25.09.2010 33186

Особенности репертуарных тестов и техника репертуарных решеток Дж. Келли

 

В настоящее время репертуарные методики имеют широкую область применения. При трудностях в общении методики позволяют выявить неблагополучные зоны общения, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности и конфликты в общении порождают. Подобные диагностические задачи решают медицинские психологи и психотерапевты, оказывая помощь пациентам с нервозами и психопатиями.

Важным приложением техники репертуарных решеток является политические технологии и маркетинг. Особенно на начальном этапе исследования, когда исследователь еще четко не представляет установки обследуемых в отношении интересующей его реальности. Например если неясно, какие суждения имеют избиратели в отношении того или иного политического лидера. Репертуарный тест как раз и позволяет установить индивидуальные, уникальные конструкты, с помощью которых человек отражает окружающую его действительность.

К сожалению репертуарные методики пока не получили широкого распространения. Во-первых, при расчет количественных показателей по репертуарной решетке используются сложные математические процедуры, слишком трудоемкие для ручного использования. Поэтому удобно применять лишь тот репертуарный тест, который имеет компьютерную версию. Во-вторых, интерпретация математических процедур (корреляционный, факторный анализ и др.) требует от психолога определенных знаний. Это часто отпугивает психологов от применения репертуарных тестов.

 

1. Теория личных конструктов Дж. Келли

 

Понятие конструкта. Основным понятием в теории личности Дж. Келли является понятие «конструкт». Вот что пишет о конструктах Дж. Келли: «Человек смотрит на мир через прозрачные трафареты или шаблоны, которые он сам создает, а затем пытается подогнать к тем реалиям, из которых состоит мир. Подгонка не всегда оказывается хорошей. Однако без таких шаблонов мир предстает перед ним в виде настолько неразличимой однородности, что он не в состоянии извлечь из него никакого смысла. Для любого человека даже плохая подгонка своих шаблонов к реальности полезнее их полного отсутствия. Будем называть эти шаблоны, применяемые опытным путем к истинному положению вещей, конструктами. Конструкты суть, способы истолкования мира. Это они дают возможность человеку, да и более низкоорганизованным животным тоже, выстраивать лично поведения – будь она точно сформулированной или обязательно отыгрываемой выраженной словесно или совершенно безмолвной, согласующейся или расходящейся с другими мнениями поведения, разумно аргументированной или прочувствованной нутром» [Келли Дж.,2000, с. 18].

Название теории личности, предложенной Дж. Келли («personal construct theory» с английского языка на русский переводят двумя способами: «теория личных конструктов» и «теория личностных конструктов». В первом переводе акцент делается на том, что конструкты принадлежат конкретному человеку, ему лично. Во втором переводе подразумевается, что конструкт сформирован человеком как системное личностное свойство. Лучше использовать первый перевод («теория личных конструктов»), так как он выглядит более ясным и однозначным.

Человек проявляет себя в конструкте как целостное существо, но через конструкт может проявляться и второстепенный фрагмент ума или души человека. Конструкт не обязательно отражает психологическое свойство, это может быть физический признак («мало весит – много весит»), а также высказывание относительно объектов, не наделенных психикой, например, товаров из магазина.

Конструкты имеют биполярную природу (например: «плохой – хороший»). С их помощью человек упорядочивает окружающую его действительность, познает ее, выражает к ней отношение, планирует действия и проверяет их успешность. Конструкты могут иметь вербальный, словесный, или невербальный вид, могут осознаваться в большой или меньшей степени. Каждый человек обладает собственной уникальной системой конструктов. Эта индивидуальная система конструктов, отличаясь стабильностью, в то же время находится в постоянном движении, она как бы живет, дышит.

Теория личности и диагностическая техника. В теории личности Дж. Келли рассматриваются системы конструктов людей, изучаются общие и уникальные свойства этих систем, их структурные динамические и другие особенности для нормативной категории людей и при различных психических отклонениях. Для изучения системы конструктов личности Дж. Келли разработал новый психодиагностический метод – «технику репертуарных решеток». Как подчеркивал автор техника репертуарных решеток – это не столько перечень методик, сколько именно диагностический метод. В соответствии с ним психолог использует уже имеющиеся методики, или разрабатывает и применяет новые. Методики, выполненные в технике репертуарных решеток, называются по-разному: репертуарные тесты, репертуарные методики, тесты ролевых конструктов и т.д. Чаще перечисленные названия используются как синонимы.

В теории личности Дж. Келли большое внимание уделяется тому, каким образом можно через систему конструктов можно оказать человеку психологическую помощь, способствовать саморазвитию его личности и повышению профессиональной успешности. Дж. Келли предложил психотерапевтический подход, названный им «терапией фиксированной роли».

Дж. Келли рассматривал теорию личных конструктов и технику репертуарных решеток в неразрывном единстве. Такой линии придерживались и его ближайшие последователи. Считалось, что правильно применять репертуарные методики может лишь тот психолог, который досконально разобрался в теории личных конструктов и стал ее приверженцем. Однако со временем связь между теорией личности и методом репертуарного тестирования стала ослабевать. Сегодня репертуарные методики активно применяют представители различных психологических школ. Психодиагностические процедуры способы обработки и интерпретации тест – результатов от этого только обогатились. Конечно, не пострадала и сама теория личных конструктов Дж. Келли.

Существует точка зрения, что технику репертуарных решеток целесообразно рассматривать в категориях экспериментальной психосемантики. Основанием для этого служит сходство концептуальных положений и методов количественного анализа данных. Репертуарные тесты имеют сходные черты с другими проективными методиками, использующими принцип субъективного шкалирования: семантический дифференциал Ч. Осгуда , Q-классификация В. Стефенсена, полярные профили (вербальные методики); цветовой тест отношений (невербальные методики).

Однако практика показывает, что изучение теории личных конструктов способствует более глубокому освоению техники репертуарных решеток. Более понятной становится терминология метода и теоретический контекст, в котором она возникла. Богатый психотерапевтический опыт Дж. Келли учит тому, как правильно сочетать диагностическую и консультативную деятельность.

Философская позиция Дж. Келли. Если в теории конструктов Дж. Келли основным понятием является понятие конструкта, то основу его философских представлений о человеке составляет взгляд на него как на «человека-исследователя». Этот исследователь живет и «в перспективе столетий», и «в мерцающем свете мимолетных мгновений». С одной стороны – это абстракция человеческого рода, с другой стороны – образ конкретного человека, который продвигается вперед в познавательном отношении, или стоит на месте, если его познавательная активность невысокая.

 

2. Характеристика метода

 

Техника репертуарных решеток (ТРР) берет свое начало от теста Дж. Келли (1954). Репертуарные решетки относятся к разряду неформализованных вербальных психодиагностических методик, использующих принцип субъективного шкалирования. Применительно к общению, с помощью ТРР изучаются отношения личности в семье, в формальной и неформальной сфере общения, особенности самооценки и ценностные предпочтения, коммуникативная компетентность, творческие проявления.

ТРР находит свое применение как в научных исследованиях, так и на практике, медицинскими и социальными психологами при диагностике и психотерапии больных, в семейных консультациях, при подготовке руководителей, в группах социально-психологического тренинга.

Опыт использования ТРР свидетельствует о следующем:

Техника сочетает в себе достоинства стандартизированных тестов, позволяющих сравнивать обследуемого с «нормативной» личностью, и беседы, в которой легче понять индивидуальные особенности человека. Она отличается хорошей кросс-культурной валидностью, так как стимульный материал (элементы и конструкты) выявляются в ходе самого обследования.

В ТРР хорошо совмещается психодиагностика и психологическая коррекция, направленная на повышение адекватности восприятия личностью окружающих и самой себя. Испытуемый легко включается в обследование, в основе которого лежит диалог с экспериментатором о реальных людях и ситуациях. Высказывая конструкты, испытуемый проявляет себя, самовыражается, что создает положительный эмоциональный фон.

В то же время, нужно отметить, что техника репертуарных решеток пока недостаточно популярна среди психологов и нередко считается сложной для практического использования. Такая ситуация сложилась вероятно потому, что интерпретация результатов обследования по репертуарной методике, как и по другим проективным тестам, не является полностью формализованной и требует индивидуального подхода. Кроме того, при использовании репертуарных тестов требует важно, чтобы психолог не только владел методом беседы и был знаком с математической статистикой, но также имел в своем распоряжении компьютер с соответствующим программным обеспечением. Последнее обстоятельство чаще и является сдерживающим фактором, со временем вполне преодолимым.

Процедура репертуарного тестирования. Традиционная процедура репертуарного обследования состоит из трех этапов.

1) Выявление персонажей. Обследуемому в соответствии с перечнем методики предлагается назвать персонажи (или элементы по терминологии ТРР) из числа хорошо знакомых ему людей.

2) Выявление конструктов. Для каждого персонажа нужно назвать наиболее примечательное качество, сравнивая персонаж с двумя другими (пары для сравнения задаются методикой). Для каждого качества устанавливается его антоним. Качество и антоним образуют конструкт. Конструкты, как и персонажи, не должны повторяться.

3) Оценивание персонажей по конструктам. Все персонажи оцениваются по всем конструктам в балльной шкале. В результате оценивания получается матрица с оценками, имеющая размерность «число персонажей - число конструктов».

Интерпретации подлежат конструкты и описания (или портреты) персонажей по конструктам. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В психологических портретах проявляются конфликтные области общения, в компонентах «Я образа» удовлетворенность человека собой и ориентиры для саморазвития.

Материалом для интерпретации также служат количественные показатели репертуарной решетки, которые выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно: противоречивость-сбалансированность, ригидность-пластичность, аморфность-структурированность.

Как отмечал Дж. Келли, техника репертуарных решеток - это не жесткий алгоритм и не набор раз и навсегда заданных репертуарных тестов, а психодиагностический метод. Поэтому психолог должен уметь применять именно метод и разрабатывать конкретную репертуарную методику с учетом предмета диагностики и специфики обследуемого контингента. Процедура репертуарного тестирования может варьироваться довольно широко. Различия между методиками проявляются в перечнях персонажей, способах выявления конструктов и шкалах, которые применяются при оценивании персонажей по конструктам, т. е. на всех трех этапах репертуарного тестирования.

Отдавая предпочтение той или иной разновидности процедуры, рекомендуется принимать во внимание следующее.

1) Перечень персонажей следует тщательно продумать. Желательно, чтобы число персонажей не выходило за пределы 12-30. Если число персонажей становится меньше нижней границы, тогда снижается обоснованность статистических процедур, применяемых к матрице с оценками. Превышение 30-ти персонажей чрезмерно увеличивает время обследования.

При изучении личности в общения персонажи должны затрагивать различные сферы общения (круг близких, неформальную и формальную сферу общения, «Я образы» или компоненты Я-концепции). Например, перечень персонажей для взрослого обследуемого может быть такой: мать; отец; брат/сестра; жена/муж (близкие); друг; подруга; знакомый и знакомая, которые обследуемому не нравятся (неформальная сфера); руководитель и подчиненный, которых он ценит; руководитель и подчиненный, которых он не ценит (формальная сфера); «Я сейчас»; «Я подросток»; «Я в идеале» (Я-образы).

Хорошо, если персонажи количественно сбалансированы по модальности (число «положительных» персонажей примерно равно числу «отрицательных»), возрасту, а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого.

2) Конструкты могут выявляться несколькими способами.

– Метод свободной характеристики персонажа. Если испытуемый не настроился на внимательную работу с конструктами, он склонен называть первые пришедшие в голову ассоциации, а не существенные различия между людьми. Дж. Келли полагает, что уменьшить поверхность суждений обследуемого можно, если попросить его сравнивать персонажи между собой.

– Парное сравнение персонажей.

– Сравнение персонажа с двумя другими. Этот и предыдущий способы сходны. Но последний считается психометрически более обоснованным. Он учитывает как обобщающие суждения человека о других людях (испытуемый находит общее у двух персонажей), так дифференцирующие суждения (испытуемый сравнивает персонаж с другими). Если конструкты выявляются через сравнение, важно, чтобы персонажи, которые задействованы при сравнении были подобраны правильно. Важно однородность персонажей по возрасту, модальности (т.е. они должны или нравится обследуемому, или не нравится, ценится им, или не ценится), а также по степени авторитетности, или референтности, для обследуемого. Например, в репертуарной методике «Учащийся» при выявлении конструкта в отношении матери она сравнивается с отцом и преподавателем, которого подросток ценит.

Принимая во внимание достоинства последних двух способов выявления конструктов, их не всегда удобно применить в отношении детей. В самом деле, сравнение персонажа с двумя другими, требует достаточно развитого рефлексивного мышления. Ребенка уместнее попросить просто рассказать о персонаже, т.е. применить метод свободной характеристики.

Выявление конструктов наиболее трудный этап репертуарного тестирования. Испытуемому бывает трудно самому назвать конструкт, особенно в начале обследования, он нуждается в дополнительных пояснениях и помощи психолога. И наоборот, испытуемый называет сразу несколько конструктов и не знает на каком из них остановиться. В подобных ситуациях полезно ориентироваться на следующее.

Конструкт назван самим обследуемым. Ему при затруднениях можно помочь, но навязывать свои конструкты психолог не должен. Помогать испытуемому нужно, оживляя его ассоциации, снижая настороженность, перефразируя его вопросы, делая процедурные уточнения. Обследуемому следует объяснить, что от него не ждут логически совершенных, безукоризненных по своей психологической проницательности, «научных» конструктов. Главное, чтобы испытуемый пребывал в спокойном, достаточно сосредоточенном, но не зажатом, а искреннем и спонтанном состоянии.

Важно, чтобы психолог записал не первый названный конструкт, а наиболее примечательный для обследуемого. При этом понятен индивидуальный личностный смысл, который обследуемый вкладывает в конструкт. В конструкте испытуемый органично узнаваем, как бы живет в нем. Не следует торопиться записывать конструкт, который выражен слишком общими словами (например, «глупый – умный»). Ведь данное словосочетание разными людьми может трактоваться по-разному, причем важна именно трактовка. При выявлении конструкта психолог, таким образом, должен стремиться к единству формы и содержания в конструкте.

Иногда обследуемый формулирует конструкт очень образно, и это хорошо. Но стоящий за конструктом образ психологу должен быть понятен. Одна девушка своего молодого человека охарактеризовала так: «Грустный, как Иа-Иа». Причем данное качество, с точки зрения девушки, положительное. Это пример удачного конструкта, так как обследуемая в нем точно и понятно выразила свои отношения.

3) Для оценивания персонажей по конструктам чаще используются семи– и девятибалльные шкалы, или шкала Дембо-Рубинштейн. Семибалльная шкала уже достаточно градуированная. Предположим, имеется конструкт «пессимистичный - оптимистичный». При семибалльной шкале ему соответствуют следующие градации: «очень пессимистичный (1), пессимистичный (2), слегка пессимистичный (3), нечто среднее (4), слегка оптимистичный (5), оптимистичный (6), очень оптимистичный (7)». В повседневной жизни человек редко оценивает других с помощью большего числа градаций. Конечно, оценивание можно проводить и в стобалльной шкале. Однако, если два персонажа по некоторому качеству получили 90 и 95 баллов, то вряд за различиями в баллах стоит какой-то психологический смысл и поэтому вряд можно сказать, что измерение в этом случае выполнено с большей точностью.

При обследовании детей вполне приемлемы шкалы с меньшим числом градаций, например, трехбалльная или номинальная.

Психодиагностические показатели. Интерпретация тест-результатов по репертуарному тесту основана на качественных и количественных психодиагностических показателях. Качественные показатели основаны на экспертных умозаключениях психолога. По конструктам можно судить о неординарности, эгоцентричности суждений личности в отношении других людей. В оценках качеств других людей проявляются конфликтные области общения обследуемого, в компонентах «Я образа» его удовлетворенность собой и ориентиры для саморазвития.

Количественные показатели репертуарной решетки выявляются методами корреляционного, факторного и кластерного анализа. Данные статистические методы позволяют оценить структурные особенности социально-психологического восприятия личности, а именно противоречивость / сбалансированность, ригидность / пластичность, аморфность / структурированность.

С обзором количественных показателей можно ознакомиться по работе Ф. Франселлы и Д. Баннистер «Новый метод исследования личности». Показатели распределены авторами на группы когнитивной дифференцированности и когнитивной интеграции. Первая группа включает показатели: «интенсивность» определяется по сумме коэффициентов корреляции в решетке (Г. Келли, Д. Баннистер), «когнитивная сложность» характеристика развитости конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (Дж. Биери, Дж. Бонарус), «согласованность» основывается на коэффициентах корреляции при ретестировании (Т. Хонес) и др. Второй группе принадлежат: «экстремальность оценок» характеризуется процентом экстремальных оценок решетки (П. Салмон), «артикулированность» учитывает наличие связующих конструктов между факторами или кластерами по конструктам (Ф. Маклуф-Норрис, Х. Джоунс), «сбалансированность» характеристика психологической согласованности конструктов, которая чаще определяется экспертным способом (А. Кжелдсен) и др.

 

В завершении следует отметить, что обследование репертуарными тестами целесообразно проводить с помощью персонального компьютера и делать это желательно по двум причинам. Во-первых, тогда легко автоматизировать статистические процедуры изучения решеток с оценками корреляционный, факторный анализ, трудно выполнимые «вручную». Можно отслеживать массив конструктов и нормативы по всей совокупности обследуемых. Во-вторых, компьютер становится своего рода беспристрастным посредником между психологом и обследуемым. Последний в меньшей степени воспринимает сказанное психологом как субъективное и больше ему доверяет (хотя данный «психотерапевтический эффект» распространяется не на все категории обследуемых).

 

Список литературы:

  1. Алешкин Н.И. Компьютерные психодиагностические программы (учебно-методическое пособие). – СПб., 2005.
  2. Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал: Методические рекомендации. – Л., 1983.
  3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976.
  4. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями: Перев. с чеш. – М., 1989.
  5. Бодалев А. А., Столин В. В. (ред.) Общая психодиагностика. – М., 1987.
  6. Витцлак Г., Вулраб У., Гутке Ю. Психодиагностика: теория и практика. – М., 1986.
  7. Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.
  8. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
  9. Келли Дж. Психология личности: теория личных конструктов. – СПб., 2000.
  10. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М., 1989.
  11. Похилько В. Н., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психол. – 1984. – № 3 – С. 151-158.
  12. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. – М., 1987.