05.09.2010 37498

Социальный приют - как одна из форм оказания помощи детям

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы защиты прав несовершеннолетних были созданы новые социально-профилактические службы для дезадапционных детей и подростков. [Т.В. Ничипурук, 1992] Одним из таких служб помощи беспризорным детям являются временные приюты.

Приют - временное убежище для детей, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае.

Можно выделить несколько категорий детей, поступающих в приюты, в зависимости от их семейного анамнеза:

1) дети-сироты, у которых умерли родители;

2) дети, родители, которых лишены родительских прав;

3) дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, в заключении);

4) дети, из семей, где они подвергаются физическому или сексуальному насилию; или из семей, где родители не выполняют, пренебрегают своими основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5) дети, убежавшие из дома по разным причинам, например, конфликт с родителями;

6) дети-беспризорники, дети эмигрантов или беженцев. Перечисление этих групп показывает, что прежде, чем принять важное для ребенка решение, определить круг мероприятий по его социальной реабилитации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование.

Для детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта - нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений - от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения - воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления - отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.

В приют в основном поступают депривированные дети, которые к тому же являются жертвами жестокого обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей с психической депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и речи [Л.В. Маликов, 2000].

Подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после: совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события [З.В. Буркова, 1997].

Изучение состояния физического здоровья, психологической сферы, основных психологических характеристик поступивших в приют детей позволяет выявить близкие, сходные проблемы и провести отбор особых детей для формирования групп реабилитации. Оптимальным является создание групп одного возраста - 15 детей, а разновозрастная - 5-7 детей; для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и так далее. Это было бы целесообразно и с точки зрения, что в приюты часто поступает сразу несколько детей из одной и той же семьи.

Формирование группы детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационных мероприятий, проводимых с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыка и знаний, которые они недополучили у родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое и физическое воспитание, организация которых требует специальных помещений.

Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушение сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режим дня для детей в приюте:

– проведение занятий индивидуально или в малых группах (яркая эмоциональная окраска занятий);

– непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом (физкультминутками, динамическими паузами);

– разнообразие форм занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня (переключение с одного вида деятельности на другой);

– перенос большей части активности на первую половину дня (возбужденных игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т.д.). Вторая половина более спокойная. После проведения физкультурных занятий - релаксация, в конце дня спокойные игры, чтение.

Большая часть детей, поступающих в реабилитационный центр, не обучаются по возрасту. Важной задачей для сотрудников приюта является обучение таких детей. Группу из 5 человека одного возраста и степени подготовленности к школе, обучает учитель начальной школы, который работает по системе домашнего обучения.

При увеличении числа, таких детей и ввиду большой разницы в возрасте выбирается базовая близлежащая школа, в которой дети продолжают обучение в классах компенсирующего обучения, обычных классах и гимназических классах. Часть детей ввиду особенностей (таких, как глухота и т.д.) обучается в школах-интернатах.

Организация обучения ребенка, независимо от времени поступления и развития ребенка, позволяет решить проблему с помощью ускоренного курса обучения.

Каждый специалист приюта в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Однако, чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.

Первый важнейший принцип социально-реабилитационной работы в приюте, на который ориентируется все сотрудники - принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми. Он предполагает соблюдение определенных требований во взаимоотношениях с ребенком, которые должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует-ребенок подчиняется» требованию, а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника [Г.М. Иващенко, 1997].

Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, заключается в том, что все сотрудники приюта осознают необходимость достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.

Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми - постоянная забота сотрудников приюта о возвышении ребенка, как личности.

Второй принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым руководствуются все сотрудники - индивидуальный подход к ребенку.

Значимость этого принципа - при наличии общих тенденций, судьба каждого ребенка, и система его социальных связей, и уровень развития, и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер.

Полноценная реабилитация принципа индивидуального подхода возможна, если сотрудники знают ребенка во всех отношениях [В.А. Торхова, 1997].

Специалисты разного профиля получают информацию о детях с помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность ее сопоставления при совместном анализе.

К таким требованиям относятся:

– соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей воспитанника;

– изучение информации о ребенке должно быть конкретным, с четко определенной целью;

– изучение детей преимущественно в процессе различной деятельности;

– своевременная фиксация результатов изучения информации.

Собранная информация обобщается и фиксируется специалистами в статусных характеристиках воспитанника:

1) социальный статус (социальная ситуация ребенка в момент поступлений; сведения о родителях; о других родственниках или опекунах; как принят в приют);

2) состояние физического и психического здоровья ребенка;

3) психологический статус ребенка;

4) социальное и индивидуальное развитие (овладение навыками общения, взаимодействия с людьми, сотрудничества, нормами приемлемого поведения, бытовыми и гигиеническими навыками; позитивные и негативные индивидуальные качества, особенности характера) [Г.Н. Гейделина, 1997].

Собранная и систематизированная информация дает возможность определить задачи психолого-педагогической и социальной реабилитации данного ребенка, в решении которых участвуют все специалисты, и осуществить их на практике.

Третий принцип реабилитационной работы с детьми, на который должны быть сориентированы все сотрудники приюта, - комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.

Осуществление комплексного подхода означает, что процесс возрождения каждого ребенка носит разносторонний характер.

Говоря о беспризорных детях, конечно, первая задача - «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.

Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.

Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же ребенка. Эти связи различны:

– взаимная информация (о состоянии здоровья ребенка, его поведении, общении с взрослыми и детьми, отношениях, привлекательных и негативных чертах его характера и т.д.);

– согласование (методов влияния, содержания и организации деятельности, в которую включается ребенок, характера общения с ним и т.д.);

– совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации ребенка);

– взаимопомощь (к примеру, воспитатель вместе с психологом определяет ориентиры для наблюдения за детьми с учетом их возраста);

– использование информации о ребенке, добытой одним специалистом, в деятельности другого (инструктор по труду, например, учитывает информацию о состоянии нервно-психического здоровья ребенка, определяя содержание трудового задания, режим его работы, стимулы);

– запрос одного специалиста к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога выявить характер отношений ребенка к биологическим родителям);

– взаимное обучение специалистов.

Спектр форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста и обеспечивает большую эффективность и целеустремленность реабилитационного процесса [Г.Н. Гейделина, 1997].

При таком подходе к организации социально-реабилитационного процесса каждому коллективу сотрудников необходимо выявить ключевые направления реабилитационной деятельности всего коллектива и определить роль каждого специалиста в их осуществлении относительно, каждого из воспитанников.

В качестве основных можно выделить следующие направления:

– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;

– снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших на него пагубное влияние;

– обеспечение его адаптации в новых жизненных условиях;

– поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.

Для разработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеют взаимная информация специалистов о ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена коллективно [А.И. Шевцов, 1997].

Второе ключевое направление реабилитационной работы - снятие последствий различных психотравмирующих факторов. Приоритетная роль здесь принадлежит подготовленному психологу, психотерапевту. Они направляют усилие на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность, страх перед взрослыми. Стремятся ослабить чувство самопорицания, которое свойственно детям, пережившим насилие; помогают «вынести во вне» переживания, которые являются источником болезненного состояния и та далее. В этих целях специалист использует возможности арттерапии, коррекционные и развивающие игры.

Обеспечить адаптацию детей в новых жизненных условиях, также возможно усилиями всех специалистов реабилитационного учреждения. Общей задачей всех сотрудников является создание среды обитания, соответствующей потребностям ребенка определенного возраста, которые чаще всего не были удовлетворены в его прошлой жизни. Это разносторонние потребности в домашнем тепле и уюте; в общении и в уединении; в праве обустраивать собственное, пусть небольшое жизненное пространство по своему вкусу и так далее [Н.А. Карандина, 1997].

Совместными усилиями формируют специалисты и установку относительно способов регулирования поведения детей. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.

Анализ опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов - процесс управляемый. Будучи сознательно организованным, он является результатом целенаправленных усилий руководителя учреждения и всего коллектива сотрудников. По мере углубления взаимопонимания среди сотрудников, способствующего формированию коллектива единомышленников, связи в деятельности специалистов становятся все более многогранными, разносторонними и тонкими. Поиск наиболее эффективных форм этих связей, их организационного оформления и использования в практике социальной реабилитации - важнейшая задача коллектива и его руководителя [Г.М. Иващенко, 1997].

Еще одна важная проблема - необходимость психологической подготовки воспитателей, так как для работы с детьми-беспризорниками необходимо ограничить затраты эмоциональных и физических сил. И здесь необходим кабинет психологической разгрузки для сотрудников, для снятия у них психологического напряжения и улучшения психического здоровья [Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбая, Н.Д. Ярославцева, Л.Я. Олиференко, 1995].

В целом, как показал проведенный анализ, в настоящее время социальный приют является одной из наиболее эффективных форм, позволяющих комплексно осуществлять реабилитационный процесс.

Список литературы:

1. Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.
2. Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.
3. Карандина Н.А. Опыт организации отношений детей в совместной деятельности // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.
4. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. - Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000.
5. Ничипурук Т.В. Социально-правовая защита детей, помещенных в приют // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.
6. Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 1995.
7. Торхова В. А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. - 1997. - №1.
8. Шевцов А.И. Социальная реабилитация: своевременность и результативность // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М., 1997.