14.09.2010 75947

Анализ учебных программ по окружающему миру для экологического воспитания младших школьников

 

Проанализируем учебные книги разных периодов. Н. И. Харисова в своей работе: «Генезис учебной книги для детей как источник познания» анализирует средства ознакомления детей с окружающим миром. В учебных книгах ХVI – XVII вв. комплекс средств ознакомления детей с окружающим миром можно представить следующим образом.

Схема 1. Средства ознакомления с окружающим миром

Средства детей ознакомления с окружающим миром 

В связи с необходимостью развития экономики и активного освоения богатств в России во второй половине XVII века вводится преподавание естествознания. В 1786 году был напечатан первый учебник по естествознанию в двух книгах «Начертание естественной истории», изданное для народных училищ Российской империи. Автором был академик Василий Федорович Зуев (1754 – 1794г.). Книга В. Ф. Зуева состояла из трех отделов: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство.

 

Первая часть была посвящена описанию земель, камней, солей, горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы начиналось с описания почвы, песка, глины. Второй отдел посвящен изучению жизни растений, а третий отдел содержал зоологический материал. При отборе объектов для изучения автор не следует господствующей тогда систематике, а дает описание растений и животных, имеющих первостепенное значение для человека с учетом российской действительности.

В учебнике В. Ф. Зуева человек не отчуждается от природы. Как и в известной классификации, животных Карла Линнея, человек был помещен автором учебника среди животных, а не выделен в особую категорию. Это было смелым поступком со стороны русского автора.

Большое внимание он уделял изучению местной природы и полезных для человека ископаемых, растений и животных. Руководство В. Ф. Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания.

Для начальной школы Н. Ф. Бунаков составил «Книжку – Первинку» (1881) и «В школе и дома» (первое издание вышло в 1875г.). «Книжка – Первинка» предназначается для чтения после азбуки. Она содержала материал о временах года, домашних и диких животных, птицах. Насекомых, которые окружали детей, были предметами их непосредственных наблюдений.

Стремление Н. Ф. Бунакова активизировать учащихся в работе с книгой выразилось в том, что он помещает в книгу занимательный материал: ребусы, игры в слова, сюжетные картинки [1886].

Таким образом, разнообразный материал, несущий элементарные знания о природе, задания для его сознательного усвоения и воспроизведения «Книжка – Первинка» заинтересовывала учащихся не только самим процессом познания, но приучала ребенка к анализу увиденного и определению его места в общей картине мира.

Определяя содержание книги «В школе и дома» (I – II части), Н. Ф. Бунаков писал, что «В школе и дома» - это книга для чтения, расположенная концентрическими кругами и применяемая к преподаванию родного языка в народной школе.

Каждая из частей книги для чтения содержит литературный материал для чтения, заучивания и рассказывания и научно-популярный, дающий сведения об окружающей действительности. Художественные произведения служат иллюстрацией к научно-популярным статьям и наглядным беседам в связи с чтением.

Содержание научно-популярных статей определялось программой наглядного обучения, имеющего целью непосредственное изучение предметов и явлений окружающей действительности, сообщение необходимых знаний о природе, об отечестве, о вселенной. Эти статьи дополняли, закрепляли и приводили в систему те знания, которые школьники получили в процессе организованного наблюдения и наглядных бесед.

Естественно-исторический материал книги для чтения ведет детей от близкого к далекому, от наглядного, конкретного к абстрактному. Начиная со статей, описывающих родной дом, родину и ее окрестности, учащиеся переходят к волости, губернии и путешествуют по России, знакомясь с разнообразием отечества, природой, населением, промышленностью, с государственным управлением, с земным шаром и вселенной.

Особый интерес представляет отдел книги «Пособие для познания окружающей действительности, природы и жизни отечества». Большая часть статей кратки и сжаты, сообщают сведения, необходимые учащимся для правильного понимания фактов и явлений из окружающей их природы и жизни, формирования их мировоззрения.

Обобщающая статья «Польза, которую приносят человеку животные» систематизируют и дополняют сведения о природе в жизни человека. Круг знаний о животных расширяется, когда учащиеся знакомятся с обитателями жарких стран, устанавливаются закономерности образа жизни, питания животных, обусловленные природными условиями данной местности. От кратких описаний животных учащиеся переходят к точным характеристикам, не только на основе наблюдений, но и установление связей внутреннего порядка. Дети овладевали знаниями важнейших закономерностей природы.

Анализ содержания книг Н. Ф. Бунакова показывает, что в них большое место занимает материал о жизни животных и растений, который, по мнению автора, наиболее интересен для младших школьников. Кроме того, изучение данного материала пробуждало интерес детей к знаниям.

Книги для чтения Д. И. Тихомирова «Вешние всходы» (I – II книги вышли в 1895 г.) сыграли важную роль в жизни народной школы, содержали научно популярные статьи и художественные произведения.

В первой книге «Вешние всходы» естественнонаучные знания учащиеся получали при чтении материала, помещенного в отдел «Среди природы и людей».

Первоначальные понятия о природе формируются на основе понятий из мира животных. Последующие статьи разъясняют отдельные признаки, характеризующие общие понятие о домашнем животном: образ жизни, питание, польза человеку. Аналогичный материал дан о жизни диких животных, указываются основные отличительные признаки домашних и диких животных.

Знания о животном мире расширяются при чтении статей, содержащих общую характеристику класса птиц, через сравнение образа жизни домашних, диких и водоплавающих птиц. Ряд статей выясняет характерные черты жизни пресмыкающихся, рыб, насекомых.

Заключительная статья отдела сводит в общее понятие содержание всего отдела. Понятие о растительном мире дается в статьях о деревьях, выясняется сходство и различие деревьев и кустарников. Группа статей о злаках дает новые признаки общего понятии о растениях. Заключительная статья «Растение» дает основание для подразделения растений на вилы, семейства.

В отделе «Время» статьи дают понятия о переменах в природе по временам года, сменах дня и ночи, об изменение времени. В отделе «Вода» содержатся сведения о значении воды в жизни природы, о реке, море.

Общий обзор материала второй книги «Вешние всходы» показывает, что, расширяя содержание первого года, второй год дает новые знания и впечатление о жизни природы и людей, пробуждая внимание и наблюдательность учащихся к тем животным, которые полезны человеку. Из жизни растений даются знания о каждой части растения, способах размножения. Серия статей о земле, воздухе и воде объясняет атмосферные явления (роса, туман, дождь, снег), свойства и состояния воды, круговорот ее в природе.

В первой и второй книгах Д. И. Тихомиров дает только отдельные статьи, содержащие сведения из естествознания, природоведения, географии, истории Родины, подготавливая к усвоению более сложных статей в третьей и четвертой книгах.

Д. И. Тихомиров не ограничивается формированием у детей понятий и представлений об окружающем мире природы, а вырабатывает доступные понятия, относящиеся к общественной жизни человека. Первая ступень этих понятий – область семейных отношений, жизнь общественная, жизнь государственная, жизнь международная. Картинки из семейной жизни служат основой для выяснения первичных понятий дружбы, чести, сотрудничества, которые затем переносятся на товарищей, знакомых, людей вообще. Все эти понятия выясняются на основе восприятия конкретных художественных образов, данных в разделах «Среди людей», «Из общественной жизни людей». На основе исторических знаний и впечатлений вырабатываются понятия о человеке, как гражданине, о долге каждого по отношению к прошлому, об обязанностях по отношению к настоящему и будущему. Содержание всего курса строится на посильном и доступном наблюдению детей материале о жизнедеятельности среди природы и людей.

Таким образом, Д. И. Тихомиров, предлагая в книгах для чтения естественнонаучный и исторический материал, стремился дать законченное первоначальное образование, как фундамент дальнейшего духовного развития ученика. Шире знакомит детей с окружающей действительностью, вводит детей в мир взрослых.

Книги для чтения «Мир в рассказах для детей» В. Вахтерова появились в 1900 году, в которых можно найти естественноисторический материал, способствующий введению детей в мир науки.

В книгах «Мир в рассказах для детей» даны знания из различных областей наук. В этом отразились взгляды В. Вахтерова на реальный характер обучения. Он доказал, что уже с первых шагов обучения дети должны получать научные знания, на доступном для их возраста уровне. В изучении естественных наук, по мнению В. Вахтерова, заложены основы для развития творчества, приобщения учащихся к процессу исследования, так как данные науки способствуют выработке умений наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Этим объясняется то, что основное содержание книг для чтения составляют статьи научно-популярного характера. Раскрывающие законы развития природы.

Книги для чтения В. Вахтерова «Мир в рассказах для детей» имеют два отдела литературный и научный. Остановимся на научном отделе.

Научный отдел книги для чтения «Мир в рассказах для детей» включает сведения из биологии (растительный и животный мир), географии, истории, физики, химии, астрономии, обществоведения по темам: «Времена года», «Среди животных», «Из зеленого царства», «Воздух и вода», «По белу свету», «Силы природы», «По родной земле», «Из родной старины».

Автор знакомит учащихся с простейшими инфузориями, с особенностями жизни этих представителей невидимого нам мира в статье «Кто живет в капле воды». В этой статье автор учит детей вести наблюдения за изучаемыми объектами, описывая последовательность действий ученого-наблюдателя и предлагая учащимся вести наблюдения самим, чтобы получить достоверные знания.

Таким образом, В. Вахтеров ведет учащихся к самостоятельному познанию явлений природы, животного и растительного мира. Во второй книге в отделе «Воздух и вода» раскрываются свойства воды, воздуха. При объяснении учащимся сущности образования ветра, В. Вахтеров создает у детей представление о движении воздуха на основе простейших опытов: конкретные представления о движении воздуха внутри комнаты служат основой для создания понятия о передвижении воздушных масс на земле, то есть об образовании ветра.

Широкие возможности для опытного изучения природы представляет отдел «Силы природы», в котором дан большой познавательный материал о физическом состоянии тел, о явлениях электричества. Большое внимание при изучении данной темы В. П. Вахтеров обращает на значение научных знаний в жизни человека.

Предложенная В. П. Вахтеровым в книге для чтения система научных знаний включает в себя сведения географического характера. Географический отдел книги отличается оригинальной постановкой тем изучения, внутренней логической связью между сообщаемыми сведениями, интересным содержанием. В предисловии ко второй книге для чтения поясняет систему изучения географического материала. Изучение географии, по его мнению, необходимо начинать с изучения родной местности и ее окрестностей. Так как нет возможности включить в книгу описание местности, где живет ребенок, то автор помещает упражнения для самостоятельной работы, приучающие вглядываться в окружающее, подмечать особенности местности, сравнивать с другими местностями. Вопросы, составленные В. П. Вахтеровым, представляют собой программу изучения родного края младшими школьниками. В основе программы лежат наблюдения учащихся за растительным и животным миром, ландшафтом, сезонными изменениями в жизни природы, занятиями людей.

Главную особенность географического отдела книги составляют статьи по физической географии. Сведения об образовании пещер, оврагов, разрушении скал, образовании ледников, - все эти вопросы В. П. Вахтеров вводит в программу обучения впервые. Он обращается к явлениям, которые наглядно убеждают учащихся в изменениях неживой природы. Автор предлагает задания по сбору коллекций минералов, полезных ископаемых, видов почв данной местности. Такие задания подтверждают достоверность излагаемых в книге сведений, развивают познавательные способности учащихся. Полученные из книги для чтения знания учащиеся соотносили с теми наблюдениями за своей местностью и сведениями, которые давали предания, рассказы местных жителей.

В представленных учебниках даются только сведения о живой и неживой природе, но не говорится об их взаимосвязи. Человек выступает в роли потребителя природных ресурсов, ни слова не говорится о рациональном их использовании. Несмотря на то, что младшим школьникам даются научные знания, которые способствуют выработке умений наблюдать, направленные на формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), и значительно расширены области для изучения, у детей не формируется целостная картина мира, такую картину мира можно назвать наивной: разобщенная научная картина мира как одномерный, фрагментарный образ мироздания, в котором не идет речь о природосообразности человеческой жизни.

Демократизация общества в XXI в. и гуманизация образования обусловили появление новых программ и инновационных методик преподавания окружающего мира в начальной школе. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей значимости данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью формирования у детей боле обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. В зависимости от профиля школы, уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-разному. В настоящее время для начальной школы разработано несколько программ по естествознанию: «Мы и окружающий мир» (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, система развивающего обучения Л. В. Занкова, «Естествознание» (Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева, система развивающего обучения В. В. Давыдова, «Окружающий мир» (О. Т. Поглазова, система развивающего обучения «Гармония»), «Мир и человек» (А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан, система развивающего обучения «Школа 2100»), «Окружающий мир» (Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Иванченкова, И. В. Потапов, система развивающего обучения, программа «XXI век»), «Зеленый дом» (А. А. Плешаков, традиционная система обучения, вариативная программа), «Природа и люди» (З. А. Клепинина, традиционная система обучения, вариативная программа).

Проанализируем программы, получившие наибольшее распространение в массовой школе с точки зрения экологического воспитания младших школьников.

Программа «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Главной целью программы является формирование у ребенка широкой

целостной, научной картины мира. Предметами осмысления учеников становятся: вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, мучительный процесс познания законов и явлений природы.

По мнению Л. В. Занкова материал «…должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная, яркая картина природных явлений и жизни людей в разных странах и уголках Земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество».

Основными задачами программы являются: развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность; на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию существенных природных связей и закономерностей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.

В системе обучения, направленного на общее развитие, предусмотрено изучение естествознания с первого класса и географии со второго как самостоятельных учебных предметов. Разделение курсов вместо интегрированных предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение» осуществлено в соответствии с предметными областями научных знаний.

Отбор содержания по географии основан на сравнительно-географическом методе, заключающемся в сочетании мироведения и краеведения. Во втором классе даются общегеографические понятия: карта, глобус, ориентирование, горизонт, движение Земли. Кроме этого детям сообщаются сведения о том, как человек изучал Землю, о великих географических открытиях.

Программа третьего класса посвящена изучению континентов, ландшафтов, природных зон, полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся со строением Земли, гидросферой, атмосферой, литосферой и биосферой, взаимосвязью этих оболочек, историей развития органического мира. В заключительных темах рассматривается деятельность человека, человеческое общество. Учащиеся знакомятся различными государствами и отношениями между ними, влиянием человека на изменения природной среды на Земле, с проблемами выживания. Большое внимание уделяется здесь экологическим проблемам, которые встают перед современным человеком.

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Таблица 1. Тематика экскурсий в программе «Мы и окружающий мир» Л. В. Занкова

Класс  Тематика экскурсий
2 - Наблюдение объектов живой и неживой природы окружающей местности, красоты природы.
- Зимние явления в природе, лес (парк) зимой.
- Наблюдения за весенними изменениями в природе. Ранняя весна. Лес (парк) весной. Наблюдения за сельскохозяйственными работами весной.
- Экскурсия в заповедник региона, на станцию юннатов.
3 - Экскурсия по экологической тропе своей местности, в заповедник, для ознакомления с природными богатствами края.
4 - Экскурсии в лес для знакомства с лекарственными растениями.

 

В целом учебник способствует пробуждению потребности в познании окружающего мира, воспитанию любви к родной земле, усвоению общепринятых норм нравственности в отношении к природе и людям. Главная роль учебника: руководить всеми видами познавательной деятельности, задания направлены на общее развитие школьников. При этом значительная роль отведена элементам проблемного метода изложения материала.

Программа «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»).

Курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Автор программы ставит следующие задачи: развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

С целью формирования интегративного, экологического мышления, учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей, поиск альтернативных решений возникающих проблем.

При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания преследует не только цель формирования целостной картины мира, а выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и органами чувств, и мышлением, чтобы ученики осознавали ответственность за результаты этого познания и стремились к дальнейшему самосовершенствованию во благо гармонии природы и человека, человека и общества.

В каждой теме программы даны перечни наблюдений, опытов, практических и творческих работ, а также рекомендованных экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

Таблица 2. Тематика экскурсий по программе «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония»)

Класс Тематика экскурсий
1 - Экскурсия по пришкольному участку, в школьный живой уголок, в зоологический музей, в зоопарк, в цирк, в зоомагазин.
2 - Экскурсии на природу (к берегу реки, пруда, к холму).
- Экскурсия к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.
3 - Экскурсии в лес (в парк, к водоему) для наблюдения осенних изменений в природе и сбора природного материала для поделок.
- Экскурсия в зимний лес (в парк на пришкольный участок) для наблюдения коры разных деревьев, сбора семян разных деревьев, исследования спилов деревьев.
- Экскурсия на пришкольный участок (а парк, в лес) для наблюдения цветения трав и опыления деревьев, в зоологический музей.
4 - Экскурсия в кабинет биологии (палеонтологический музей), в кабинет географии (в минералогический музей), в зоопарк, в биологический музей, в краеведческий музей.

 

Программа «Мир и человек» А. А. Вахрушева, А. С. Раутиана (система развивающего обучения «Школа 2100»).

Основная задача курса «мир и человек» - воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Осознание человечеством важности решения экологических проблем неизбежно должно породить распространение этических норм на все природное окружение человека, причем не только живое.

Авторы программы считают, что средством воспитания и образования школьников начальных классов является ознакомление с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

По мнению авторов, важно не только познакомить учащихся с картиной мира, но и научить их ею пользоваться. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

При изучении курса разнообразны формы организации работы: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями. В программе не предложена тематика экскурсий.

Программа первого класса – «Окружающий нас мир», строится на основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с позиции узнающего мир человека. Главная ее цель – показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни человечества. В темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации: книгой, телевидением, кино, радио и другие. Они узнают правила общения друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух, вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как основные богатства и кладовые природы.

Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами, животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их многообразии; получают сведения о культурных и комнатных растениях; домашних животных и правилах ухода за ними.

Интересно содержание программы для второго класса «Земля. Части света», направленной на формирование географических представлений. Чтобы сделать изучение природы доступным, авторы программы основное внимание уделили природе окружающих нас предметов. Дети получают представление о форме и размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях: сменой дня и ночи, времен года. Постепенно внимание переключается на звездное небо. Дети знакомятся с планетами, звездами, созвездиями, искусственными спутниками Земли. Ведущая идея программы состоит в обосновании важной роли живых организмов в круговороте веществ в природе.

Программа «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век).

Особое значение этого интегративного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Исходя из этого основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка» («Я и другие люди», «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

Содержание учебного материала распределяется следующим образом. В первом классе изучаются темы: «Ты - первоклассник», «Твое здоровье», «Мы и вещи», «Природа вокруг нас», «Наша страна». Вначале учащиеся получают сведения общего характера: режим дня, время и часы, правила дорожного движения, учеба в школе и отдых, факторы закаливания и здоровый образ жизни. Учащиеся получают представления о своей стране, городе или поселке, в котором они живут. Они узнают о профессиях и труде людей, учатся ценить и уважать труд человека.

Одновременно с этим начинается знакомство с окружающей природой, ее красотой и гармонией. Обобщаются знания учащихся о растениях и животных, которые известны учащимся, и на этой основе формируются знания о культурных и комнатных растениях, диких и домашних животных, навыки ухода за растениями и животными дома и в классе.

Содержание курса природоведения в следующих классах тесно связаны с темами программы первого класса. Это «Человек и его здоровье», «Человек и природа», «Моя страна», «Природа вокруг нас», «Труд людей на планете». Построенная по спирали программа позволяет в каждом классе расширить первоначальное содержание курса, углубить и закрепить знания учащихся.

В третьем классе раскрываются свойства воды, воздуха, горных пород, их свойств, состав; особенности растений и животных, их многообразие, условия, необходимые для жизни и развития организмов; редкие и исчезающие растения и животные, их охрана.

 В следующем учебном году основные природоведческие понятия развиваются, закрепляются, наполняются новым содержанием. Здесь изучаются такие понятия, как горизонт, план и карта, ориентирование, форма и размеры Земли, движение Земли, формы поверхности суши. Одновременно с этим расширяются и углубляются представления и понятия о горных породах и полезных ископаемых, почве, погоде, растительном и животном мире различных сообществ, организме человека и правилах гигиены.

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.

Таким образом, начиная в первом классе с изучения жизни своей семьи, коллектива класса, далее города, поселка, ученики постепенно знакомятся с условиями жизни людей на планете в целом, с творчеством человека и миром, его чувств. Постепенно формируются не только первоначальные природоведческие понятия, но и духовный мир ребенка, расширяется его кругозор, повышается уровень общего развития, наконец, начинает складываться его общественное сознание, понимание ответственности людей за будущее Земли. В соответствии с представленным материалом выделяют следующие экскурсии.

Таблица 3. Тематика экскурсий по программе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова (система развивающего обучения, программа XXI век)

Класс Тематика экскурсий
1 - Экскурсии сезонные для ознакомления с признаками различных времен года: в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов.
2 - Экскурсии в природу в различные времена года; наблюдение сезонного труда людей (фабрика, ферма, завод); экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом писателя.
3 - Экскурсия к местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной; наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки).

 

Программа «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.

Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III - IV). Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Структурные части программы:

1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I – II класс.

2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.

3. Экология для младших школьников (факультативный курс).

4. Планета загадок (факультативный курс).

Приоритетной задачей программы является формирование в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определенных сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности, в связи с этим авторы предлагают следующие экскурсии.

Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.

В содержании курса человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирования у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

В первом классе вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Наш город (село)», «Родная страна». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получают элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни, здесь же начинают формироваться первоначальные экологические и природоохранные представления: значение окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе, родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. В качестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как и почему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениями окружающего мира: светом, звуком, электричеством.

Таким образом, к концу первого года обучения дети должны знать о своей стране, городе, правила поведения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты и изделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления о растениях и животных, вести наблюдения в природе с целью получения элементарных представлений о природе, окружающем мире, явлениях природы.

Учебный материал второго класса сгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа», «Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близки с материалом первого года обучения. В то же время представления здесь более конкретизированы. Учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы, Солнцем как источником тепла и света на Земле. Систематизируются знания о диких и домашних животных, культурных и дикорастущих растениях, даются представления о растительном и животном мире различных сообществ: луга, леса, водоема. Продолжаются наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Существенно увеличена доля географического материала. Здесь формируются такие понятия, как горизонт, компас, ориентирование, равнинная и гористая местность, разнообразие водоемов. В качестве дополнительной теме предлагается с природой разных уголков планеты, странами и народами мира в форме путешествия по карте и глобусу.

В третьем классе работа строится вокруг тем «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье», с помощью которых удается обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, ее роли в жизни человека. Одновременно с этим часть материала содержит вопросы, связанные с охраной природы и ее защитой от отрицательного воздействия человека.

Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких и газообразных веществах, о температуре и ее измерении пользуются при изучении воздуха, воды, горных пород и почвы. Здесь формируются основные биологические представления о растительных организмах, животных, грибах, рассматриваются особенности размножения растений и животных. Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между живой и неживой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), а так же, как уже отмечалось, между природой и человеком.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как о части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.

В четвертом классе курс направлен на формирование географических понятий. Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси, о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром», однако в четвертом классе эти знания не только расширяются, но и значительно углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую направленность.

Интересен факультативный курс «Планета загадок», который знакомит учащихся с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых, обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде «путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир растений и животных.

Таким образом, программа А. А. Плешакова «Зеленый дом» направлена на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. Дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ее охраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

Целенаправленно и последовательно в курсе раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности, чему способствуют следующие экскурсии.

Большое место отводится вопросам охраны природы:

Соответственно программе в учебниках с I – IV класс прослеживается линия по формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира, по формированию бережного отношения к богатствам природы.

Таблица 4. Тематика экскурсий по программе «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа)

Класс Тематика экскурсий
3 - Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы).
- Изменения в природе под воздействием человека.
- Охрана природы (может быть проведена в лесопитомнике, в ботаническом саду, на экологическую тропу).

4

- 1-2. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края.

- 3-5. Природные сообщества родного края.

 

Программа «Природа и люди» З. А. Клепининой (традиционная система обучения, вариативная программа).

В ней сохраняется в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения. Основой для отбора природоведческого содержания стали краеведческий, экологический и практический принципы.

Главной задачей курса: развивать личностные качества ребенка, мышление и речь, экологическую, санитарно - гигиеническую и этическую культуру; дать знания о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек» как основа экологизации сознания.

Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своей местности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе.

Интересно, что тема «Природа нашего края» изучается во всех классах. Однако, в I – II классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, в III – IV классах они изучают природу своей области (края, республики).

Кроме этого дети знакомятся с планом и картой, узнают о форме и размерах Земли, материках и океанах, об особенностях рельефа. Учащиеся знакомятся с основными видами горных пород, полезных ископаемых почвой и ее свойствами, вопросами охраны недр и рационального природопользования. На доступном уровне они изучают свойства воды, ее круговорот в природе, разнообразие водоемов, знакомятся с проблемами их охраны от загрязнений. Изучение природы идет последовательно от неживой к живой природе.

Растительный и животный мир изучается по сообществам. Учащиеся получают представления о ландшафтах своего края, природных зонах Земли, взаимосвязях факторов неживой природы и их влиянии на живые организмы, хозяйственной деятельности человека и в связи с этим знакомятся с проблемами сохранения животного и растительного мира.

В теме «организм человека и охрана его здоровья» даются общие представления об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.

Таблица 5. Тематика экскурсий по программе «Природа и люди» З. А. Клепининой (традиционная система обучения, вариативная программа)

Класс Тематика экскурсий
1 - Окружающая природа; разнообразие растений и места их произрастания; разнообразие животных и места их обитания; природа осенью; природа весной; природа летом.
2 - Природа вокруг нас; природа осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею с целью ознакомления с разнообразие комнатных растений, их красотой, создаваемые композициями; раннецветущие растения; жизнь грачей весной; труд людей весной.
3 - Экскурсия с целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения к природе; результатов этого отношения; экскурсия в заповедник (парк, лесопарк, музей) с целью наблюдения положительной природоохранной деятельности человека в природе.
- Экскурсия в музей, в природу, на выставку с целью изучения разнообразия веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий).
- Экскурсии в парк, лес, сад с целью ознакомления с их состоянием в период золотой осени, а затем поздней осени, зимы, ранней весной и в конце весны.
4 - Ознакомление с формами поверхности, полезными ископаемыми.
- Ознакомление с особенностями местного водоема, его особенностями и экологией; ознакомление с растениями, животными и использованием выбранных для изучения сообществ.

 

Таким образом, программа нацелена на сообщение учащимся элементарных сведений о живой и неживой природе, направляет детей на охрану природных богатств, формирует навыки личной гигиены.

Акцент делается на материале о сезонных изменениях в природе, которые позволяют детям осознать не отдельные факты изменяемости в природе, а изменяемость как природную закономерность, в связи с этим предлагаются экскурсии. Можно встретить вопросы по охране окружающей среды. Зона лесов, какие мероприятия проводятся по охране природы? Каково влияние деятельности человека на природу?

Таким образом, в результате анализа программ, мы видим, что только в программах Л. В. Занкова и А. А. Плешакова говорится о становлении современной экологически ориентированной научной картины мира. Учащимся дается представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечет за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.

И, наконец, следует отметить, что при изучении курса естествознания в начальной школе на сегодняшний день значительно расширились области получаемых учащимися знаний по сравнению с XVIII веком.

Схема 2. Области знаний образовательной области «Естествознания».

Области знаний по курсу" Естествознание"

 

Список литературы:

  1. Бунаков Н. Ф. В школе и дома: Книга для классного чтения. 2 часть Спб., 1886.- 102с.
  2.  Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  3. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  4. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  5.  Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  6. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  7.  Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  8.  Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4 класса. Человек и природа. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000. – 64с.
  9. Вахтеров В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 3, 1910. - 319с. Вахтеров В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 2, 1910. - 240с.
  10. Вахтеров В. П. Мир в рассказах для детей. Вторая после букваря книга для чтения. Часть 1, 1905. - 164с.
  11. Кривских О.Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию: Дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 227 с.
  12. Природоведение. Поурочные планы. 2 класс (по учебнику Плешакова А. А.) / Авт.- сост. Котрунова Н. В. – Волгоград: Учитель, 2004. – 80 с.
  13. Природоведение. Поурочные планы. 3 класс (по учебнику Плешакова А. А.) / Сост. Брыкина Л. М. – Волгоград: Учитель, 2004. – 99 с.
  14. Программы начального обучения 1 – 4 классов. Федеральный учебно- методический центр им. Занкова Л. В. – М., 1998. – 196с.
  15. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, часть 2. / Под ред. Виноградской Л. А. – М.: Просвещение, 2001. – 391с.
  16. Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.
  17. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 208с.
  18. Харисова Н. И. Генезис учебной книги для детей как источник познания окружающего мира: Дис. канд. пед. наук. // Елабуж. гос. пед. ун-т. – Елабуга. Б. и., 2004. – 300 с.