12.09.2010 10269

Формы взаимодействия логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

- изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности;

- определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;

- привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.

В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой - двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.

Беседа - одновременно и форма и метод общения с родителями.

В Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:

1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.

2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка. От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.

4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.

В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей в соответствии с тремя уровнями:

- низкий: родители могут лишь выделить определенные явления и факты поведения ребенка;

- средний: родители могут выражать свое эмоциональное отношение к выделенным фактам;

- высокий: родители стремятся дать анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление.

Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопросов типа: «Каковы любимые занятия ребенка?» или «Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?» и т.п.

Средний уровень (эмпатийный) определяется с помощью вопросов типа: «Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?», «Что Вам нравится в Вашем ребенке?» и т.п.

Высокий уровень (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как: «Какие занятия в детском саду не нравятся Вашему ребенку? Почему?»; «Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению именно в логопедической группе? В какую сторону? Что способствовало этим изменениям?» и др.

Помимо уровня наблюдательности с помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Можно привести примеры вопросов, которые можно задать в анкетировании: Какие трудности вы замечаете в речи? Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка? Какие особенности характера ребенка,по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (например, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость и др.? Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка (когда появилась лепетная речь? когда появились первые слова?  когда появились простейшие фразы? когда появилась развернутая речь?), Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему? Какие занятия любит посещать ребенок? Считаете ли Вы важным психологически готовить, положительно настраивать ребенка для проведения логопедической работы? Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе? Каковы речевые недостатки ребенка в начале учебного года ( звукопроизношение, лексика (словарный запас), грамматический строй речи, умение строить фразу), Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда и воспитателя при проведении занятий? И т.п.

После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.

Рисунок на тему «Семья» (методика Г.Т. Хоментаускаса) служит показателем восприятия внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей. Кроме того, рисунок позволяет составить представление о степени эмоциональной и психологической близости ребенка и родителей.

Рисунки семьи очень показательны, порой они отражают то, что трудно заметить даже самым близким людям, если они не привыкли придавать значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка.

Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми.

Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей личности своего ребенка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе.

Выделяется часть родителей, озабоченных нахождением ребенка в специальной группе. Они считают, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка.

Аналитический уровень демонстрирует лишь небольшая часть родителей: они дают развернутые ответы на вопросы анкеты, сообщают информацию, выходящую за пределы требуемого, но, по их мнению, важную для лучшего понимания их ребенка, с готовностью откликаются на просьбы учителя-логопеда и воспитателя, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекаются к активному участию в работе логопедической группы, чем подают положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.

Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают нарушения произношения, как дефект устранимый, требующий специальной работы как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т.е. они не считают, что произношение звуков у ребенка страдает; родители слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу - научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Такие родители чаще всего показывают низкий уровень наблюдательности - эмпирический.

Выделяется часть родителей, позиция которых также может быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».

Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (по приглашению учителя-логопеда) наряду с вышеперечисленными формами работы активно используется в педагогической практике, значительно повышая эффект коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребенка.