25.09.2010 13138

Пальчиковые игры и упражнения для дошкольников

 

Движения пальцев рук исторически, в процессе эволюции человечества были тесным образом связаны с речью. Начальной формой общения первобытных людей была жестовая речь. При этом особенно велика роль руки, которая позволила путем указывающих, оборонительных, угрожающих, защитных и других движений развить первый «язык», с помощью которого люди объяснялись.

Значительно позже эти жестовые знаки стали комбинироваться с криками, возгласами. Прошло несколько тысячелетий, пока развилась речь с помощью слов, которая все равно до сих пор связана с жестами. С помощью них мы как бы усиливаем смысл сказанного или придаем нашей речи особую эмоциональность.

Все исследователи, изучавшие развитие психики детей, отмечают огромное стимулирующее влияние мелких движений руки. Недаром мышление у детей развивается от наглядно-действенного (при котором ребенок производит действия непосредственно с предметом и таким образом знакомится с ним, запуская процесс мышления) к наглядно-образному (при котором конкретный предмет заменяется образом, мысленным представлением), а затем к абстрактно-логическому (при котором ребенок может мысленно представить свои действия и их результат).

Мелкие движения пальцев рук у людей совершенствовались в процессе эволюции, когда люди выполняли руками все более тонкую, скоординированную и сложную работу. В связи с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге, т. е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно также происходит развитие речи ребенка: сначала развиваются мелкие движения пальцев рук (от ощупывания, простых действий с предметом к навыкам самообслуживания, рисования и письма), затем речь (от артикуляции отдельных звуков и слогов к проговариванию слов и предложений). Все последующее совершенствование речи напрямую зависит от степени тренировки мелких движений руки.

По данным М. М. Кольцовой и М. С. Рузиной, в возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными; на 7-м месяце появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д.; в 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на нужный ему предмет, изучает интересующий его предмет, стараясь дотронуться до него пальцем или взять в руки. Вслед за развитием таких дифференцированных движений пальцев рук начинается произнесение первых слов. На протяжении всего ясельного возраста четко проявляется эта зависимость: по мере совершенствования мелких движений пальцев идет развитие речевой функции. Таким образом, речевые зоны ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Эта закономерность должна правильно использоваться в работе с детьми по развитию речи, особенно там, где наблюдается отставание или задержка ее развития.

Тренировку пальцев рук детей можно начинать с 6-7 месячного возраста. В это время полезно делать массаж кисти руки: легкие надавливания в направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибания-разгибания пальцев ребенка взрослым. С 10-месячного возраста следует проводить самостоятельную тренировку пальцев рук ребенка, главное, чтобы движения были энергичными и в них вовлекалось как можно больше пальцев. К движениям для такой тренировки можно отнести: катание шариков из пластилина, разрывание на мелкие части любой бумаги или газеты, перебирание крупных пуговиц, бус и других мелких частей, складывание пирамидки, кубиков, вкладышей. Начиная с 1,5 лет, можно давать более сложные задания, направленные на развитие именно мелких, координированных движений пальцев - это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. С этого времени можно проводить с ребенком, так называемые, пальчиковые игры, направленные на развитие тонких движений пальцев в сочетании со стихами и потешками, которые так нравятся детям.

В целом тренировка мелких движений пальцев рук является одним из главных факторов, влияющих на речевое развитие, мощным средством повышения работоспособности головного мозга, улучшения артикуляционной моторики и координации движений, подготовки руки ребенка к письму.

С целью наиболее эффективной тренировки упражнения должны сочетать в себе движения на сжатие, растяжение, расслабление всей кисти, а также изолированные движения каждого из пальцев.

Занятия с детьми должны проводиться систематически, желательно ежедневно, по 3-5 минут, в игровой форме. На начальном этапе многие движения могут выполняться детьми с трудом, пассивно, с помощью взрослого, а затем по мере тренировки дети переходят к самостоятельному их выполнению.

Пальчиковые упражнения направлены на совершенствование и тренировку мышц и сухожилий пальцев, лучезапястных суставов рук.

1. «Руки здороваются о - рукопожатие своих рук с поочередной сменой их положения: правая сверху, левая снизу, затем наоборот, левая сверху, правая снизу.

2. Сжимание (в кулак) и разжимание пальцев: ладонями вверх; ладонями вниз; поочередно правой и левой; обеих рук одновременно. Упражнения выполняются с нажимом, при сжимании - надавливание, которое надо удержать 2-3 секунды.

3. Пофаланговое сгибание пальцев - сначала поочередное на левой и правой руке, затем одновременно на обеих руках. На начальном этапе может потребоваться помощь (надавливание) другой руки, особенно при сгибании верхних фаланг.

4. «Крокодил» - собирание пальцев в щепотку, затем поочередное (на левой и правой руке) и одновременное (на обеих руках) открывание и закрывание ее, как пасти крокодила.

5. Вращение кистями рук в правую, затем в левую сторону.

6. Чередование положений кистей рук: ладонь -кулак - ребро ладони; положений пальцев: колечко - цепь - щепоть сначала каждой рукой по очереди, затем двумя одновременно.

7. Выгибание кистей - поднятие их вверх по очереди и одновременно.

8. Прогибание кистей - опускание их вниз по очереди и одновременно.

9. Чередование поднятия и опускания кистей обеих рук.

10. «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев: поочередно все пальцы правой руки с ее большим; все пальцы левой руки с ее большим пальцем; одновременно на обеих руках. Соприкосновение проводится пружинисто, с надавливанием.

11. «Пальчики идут» - хождение по столу указательным и средним пальцами сначала одной, затем другой руки, одновременно обеих рук. Скорость движения меняется с медленного переставления пальцев (как бы крадучись) до быстрого, напоминающего бег ногами.

12. Постукивания по столу пальцами одной, затем другой руки и одновременно двумя руками, начиная с большого и начиная с мизинца.

13. «Черепица» - пальцы накладываются друг на друга поочередно на каждой руке и одновременно на обеих руках.

14. «Щелчки» - поочередное отталкивание всех пальцев от большого пальца на каждой руке, затем одновременно на обеих руках.

15. Поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак, начиная с большого пальца, затем начиная с мизинца; на одной руке, на другой руке и одновременно на обеих.

16. «Лепестки цветка» - пружинистое выпрямление не соприкасающихся друг с другом пальцев, на одной и другой руке поочередно, затем одновременно на обеих руках, соединив ладони вместе.

17. «Замок» - складывание ладоней, переплетение пальцев с надавливанием; с вращением влево -вправо, не размыкая пальцев; с наклонами кистей влево - вправо; с разворачиванием сомкнутых ладоней к себе и от себя; с поднятием и опусканием пальцев, не отводя ладоней друг от друга.

18. Имитация мытья рук с поочередным их поглаживанием, потиранием ладоней.

19. «Ножницы» - отведение большого пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие вверх указательного пальца от остальных, соединенных вместе; поднятие соединенных вместе указательного и среднего пальцев от соединенных вместе безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется на одной и другой руке по очереди, затем обеими руками одновременно.

20. «Плавники» - сомкнутые ладони с напряжением наклоняются вправо - влево, вперед - назад; разведение пальцев, не размыкая запястий  (ладони смотрят вперед - от себя; затем вверх); имитация плавания (движения ладоней по волнистой линии).

21. «Фонарики» - вращение поднятых вверх кистей рук влево - вправо, по кругу одной и другой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно.

22. Поочередное поднимание пальцев со стола на одной и другой руке по очереди, одновременно на обеих руках.

23. Имитация игры на пианино.

24. Разведение и сведение пальцев, лежащих на столе.

25. «Голы» - забивание шариков в «ворота» из строительного материала, поочередно каждым пальцем на одной и другой руке, одновременно на обеих руках.

26. Встряхивание расслабленных рук, поочередное и одновременное.

Пальчиковые игры представляют собой разнообразные действия отдельными пальцами и руками в целом. Одни из них пришли к нам из прошлых времён и относились к развлечениям матерей со своими маленькими детьми.

Такие игры часто сочетались с песенками, потешками и назывались пестушками-тютюшками, получившими свое название от песта, которым толкут что-то в ступе, то поднимая вверх, то опять опуская вниз. Подобным образом мать пестует своего ребенка, т. е. подбрасывает его одной рукой вверх и подхватывает другой.

Другие основаны на древних подвижных или пальчиковых играх, которые с течением времени  изменялись и совершенствовались последующими поколениями в процессе использования.

Третьи игры, более современные, входят в комплексы так называемой пальчиковой гимнастики, которая сочетает в себе произношение народных или современных стихов с выполнением подходящих по смыслу текста движений. В последнее время такие игры получили широкое распространение, но требуют внимательного отношения при подборе их для занятий с детьми.

«Пестушки-тотюшки» начинали проводить еще в колыбели, когда ребенок уже различает свою маму. Эти потешки имели воспитательное значение и в физическом, и в психическом отношении: приучали детей к необходимости движений, ловкости, сообразительности, способствовали начальному развитию мелких движений рук. Они и по сей день не утратили своего значения и очень нравятся детям раннего возраста.

«Ручки»

Мама говорит своему ребенку, лежащему в кроватке или коляске: «Дай ручки!» или «Пойдем на ручки!», зазывая ребенка к себе руками. Причем уже понимающий это движение ребенок протягивает ей ручки, и мать берет его к себе на руки.

«Сова летит»

Мама берет своего ребенка за руки и начинает махать ими, как летящая сова крыльями: плавно, размашисто.

«Лунь плывет»

Мама берет руку ребенка и, нараспев приговаривая слова: «Лунь плывет», водит ею вперед - назад, изображая плавание рыбы.

«Ладушки»

Мама берет ладушки, т. е. ладошки ребенка в свои руки и, разводя их на некоторое расстояние, ударяет ими друг о друга, попутно с разной интонацией произнося текст потешки, а в конце опускает на голову.

1 вариант. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка маслененька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, Поели, Ш-ш-у, полетели! На головку сели. Сели, посидели, Прочь улетели.

2 вариант. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кашка сладенька, Бражка пьяненька. Кашку поели, Бражку попили, Ш-ш-ш, на головку.

«Сорока-сорока»

Мама берет левую руку ребенка ладонью вверх и начинает водить по ней указательным пальцем его правой руки, поочередно указывая на упоминающиеся в потешке пальцы. В заключение прибаутки ручки ребенка кладутся на его голову. Далее игра проводится с правой рукой.

1 вариант. Сорока-сорока, кашу варила, Гостей созывала, на порог скакала. Гости на двор, она кашу на стол. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала: Ты маленек, коротенек, Сходи за водицей да истопи баньку, Вымой да выпари меня, Тогда дам кашки на красной ложке.

2 вариант. Сорока,сорока, Сорока-белобока, Где была? Далеко. Кашу варила, Деток кормила, Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому не дала. Ты воды не носил, Ты печь не топил, Ты кашу не варил. Сам дров наруби, Сам воды наноси, Сам кашу свари, Сам кашу и ешь!

«Потягунюшки»

Игра проводится, когда ребенок просыпается и потягивается. Эти движения до сих пор ассоциируются у многих людей с ростом ребенка. Мать, гладя его рукой по животику и ножкам, приговаривает: «Потягунюшки поростунюшки!» Затем, указывая на рот ребенка, продолжает: «Рот говорунюшки!», на руки - «Руки хватанюшки!», на ноги - «Ноги ходунюшки!»

«Пестушки»

Мать аккуратно, слегка подбрасывает ребенка вверх, держа за подмышки и приговаривая: «Полетели - полетели!»

«Идет коза рогатая!»

Мать или другой взрослый, изображая козу, в шутку наступают на ребенка, попутно произнося текст потешки. Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, (наступают на ребенка, делая на голове «рожки» из пальцев и выставляя их вперед) За малыми ребятами. Ножками топ-топ, (продолжают движение, притопывая ногами) Глазками хлоп-хлоп, (обе ладони открываются и закрываются, изображая глаза) Кто каши не ест, (наступают на ребенка «рожками» из указательного и среднего пальцев) Кто молока не пьет, (покачивают ими) Того забодаю, забодаю, забодаю! (дотрагиваются «рожками» до животика ребенка, слегка пощекотав его при этом)

Следующие игры способствуют развитию гибкости пальцев и лучезапястных суставов, развивают осознанную координацию движений пальцев, тренируют скорость реакции.

«Ловушка»

Взрослый ставит перед ребенком любую руку ладонью вверх - это «ловушка». Ребенок ставит палец на середину ладони - это «добыча». Взрослый должен быстро сжать ладонь в кулак, чтобы поймать палец ребенка, а тот старается успеть отдернуть руку, чтобы не попасться в ловушку.

«Ласточка - перепелочка»

Ребенок кладет левую руку на правую руку взрослого ладонями друг к другу. Взрослый начинает своей правой рукой поглаживать пальцы ребенка от основания до кончиков, начиная с большого пальца, одновременно несколько раз ласково приговаривая: «Ласточка, ласточка». Затем, когда ребенок этого не ожидает, поглаживает и, не меняя интонации, произносит: «Перепелочка!» В это время он должен схватить ребенка за кончик любого пальца и потрясти, приговаривая: «Поймал-поймал!», а ребенок старается как можно быстрее отдернуть руку, чтобы не попасться. После проведения игры на одной руке, независимо от того, «поймали перепелку» или она улетела, игра продолжается с другой рукой. Когда ребенок освоит игру, можно предложить ему самому ловить «перепелочку» - палец взрослого.

«Киселек»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения. Бабушка кисель варила, (одна рука помешивает «кисель» в другой руке) На горушечке, (ладони соединяются под углом и слегка расходятся у запястий) В черепушечке, (ладони прогибаются и, соединяясь, образуют емкость - горшок) Для Андрюшечки. (одну ладонь положить на грудь, к сердцу) Летел-летел соколок Через бабушкин порог, (большие пальцы сцепляются между собой, по махать ладонями, как крыльями) Вот он крыльями забил, (несколько раз ударяют ладонями по бокам) Бабушкин кисель разлил, (затем ладони вытягиваются вперед и отводятся вниз (смотрят вверх), пальцы растопыриваются) Вот и нету киселька (развести руки в стороны) В черепушечке (снова «горшочек» из ладоней) У старушечки, на горушечке. (снова ладони «горкой») Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (трут кулачками глаза или проводят руками по щекам, как бы вытирая слезы) Не плачь, бабка, не рыдай! (погрозить указательным пальцем) Чтоб ты стала весела (одна рука помешивает «кисель» в другой руке) Мы наварим киселя Во-о-от столько! (широко развести руки в стороны)

«Банька»

Ладони соединяются под углом и слегка расходятся у запястий, между пальцами тоже оставляются промежутки - «построена банька».

Ребенок старается просунуть указательный палец между пальцами взрослого и просит: «Пусти в баньку!», на что взрослый отвечает: «Не протопил еще».Ребенок дальше пытается просунуть средний палец, снова прося: «Пусти в баньку!», на что взрослый отвечает: «Мыльца нет». Так по очереди каждый пальчик ребенка просится в баньку, а взрослый ему отказывает, каждый раз придумывая новую причину: «Водичка холодная», «Веничка нет».

В конце игры взрослый приглашает ребенка: «Ну, теперь иди в баньку». Он просовывает палец между ладонями, а взрослый зажимает его и начинает тереть, приговаривая: «Жарко - жарко - жарко!»

Ребенок старается успеть вовремя отдернуть руку. По мере тренировки игры взрослый и ребенок меняются ролями.

«Козел»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Вышел козел из новых сеней, (средний и безымянный пальцы левой руки сгибаются и прижимаются снизу большим пальцем, мизинец и указательный пальцы выставлены вперед) Нагнул шею: «Дай хлеба скорее!» (правая рука сжата в кулак и согнута в запястье) Выставил рожок: «Дай пирожок!» (из сжатого кулака выпрямляется средний палец) Протянул копытце: «Дай воды напиться!» (правая рука прогибается «лодочкой», левая рука в это время «бодается рожками»).

При повторении игры руки меняются.

«Водичка»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Водичка-водичка, (ладони соединены и прогнуты) Умой мое личико, (имитируется умывание) Чтоб глазки блестели, (провести руками по глазам) Чтоб щечки краснели, (подержаться за щечки) Чтоб смеялся роток, (изобразить улыбку)  Чтоб кусался зубок, (рот открыть - закрыть)

« Ножки-ножки»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ножки-ножки, где вы были? (поочередно выставлять ноги) За грибами в лес ходили, (повесить на руку воображаемое ведро) Что вы, ручки, работали? (одновременные взмахи руками) Мы грибочки собирали, (имитируется сбор грибов) А вы, глазки, помогали? (дотронуться обеими руками до глаз) Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели, (наклониться и заглядывать во все углы) Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком. (большие пальцы обеих рук вверх)

«Пальчик»

Произносится текст потешки и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Пальчик-пальчик! Где ты был? С эти братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. (пальцы по очереди открываются из кулака)

«Колечки»

1 вариант. Взрослый под счет или ритмичную песенку поочередно складывает пальчики ребенка в колечки, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным, мизинцем и в обратном направлении: от мизинца к указательному. Упражнение выполняется поочередно на левой и правой руке, затем одновременно на двух. Ребенок постарше, от 3 лет сам пробует делать пальцы в колечки сразу на двух руках под счет или песенку взрослого.

2 вариант. Игра проводится с небольшой группой детей 6-7 лет. Играющие сидят по кругу и под счет водящего складывают пальцы колечками. Затем водящий дает команду: «Без среднего!» - играющие должны продолжить складывание колечек, про- пуская средний палец. По команде: «Без мизинца!» в складывании пропускается мизинец и т. д. Постепенно водящий считает во все более быстром темпе. Те, кто ошиблись, выбывают из игры.

3 вариант. Суть игры заключается в складывании колечек в обратном порядке на разных руках. Например, на левой руке соединяются указательный и большой пальцы, а на правой - большой и мизинец. Затем под счет на левой руке соединяются большой и средний пальцы, а на правой - большой и безымянный и т. д., двигаясь в обратных друг другу направлениях. Затем движения идут в противоположном направлении: на левой руке – от мизинца к указательному, на правой - от указательного к мизинцу.

«Фигуры из пальцев»

«Цветок» - руки подняты вверх. Основания ладоней прогнуты и соединены - это «бутон», пальцы разомкнуты - это «лепестки».

«Крючки» - пальцы обеих рук попеременно сцепляются согнутыми фалангами.

«Цепь» - колечки из разных пальцев вставляются друг в друга.

«Слон» - правая рука ставится на прямую ладонь левой, указательный и безымянный пальцы изображают передние ноги слона, большой и мизинец - задние, выпрямленный средний палец - хобот.

«Маятник» - пальцы соединены в «замок», за исключением средних пальцев, которые опущены вниз и двигаются влево - вправо.

«Тяни-толкай» - пальцы рук сплетаются таким образом, чтобы средний и безымянный пальцы одной руки смотрели вверх, а те же пальцы другой руки - вниз.

«Фокус» - пальцы одной руки выпрямлены и соединены, а большой палец выставлен вверх. Другая рука берется за большой палец и как бы «отрывает» его, на самом же деле загибая и пряча его за другими пальцами.

«Мяч» - руки складываются вместе, чтобы получился круг, большие пальцы спрятаны внутрь него.

«Дом» - безымянные пальцы подняты и соприкасаются (это крыша). Большие, указательные и средние пальцы рук спрятаны внутрь (это стена). Мизинец правой руки стоит прямо (это труба). Сначала дети стараются запомнить фигуры и их названия: для 4-5-летних детей предлагается 4-5 фигур, для 6-7-летних детей - 6-7 фигур. Затем ребенок складывает фигуры по заданию взрослого. Многие дети придумывают свои новые фигуры из пальцев.

Игра «Чет - нечет»

Руки играющих подняты вверх и стоят близко друг к другу, большие пальцы спрятаны за ладонями. Оставшиеся 8 пальцев выставлены в один ряд. Взрослый дает играющим команду: «Чет!», а они должны по очереди согнуть все четные пальцы: безымянный и указательный пальцы левой руки, средний и мизинец правой, остальные остаются прямыми. Далее взрослый командует: «Нечет!», при этом сгибаются все нечетные пальцы: мизинец и средний пальцы левой руки, указательный и безымянный пальцы правой. Поначалу взрослый может помочь ребенку, придерживая те пальцы, которые не нужно сгибать.

Игра «Не ври!»

Играющие садятся вокруг стола и кладут ладони на стол. Выбранный водящий говорит: «Орел летит!» и поднимает один из пальцев. Игроки поднимают тот же палец, как бы соглашаясь с ним. Затем водящий опускает этот палец, но поднимает другой, говоря: «Сова летит!» Другие дети повторяют его движения. Постепенно темп игры увеличивается, а водящий начинает «ошибаться»: не меняя выражения лица и говоря: «Дом летит!», снова поднимает палец. Невнимательные игроки опять повторяют его движения и за это выбывают из игры, а те, кто вслушивался в слова водящего, пальцы не подняли. Таким образом, игра продолжается, пока не останется самый внимательный.

Игра «Угадай число пальцев»

Взрослый и ребенок садятся напротив лицом друг к другу, сжав руки в кулаки. Затем взрослый начинает игру, быстро вытягивая любое количество пальцев (от 1 до 4) в любой последовательности, затем следом ударяет несколько раз ладонями (они смотрят вверх) по столу. Ребенок должен успеть показать столько же пальцев, сколько было у взрослого. Если он ошибся в количестве или не успел вытянуть пальцы, получает очко. Затем играющие меняются ролями, и пальцы вытягивает ребенок. Игра продолжается до 10 очков. Кто первый их набрал, считается проигравшим.

Игра «Ручные пятнашки»

Двое играющих садятся друг напротив друга: у одного руки положены ладонями вверх, у другого - ладонями вниз. Этот ребенок старается быстро дотронуться до ладоней другого - запятнать их, а тот должен успеть отдернуть руки. Если первому удается дотронуться до ладоней, играющие меняются ролями.

Игра «Ладошки»

Двое играющих встают друг напротив друга, одновременно хлопают в ладоши, а затем соединяют свои ладони с ладонями другого, стоящего напротив. Получается соединение правой руки одного ребенка с левой рукой другого, левой руки одного - с правой другого. Затем ладошки соединяются крест-накрест: правая с правой, левая с левой, начиная в медленном темпе и постепенно его убыстряя, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается снова.

Игра «Лестница»

В игре участвуют двое детей. Один из них кладет руку на стол ладонью вниз, на нее кладет руку другой ребенок. Затем первый кладет свою вторую ладонь, другой тоже. После этого тот ребенок, чья рука находится внизу, быстро выдергивает ее и кладет сверху.

Таким образом игра продолжается в постепенно убыстряющемся темпе, пока кто-то из игроков не спутается.

Игра «Кто сильнее?»

Играющие ставят руки локтями на стол, соединяют свои кисти и по команде стараются перетянуть руку противника на свою сторону стола. Во время игры дети не должны отрывать локти от стола и помогать себе другой рукой.

Игра «Подними палец!»

Играющий кладет ладонь на стол, растопыривая пальцы и упираясь ими в него. Затем он начинает поочередно поднимать и опускать пальцы так, чтобы другие пальцы не отрывались от стола.

Игра «Подними кубик»

Для игры используются прямоугольные кубики или небольшие деревянные брусочки. Ребенку предлагается поднять кубик со стола, зажимая его между двух, рядом стоящих пальцев (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем). Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему поднимать одновременно 2-3 кубика или брусочка.

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Игра проводится по парам. Играющие встают лицом друг к другу и начинают одновременно показывать фигуры из пальцев: «камень» - пальцы, сжатые в кулак; «бумага» - прямая, расположенная горизонтально ладонь; «ножницы» - прямые и отставленные друг от друга указательный и средний пальцы. Если один игрок показал «камень», а другой «ножницы», побеждает «камень», так как он ломает ножницы. Если выпадают «камень» - «бумага» _ побеждает «бумага», так как покрывает камень; «ножницы» - «бумага» - побеждают «ножницы», так как режут бумагу. Если игроки показали одинаковые фигуры, это означает, что они спорят, и фигуры показываются заново. Играющим запрещено ждать друг друга, чтобы подгадать показ выигрышной фигуры.

Игры с веревочками

1 вариант. К середине двух небольших средней толщины палочек привязываются концы веревки длиной 4-5 м. На ее середине крепится приз (игрушка, флажок, конфета и т. д.) Каждый из играющих берется за свою палочку двумя руками и отходят друг от друга, растягивая шнур. По команде взрослого они начинают наматывать веревочку на палочку, прокручивая палочку в руке и стараясь приблизиться к призу. Веревка не должна провисать и касаться пола. Если это случается, игра начинается снова. Приз достается тому игроку, кто первый домотает до него веревочку.

2 вариант. Игра проводится с несколькими детьми. К одному концу веревки длиной 3-4 м привязывается палочка, к другому - любые игрушки на колесиках (лошадка, машинка, колясочка), одинаковые для всех игроков. Игрушки выстраивают на одной линии, веревки натягивают. По команде взрослого дети, не сходя с места, начинают сматывать веревку, чтобы игрушка быстрее пришла к финишу. Постепенно игру можно усложнить, выбирая какой-нибудь один для всех играющих способ сматывания веревки: тремя пальцами, указательным, средним и большим, или прижимая палочку к ладони и прокручивая ее четырьмя пальцами. Также прокручивание палочки можно сопровождать звуками (цоканьем языка - «лошадки»; изображением мотора - «машинки»).

Перетягивание. Для игры нужна толстая веревка или канат, на которой обозначена середина яркой лентой. На полу отмечают условную линию - границу для перетягивания. Играющие делятся на две команды, игроки которых берутся за разные концы веревки. Первыми ставятся самые сильные игроки команд. По сигналу взрослого играющие начинают тянуть веревку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которой удалось перетянуть веревку в месте прикрепления яркой ленты через условную границу.

Комплексы пальчиковой гимнастики должны подбираться индивидуально, в зависимости от уровня развития движений рук и пальцев конкретного ребенка, так как они включают в себя множество последовательных движений пальцев и кистей рук в сопровождении стихов и потешек. Детям 3-4 лет предлагаются небольшие комплексы, включающие 4-5 движений: отрабатывается гибкость и дифференцированность движений каждого пальца, их сгибание - разгибание; у детей 5-7 лет количество отрабатываемых движений увеличивается до 6-7: делается акцент на тренировке сознательной координации движений пальцев, скорости реакции, выполнении имитационных движений рук и пальцев.

Приведем примеры комплексов пальчиковой гимнастики для каждого возрастного периода.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Игра «Жук»

Правая рука ребенка сжата в кулачок, только указательный палец вытянут вперед - это «жук». Левая рука располагается ладонью вверх - это «листик». Ребенок начинает вращать свой указательный палец по кругу и жужжать. Это «жук летит». Затем он кладет свой указательный палец на ладонь - «Жук сел на листик». Далее вращательные движения проводят в другую сторону и снова опускают палец на ладонь. После нескольких повторений ребенок выполняет движения «жука» и «листика», меняя руки.

Игра «Ладошки»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения (сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно), постепенно убыстряя темп.

Ладошки вверх, Ладошки вниз. Ладошки на бочок И сжали в кулачок.

Игра «Пальчики»

1 вариант. Дети поочередно сгибают пальчики (сначала на какой-либо одной руке, затем по мере тренировки на обеих руках одновременно) под текст стихотворения, затем разжимают сразу все пальчики.

Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди! Встали пальчики, ура! Нам гулять идти пора!

2 вариант.

Пальчики детей сжаты в кулачок, затем они поочередно разгибают их под текст стихотворения.

Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Один - два - три - четыре - пять, Захотели поиграть!

В следующих играх произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Игра «Как у нас семья большая!»

Как у нас семья большая. Да веселая. (попеременные хлопки в ладоши и удары сжатыми кулачками) Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках) Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы) Два Степана сметаной объедаются, (загнуть средние пальцы) Две Дашки кашкой питаются, (загнуть безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются, (загнуть мизинцы)

Игра «Уточка»

Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому, («идут» двумя пальцами (указательным и средним) по столу, переваливаясь) Вела детей за собою: И малого, и большого, (загибают безымянный и большой пальцы) И среднего, и меньшого, (загибают средний палец и мизинец) И самого любимого, (загибают указательный палец)

Игра «Аленка»

Аленка-маленка (попеременные хлопки в ладоши и удары сжатыми кулачками) Шустра, быстра: Воды наносила, Сарафан дошила, Носок допязала, Ягод насбирала, Песню допела. Везде поспела, В охотку ей дело, (загибают пальчики по одному, начиная с больших, на обеих руках)

Игра «Ласточка»

Ласточка-ласточка, Милая касаточка, Ты где была? Ты с чем пришла? - За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну. (на каждую строку большой палец трижды «здоровается» с другим пальцем, начиная с указательного, сначала на одной, затем на другой руке)

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

В этих играх одновременно произносятся стихи и выполняются сопровождающие движения.

Игра «Жил да был один налим»

Жил да был один налим, (медленные движения соединенными ладонями, имитируя плавание) Два ерша дружили с ним. (движения ладонями с двух сторон) Прилетали к ним три утки (взмахи ладонями) По четыре раза в сутки И учили их считать: (согнуть кулачки) Раз - два - три - четыре - пять, (разгибать пальцы из кулаков, начиная с больших)

Игра «Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду, (ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга) Потерял пастух дуду, («колечко» одной руки поднесено ко рту. Дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке) А я дудочку нашла, (наклон вперед - за воображаемой дудочкой) Пастушку я отдала, (протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку) - Ну-ка, милый пастушок, («идти» пальцами по столу) Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, (показывают «рожки» из пальчиков) На теляток глядит, (ладони открыть - закрыть, изображая глаза) А домой не идет, (отталкивающее движение двумя ладонями) Молочка не несет. Надо кашу варить, («варят» кашу указательным пальцем) Сашу кашей кормить, (подносят ко рту воображаемую ложку)

Игра «Каша»

Каша в поле росла, (дети поднялись на цыпочки и покачали прямыми руками) К нам в тарелку пришла, («идут» пальцами по столу) Всех друзей угостим, (на одной руке держат воображаемую тарелку, зачерпывают из нее кашу воображаемой ложкой) По тарелке дадим Птичке-невеличке, (загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших) Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке, Всем дадим по ложке! (показывают поднятые вверх большие пальцы)

Игра «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, (берут в руки воображаемый апельсин и отламывают от него дольки) Много нас, а он - один, (показывают все пальцы, затем один палец) Это долька для ежа. (разгибают по одному пальцу из кулака на обеих руках) Это долька - для стрижа. Это долька - для утят. Это долька - для котят. Это долька - для бобра. А для волка - кожура, (бросают вперед воображаемую кожуру) Он сердит на нас - беда!!! (прижимают руки ко рту) Разбегайтесь кто куда! (пальцы обеих рук «бегут» в разные стороны)

Игра «Дай, молочка, буренушка!»

Дай молочка, Буренушка, (имитировать, как доят корову) Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки, (ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот) Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, (разгибают пальцы из кулаков на обеих руках) Творогу немножечко. Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье (опять показывают, как доят коров) Молоко коровье, (показывают поднятые вверх большие пальцы)