозга» обнаружили, среди прочего, недостаточность сенсомоторной координации, общую моторную неловкость, наличие гипер- или гипокинезов. Они отмечают, что у детей дошкольного возраста, отстающих в развитии, при сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были обнаружены, наряду с другими чертами, недостаточность моторного контроля, эмоциональное регулирование и выраженная импульсивность. Недостаточность моторного контроля проявлялась в следующем: неловкость, неуклюжесть, некоординированность движений; необходимость помощи при одевании; затруднения при обращении с ножницами; небрежность при рисовании; плохое рисование. Но не все перечисленные особенности были характерны для каждого ребенка. Степень выраженности недостатков также была разной. Все дети данной группы показали низкую подготовленность к усвоению программы обучения.

В работах зарубежных исследователей также имеются указания на недостатки моторной координации, общую моторную неловкость детей данной категории. Отмечается и отрицательное влияние этих особенностей на учебную деятельность. Например, X. Спионек (1972), занимавшаяся изучением детей с отставанием процессов развития, выявила, что примерно 30% имеют отставание двигательного развития. У многих детей наблюдается пониженная способность к выполнению точных и четких движений кистями и пальцами рук, медленный темп. Недостатки моторики по данным автора влияли на школьную деятельность детей. А. Герд (1975), опубликовавшая в журнале «Дефектология» статью об обучении детей с нарушениями поведения в ГДР (эта группа по психолого-педагогической характеристике сходна с категорией, определяемой у нас как дети с задержкой психического развития), отмечала, что нарушения поведения, среди прочего, проявляются в виде двигательного беспокойства.

Таким образом, те или иные отклонения в развитии двигательной сферы детей с задержкой психического развития отмечались с самого начала выделения и изучения данной группы. Иногда они рассматривались как особенности поведения, в ряде случаев они выделялись в процессе наблюдений за детьми, изучения клинических вариантов задержки психического развития, при сравнении с умственно отсталыми детьми, или при исследовании особенностей высших корковых функций. Авторы указывают на нарушение произвольной регуляции движений как черту, присущую всем детям данной категории. Почти все исследователи отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с задержкой психического развития. Отмечается отсутствие единого типа нарушений моторной сферы: наличие двигательно возбудимых и двигательно пассивных детей. Неоднозначны и представления о раннем психомоторном развитии детей. По мнению авторов, отклонения в развитии моторной сферы детей с задержкой психического развития создают трудности в учебной деятельности.

Следует отметить, что в исследованиях многих авторов делаются попытки установить наиболее вероятные механизмы двигательных нарушений детей с ЗПР.

Важнейшим элементом морфофизиологической основы задержки развития при психофизическом инфантилизме является отставание в формирование наиболее молодых в эволюционном отношении физиологических отделов центральной нервной системы; церебральная астения в большинстве случаев формируется после ранее перенесенных органических поражений центральной нервной системы инфекционного или травматического характера (М.С. Певзнер, Л.В. Нейман, А.И. Каплан, 1965; М.С. Певзнер, 1972; И.А. Юркова, 1971; М.Г. Рейдибойм, 1971; К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Л.И. Растягайлова, 1976; А.В. Дубинска, В. Плуде, 1980; И.Ф. Марковская, 1995).

В.И. Лубовский (1978), изучая особенности высшей нервной деятельности детей с задержкой развития, обнаружил в большинстве случаев проявления дисфункций центральной нервной системы, которые могли определяться как влиянием легких органических поражений, возникших в раннем детстве (при осложненных формах инфантилизма и цереброастенических состояниях), так и в задержанном созревании мозговых систем (в случае неосложненых форм психофизического инфантилизма). Анализ данных электроэнцефалографии и тщательное неврологическое обследование детей с ЗПР показал наличие у большинства из них легкой органической патологии мозга.

То, что поражения центральной нервной системы, приводящие к задержке психического развития, действуют на ранних этапах развития, предполагает недоразвитие наиболее молодых в эволюционном отношении систем мозга, в частности лобных долей. Морфологические исследования установили длительный постнатальный период формирования лобных систем у ребенка. Академик П. К. Анохин считает, что лобная кора не имеет отношения к отдельным функциям мозга - памяти, восприятию, мотивациям, эмоциям, - но осуществляет их интеграцию в целенаправленные, пластические поведенческие реакции.

Проведенные А.Р. Лурия нейропсихологические исследования больных с поражением лобных отделов коры головного мозга показали, что лобные доли мозга входят в состав корковых отделов двигательного анализатора. Двигательная кора отвечает за организацию, «программирование» и осуществление произвольной двигательной активности организма. Организация произвольных движений представляет собой сложный процесс, который опирается на две группы зон, входящих в состав корковых отделов двигательного анализатора. Постцентральные отделы обеспечивают топологическую организацию двигательных импульсов, направляя их к определенным группам мышц и уточняя состав двигательного акта. Премоторные отделы коры обеспечивают, прежде всего, кинетическую организацию движений, создавая возможность осуществлять переключения с одного движения на другое и превращать отдельные двигательные акты в плавные, серийно организованные двигательные навыки (А. Р. Лурия, 1962).

М.О. Гуревич еще в 1930 году писал, что снижение моторной активности, или, напротив, явления моторного беспокойства наблюдаются при лобных поражениях. М.С. Певзнер (1972) указывала на обусловленность незрелости моторики детей с задержкой психического развития замедленным темпом созревания лобной коры. М.Г. Рейдибойм (1971) причиной двигательного беспокойства детей с ЗПР считал нарушение нормального соотношения процессов возбуждения и торможения, являющееся следствием недостаточности высших корковых функций. Н.П. Вайзман (1976) также говорил, что моторный инфантилизм связан с задержкой созревания корковых механизмов, тормозящей двигательную активность ребенка.

В работе И.Ф. Марковской (1995) была выявлена дисфункция лобных структур мозга, характерная для всех детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Исследования функций этих структур обнаружило некоторое отставание в созревании нервной системы, проявляющееся в недостаточности звена контроля. Нарушения высших форм регуляции обнаруживаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в каждой из двух клинических групп, выделенных И.Ф. Марковской: и с преобладанием незрелости эмоциональной сферы и с преобладанием нарушений высших корковых функций. Однако, недоразвитие регуляторных функций у детей первой группы проявлялось в основном в нестойкости тормозных связей. При выполнении двигательных заданий их ошибки связаны с импульсивностью, нестойкостью внимания и контроля, нарастающих на истощении. Тогда как нарушения регуляции у детей второй группы состояли не только в нестойкости контроля, но и в дезорганизации программирования произвольного действия.

Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что одной из важнейших причин недостатков двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.

Таким образом, исследования многих авторов подтверждают, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, по при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформировангюсть техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.

В завершении следует отметить, что необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, - везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако часто в методических пособиях содержатся общие рекомендации к коррекции или отдельные конкретные упражнения. Поэтому и в настоящее время актуальна разработка комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы, которая учитывала бы особенности физического и двигательного развития детей с задержкой психического развития.

Список литературы:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
2. Вайзман Н. П. Психомоторика детей - олигофренов. - М.: Педагогика, 1976.- 104 с.
3. Власова Т.А. , Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - 207 с.
4. Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975. - №6.- С.8-17.
6. Герд А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР // Дефектология. - 1975. - №6. - С.54-63.
7. Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. - М., 1976. - С.47- 53.
8. Дубинска А.В., Плуде В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста // Изучение шестилетних детей. - Рига, 1980. - С.31-47.
9. Екжанова Е.А. Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, 1993. - С.46-51.
10. Лебединская К.С., Марковская И.Ф. , Растягайлова Л.И. Клинико-нейропсихологическое исследование задержки психического развития // Проблемы медицинской психологии. - Л., 1976. - С.217-218.
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М: Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.
13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1962. - 432 с.
14. Любушкина Н.Г. О формировании навыка письма у детей с задержкой психического развития // Тез. докл. 4-ых Всесоюз. пед. чтений. Т.2. - М., 1976. - С.219-220.
15. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1995. - 198 с.
16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997. - 304 с.
17. Певзнер М.С, Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Каплан А.И. Клиническая характеристика аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1965. - С.48-85.
18. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. - 1972. - №3. - С. 3-9.
19. Рейдибойм М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития // Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971.-С. 92-102.
20. Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - С.46-51.
21. Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. - 1972. - №3. - С.21-28.
22. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород, 1994. - 238 с.
23. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. №9. - С. 4-8.
24. Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - С.25 - 31.