14.09.2010 19676

Психолого-педагогические аспекты полового воспитания детей

 

Маскулинные качества у мальчиков, а фемининные – у девочек не возникают сами собой и не приобретаются с возрастом. Они воспитываются целенаправленно, и воспитание это необходимо начинать уже с дошкольного возраста, поскольку, по мнению И.С.Кона, «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность». А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский рассматривают половое воспитание как основу становления настоящих мужчин и женщин, формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола и считают, что начинать его надо с дошкольного возраста.

Т.А.Репина, разрабатывая проблемы личностного развития ребенка, вводит термин «полоролевое воспитание», отождествляя его с «половым воспитанием» и отделяет его от сексуального. В центре сексуального воспитания, по ее мнению, находятся половое просвещение и половая гигиена. Полоролевое воспитание основывается на закономерностях развития пола социального, является неотделимой частью нравственного воспитания и решает задачи формирования в подрастающем поколении качеств мужественности и женственности, подготовки его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей. Сходная позиция Д.Колесова в этом вопросе сводится к пониманию полового воспитания как процесса и результата овладения нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов.

Половое воспитание, как утверждает Т.А.Репина, предполагает формирование с дошкольного возраста, прежде всего, начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, а также умений представителей разного пола взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности. Являясь частью нравственного воспитания, половое предполагает воспитание нравственных качеств детей, специфичных для того или иного пола. При этом необходимо учитывать, что эти качества в структуре личности представителей мужского и женского пола имеют разный удельный вес и разную значимость. При осуществлении индивидуального подхода к формированию личности должна быть учтена специфика психического пола, поскольку в реальной жизни ребенок развивается не только как человек, но и как представитель определенного пола, а половая принадлежность - одна из фундаментальных характеристик личности.

Многие представители смежных наук (педагоги, психологи, врачи) справедли во подчеркивают, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства, иначе в формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создает для них серьезные осложнения в жизни (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.).

Дошкольный период детства - это возраст наиболее восприимчивый (сензитивный) для формирования психического пола. Вместе с тем этот возраст, как считали 3.Фрейд, М.Я.Басов и их последователи, самый спокойный, нейтральный в сексуальном отношении, когда «половой фактор в нормальных условиях почти совсем молчит».

По мнению И.И.Таран, концептуальной основой проблемы воспитания детей разного пола в отечественной психологии служат работы Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, Б.Г.Ананьева. В своем психофизиологическом учении о человеке Б.Г.Ананьев обосновал необходимость изучения половых характеристик человека как первичных (индивидуальных) свойств личности, показал их связь с особенностями социального поведения человека. Автор теории считает, что половая дифференциация не ограничивается только половыми органами и функциями, а охватывает всю иерархию «вторичных», «третичных» и еще более отдаленных от половых признаков функций.

Большой вклад в развитие современной отечественной психологии и педагогики полового воспитания внесли исследования Т.М.Афанасьевой, И.В.Дубровиной, Д.В.Колесова, В.С.Мухиной, А.Г.Хрипковой, Н.В.Плисенко, Т.И.Юферовой И.С.Кона, В.И.Кагана, Т.А.Репиной, О.В.Прозументик и др. И.С.Кон утверждает, что даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе, без создания соответствующих условий не делает человека мужчиной или женщиной в социальном плане. Поздним отрицательным результатом игнорирования этой стороны воспитания является неумение выполнять соответствующие полу социальные роли.

В работах, выполненных под руководством Т.А.Репиной ее учениками (Л.А.Арутюновой, Е.А.Кудрявцевой, Л.В.Градусовой и др.), показана актуальность разработки дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, предполагающего воспитание мужественности у мальчиков и женственности у девочек и формирование навыков сотрудничества и взаимодействия между детьми разного пола.

Конец 80-х и 90-е гг. можно охарактеризовать как период поиска нового содержания и постановки новых задач воспитания девочек/мальчиков в социальном контексте. По мнению Е.А.Конышевой изменение традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов, переход от жестких стандартов маскулинности/фемининности к гибким партнерским взаимоотношениям, разнообразному полоролевому репертуару, переориентация с внешней регуляции полоролевого поведения на внутреннюю потребовало поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей и влияние макро- и микросреды.

Однако в отечественном воспитании и образовании чаще встречается недифференцированное отношение к мальчикам и девочкам, отсутствие гендерно-ориентированных обучающих практик. Целый ряд исследований (О.А.Борисова, Н.К.Ледовских, Л.Б.Розова, М.В.Радзивилова) указывают на «бесполость» ориентации в воспитании и обучении детей. Л.Б.Розова обращает внимание на то, что предпринимаемые попытки полового воспитания в детских садах недостаточно эффективны, так как, несмотря на накопленный ценный опыт, упрощается или не учитывается современный социальный контекст, дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции. Н.К.Ледовских считает, что отсутствие дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек может привести не только к несформированности начал маскулинности и феминности, но и часто ведет к антагонизму полов или недостаточно уважительному отношению к представителям противоположного пола.

Анализируя существующие на данный момент образовательные программы, Л.Б.Розова делает вывод, что имеется лишь небольшое количество программ («Я-человек» С.А.Козловой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановского), где делается акцент на дифференцированный подход в воспитании и обучении детей. Автор выделяет следующие факторы, препятствующие решению задач полового воспитания: размывание границ мужественности и женственности в традиционном понимании; феминизация педагогической среды; рост количества неполных семей, приводящий к отсутствию идеальных образцов поведения, особенно мужских; отсутствие единства между физиологическим и нравственным аспектами полового воспитания. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальными проблемами полоролевого воспитания становится не только дополнение целевого компонента педагогического процесса, но и поиск средств, методов, форм организации, способных решать поставленные задачи с учетом новых социальных условий.

В дошкольном возрасте у ребенка есть огромный потенциал развития и расширения социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Как утверждает А.В.Запорожец, в данном возрасте закладывается базис культуры личности на основе социальных, ориентированных на других людей, и нравственных, ориентированных на общественные нормы, мотивов поведения. По мнению Д.Б.Эльконина, ребенку открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений, деятельности исполняемых социальных ролей. Основная потребность дошкольника состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, действовать вместе с ними, быть как они. Возникает противоречие между потребностью ребенка быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность и реализуется, прежде всего, в игровой деятельности. По мнению И.С.Кона внимание дошкольника привлекают отношения между мужчиной и женщиной, являясь одной из сторон мира взрослых, вызывая стремление к усвоению и реализации способов исполнения гендерной роли.

В настоящее время проведено достаточное количество исследований, посвященных проблеме поиска и применения средств и методов формирования полоролевой идентичности в процессе гендерной социализации - Т.В.Малова, О.В.Прозументик, Е.А.Конышева, М.А. Радзивилова, Л.В.Градусова, И.И.Таран, Е.А.Кудрявцева, Н.К.Ледовских и др.. Вместе с тем Т.М.Афанасьева, Л.В.Градусова, И.С.Лаптева утверждают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для гендерной социализации детей. Если до недавнего времени в основном проблема заключалась в том, что фемининная педагогическая среда дезориентирует мальчиков, маскулинные качества которых не поощряются, а фемининные осуждаются, то сейчас справедливо говорить и о несоответствии педагогической среды требованиям к содержанию психологически благополучной модели поведения современной женщины, о необходимости учитывать приоритетность в данной модели маскулинных качеств личности.

М.А.Радзивилова в своей работе представляет историографический анализ психолого-педагогических исследований, который помогает понять сущность проблемы полоролевого воспитания, определить современные тенденции педагогических исследований и выделить несколько направлений исследования проблемы воспитания мальчиков и девочек в отечественной педагогике.

Функциональный подход изучает закономерности общего и психосексуального развития дошкольников, особенности формирования их сексуальной культуры (В.Е.Каган, И.С.Кон, А.Г.Хрипкова, Ю.В.Гаврилов, А.В.Меренков).

 В этическом подходе (Л.В.Артемова, Л.А.Арутюнова, Т.В.Малова, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, И.П.Иванова, Н.А.Касухина, Н.В.Плисенко, Е.И.Щербакова и др.) исследователи обращают внимание на нравственно-этические и эстетические аспекты полового воспитания, создание условий для усвоения детьми определенных норм соответствующего поведения, развитие чувства достоинства у мальчиков и девочек.

Психологический подход (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Д.В.Колесов, А.И.Захаров, А.Г.Хрипкова, О.В.Прозументик и др.) ориентирован на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиций психогигиены пола, психологических особенностей девочек и мальчиков.

В рамках дифференцированного воспитания по половому признаку исследовались особенности воспитания мальчиков (Е.К.Барановская, В.Бездетных, О.А..Самылова, Л.В.Градусова), девочек (Е.А.Кудрявцева, Л.М.Шипицына ) и формирования взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола (В.В.Абраменкова, Л.А.Арутюнова, Т.А.Репина).

Существенная часть современных отечественных исследований по проблемам полового воспитания выполнена под руководством Т.А.Репиной. рассматривая половое воспитание как целенаправленный педагогический процесс, она определяет ряд факторов, способствующих его эффективности:

а) учет особенностей дошкольников разного пола, их интересов и всей ситуации социального развития ребенка (положения его в семье и группе детского сада);

б) максимальная активизация самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности;

в) варьирование различных форм воспитательных воздействий;

г) совместное участие мальчиков и девочек в воспитательной работе (152).

Цель и задачи полоролевого воспитания, как указывают отечественные ученые (Д. В. Колесов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), определяются интересами общества, в частности - необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов без конфронтации.

Целью полоролевого воспитания в отечественной педагогике традиционно считается формирование маскулинных качеств (В.В.Абраменкова, Д.А.Колесов, Т.А.Репина, Н.К. Ледовских и т.д.) у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола), фемининных - у девочек (женственность, заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов).

По мнению М.А.Радзивиловой, целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности (интеллект, мотивационная деятельность, эмоциональная саморегуляция) мальчиков или девочек, формирования их полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации. В старшем дошкольном возрасте данная цель конкретизируется как развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, что предполагает осознание собственного образа Я-мальчик/я-девочка, гибкость полоролевого поведения, сформированность культуры взаимоотношения полов, способность устанавливать уважительные, партнерские отношения со сверстниками противоположного пола, овладение навыками реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых и реальных ситуациях.

Н.Е.Татаринцева в качестве основной цели определяет создание педагогических условий, детерминирующих уровень развития полоролевого поведения: наличие представлений о культурных эталонах мужского и женского поведения, умение ребенка ставить себя на место другого (рефлексия), учет возрастных особенностей и накопленного в процессе жизнедеятельности социального опыта. И.П.Иванова и Н.А. Касухина делают в своей программе акцент на воспитании мужественности и женственности, взаимоуважения, взаимодополняемости, понимания психических и эмоциональных различий, ролей и назначения мужчины и женщины в семье и обществе; содействии преодолению стереотипов о мужском и женском типах поведения.

Т.А.Репина определяет цель полоролевого воспитания как формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. Она отмечает, что сформированные в дошкольном возрасте начала качеств мужественности и женственности помогут детям в будущем выполнять в соответствии с требованиями общества свои социальные обязанности (социальные роли) - общественные и семейные, к которым относятся обязанности супругов, родителей и т.д. Реализация обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

– формирование первых идеалов семейных отношений и начальных представлений о мужественности и женственности, а также социально одобряемых половых ролях, соответствующих возрасту;

– обучение реализации этих представлений как в воображаемых ситуациях, так и в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола, в том числе со сверстниками противоположного пола;

– воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол (без решения этой задачи у детей часто возникают отклонения в полоролевом развитии);

– преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающей главным образом из-за различия их игровых интересов.

Исследования, проводимые под руководством Л.В.Коломийченко, в качестве основной цели полового воспитания определяют формирование гендерной толерантности, как сложного личностного образования, проявляющегося в принимающем, заинтересованном, гуманном, терпимом отношении к представителям своего и противоположного пола. В ее «Программе социального развития детей дошкольного возраста» (раздел «Человек среди людей») задачи полового воспитания определены в соответствии с основными сферами личностного развития (когнитивная, эмоционально-чувственная, поведенческая). Особый интерес в организации полового воспитания представляют обозначенные принципы, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор содержания при приобщении к различным аспектам гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры:

– принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;

– принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития людей разного пола; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;

– принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);

– принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере межполового взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

– принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как целостной системе, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

– принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к гендерной, нравственно-этической и семейно-бытовой культуре;

– принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания гендерной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учеб ной).

В ее исследованиях также определены этапы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Первый этап- формирование представлений через восприятие и запоминание; второй этап - осознание и переживание воспринятого, выработка положительной или отрицательной его оценки; третий этап - возникновение чувства личностной причастности, личностной значимости и ценности; четвертый этап- формирование потребности действовать в соответствии с личностной значимостью и невозможность поступать иначе.

Л.В.Коломийченко и О.В.Прозументик, проведя тщательный анализ психолого-педагогических исследований Л.А. Арутюновой, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Н К Ледовских, выполненных под руководством Т.А. Репиной, пришли к выводу, что многое в полоролевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли воспитывающие взрослые у детей процесс полоролевой социализации или он протекает стихийно.

Половое воспитание как важнейший фактор полоролевой социализации представляет собой целостный, целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с ребенком, способствующий адекватному восприятию и освоению гендерной культуры и формированию межполовой толерантности (Л.В.Коломийченко). В современных исследованиях достаточно полно представлены разные аспекты полового воспитания: изучены возможности отдельных средств (игра – Л.В.Градусова, Е.А.Кудрявцева, Е.А.Конышева; труд – Л.А.Арутюнова; произведения изобразительного искусства – Т.В.Малова), форм организации детей (Н.К.Ледовских, О.В.Прозументик) и др. Но несмотря на это, интерес к проблеме полового воспитания, к поиску средств его совершенствования не ослабевает. Изучение потенциальных возможностей разных видов деятельности, средств, методов, форм организации педагогического процесса по прежнему является целью многих современных исследований.

Специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной гендерной культуры по мнению Л.В.Коломийченко требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:

– учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;

– субцессирования целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффективный и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;

– реализации в образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания;

– создания условий для обеспечения интеграции процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает изучение проблемы, связанной с результативностью процесса полового воспитания. Безусловно, анализ целеполагания как предвосхищение некоего образа завершенного действия, позволяет сделать вывод о том, что в качестве такого результата могут быть представлены: маскулинные и фемининные качества, адекватные нормам гендерной культуры половые роли, степень половой идентичности, толерантные отношения с представителями своего и противоположного пола и т.д. Однако отсутствие четких параметров (показателей, критериев оценки, уровней) результативности педагогического процесса во многом осложняет процесс решения исследовательских и воспитательных задач.

Анализ работ по проблемам полового (полоролевого, гендерного) воспитания показал достаточный уровень разработанности данной проблемы в отечественной педагогике, привел нас к осознанию ограниченности используемых средств и к необходимости обозначения феномена его результативности. В качестве такового мы рассматриваем гендерную воспитанность, как сложное личностное, генетически обусловленное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересе и потребности в адекватном проигрывании половой роли, социально одобряемом фемининном/маскулинном поведении, толерантном отношении к представителям своего и противоположного пола.

Список литературы:

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л., 1929.
  2. Басов, М. Я. Методика объективных психологических наблюдений над детьми / М. Я. Басов. – М., 1925.
  3. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста: Дисс… пед. канд. наук. – Екатеринбург, 2007. – 167 с.
  4. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 5-10.
  5. Колесов, Д. В. Пол и секс в современном обществе / Д. В. Колесов. - М., 1999.
  6. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко. - Пермь.: ПГПУ, 2002. – 115 с.
  7. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 54 – 89.
  8. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. - № 1. - С. 12-25.
  9. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Я. Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 165-171.
  10. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей // Соотношение биологического и социального в человеке / Под ред. В. Банщикова. – М., 1975.
  11. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие - М.: Academia, 2003 с. 334.
  12. Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) / Конышева Елена Алексеевна - ; [Урал. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2006. - 23с.
  13. Макаренко, А. С. Сочинения: в 7 т. – М., 1957 – 1958.
  14. Радзивилова, М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Радзивилова Марина Анатольевна. - Волгоград, 1999. – 177 с.
  15. Репина, Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 4.
  16. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. Москва – Воронеж, 2004. - 300 с.
  17. Розова, Л. Б. Подготовка студентов педагогического колледжа к организации полового воспитания дошкольников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08) / Розова Лариса Борисовна - ; [Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского]. - Ярославль, 2004. - 19 с.
  18. Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Татаринцева Нина Евгеньевна. – Ростов-на-Дону, 1999. – 163 с.
  19. Фрейд, З. Табу девственности. Очерки по психологии сексуальности / З. Фрейд. – М.: Прометей, 1990. – 32 с.
  20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин . - М., 1978.