30.09.2010 38892

Игры на развитие мыслительных операций дошкольников с нарушением речи

 

Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к знакомому, частному.

Большинство суждений - суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Их самая ранняя форма доказательства правоты - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Понятийное мышление - это специфическая деятельность оперирования понятиями. В этом виде мышления выделяют следующие этапы: 1) Этот этап определяется умением назвать понятие и описать его. 2) На этом этапе ребенок учится сравнивать понятия и выделять данное понятие в ряду других. 3) Этот этап характеризуется умением устанавливать содержательные отношения между понятиями.

Кроме того, мышление каждого человека, в том числе ребенка, имеет свои особенности, связанные с так называемым складом ума, его индивидуальными способностями. Вот почему одному ребенку лучше дается решение математических вычислений, изучение физических явлений и других точных наук, а другой имеет художественный склад ума, связанный с творческими заданиями, развитым воображением.

Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Мышление ребенка развивается по мере его роста от наглядно-действенного (связанного с практическими действиями над предметами, с реальным преобразованием ситуации в процессе действий с ними) к наглядно-образному (характеризующемуся опорой на представления и образы ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности), а затем к словесно-логическому или абстрактному (осуществляемому с помощью логических операций с понятиями). Кроме того, различают теоретическое (познание законов, правил) и практическое мышление, т. е познание определенной цели путем выполнения нужных мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, абстракции, конкретизации, среди которых основными являются анализ и синтез.

Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.

Синтез - мысленный переход от частей к целому.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.

Конкретизация - выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.

В процессе выполнения мыслительных операций могут проявляться индивидуальные качества мышления, являющиеся своеобразными свойствами личности: ширина, глубина, самостоятельность мышления, гибкость (постановка цели, создание плана, проекта для преобразования действительности), интуитивное (основанное на безусловных рефлексах) и логическое (опирающееся на жизненный опыт, суждения и точку зрения человека на разные предметы и явления) виды мышления.

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и бессознательно, характеризуясь сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели.

Любая мыслительная деятельность - это познание человеком окружающего мира для достижения мысли, быстрота и критичность ума, а также некоторые их нарушения. Первоначально мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов и практическими действиями.

С началом активного овладения речью мышление ребенка вступает в новую, более совершенную стадию развития - речевое мышление. Взрослый человек мыслит словами, которые произносятся вслух или про себя. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется ярко выраженной конкретностью, образностью и сохраняет тесную связь с практической деятельностью.

Интенсивное развитие абстрактного мышления осуществляется в школьном возрасте, когда в процессе обучения дети целенаправленно, сознательно учатся умению слушать, смотреть, выделять главное, существенное, связывать предметы, явления по смыслу. Постепенно у ребенка формируются 3 основные формы мышления. Понятие, в котором отражаются главные и существенные свойства предметов и явлений. Суждение содержит утверждение или отрицание каких-либо данных относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение возникает в результате сопоставления и анализа различных суждений, на их основе делаются необходимые выводы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления детей с расстройствами речи. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Помимо этого, у них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения и суженный объем.

При относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена произносительная память, страдает результативность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Все качества мышления нуждаются в тренировке, так как только в деятельности происходит их совершенствование. В развитии мышления и других психических процессов дошкольников и младших школьников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. Постепенно, с обогащением жизненного опыта ребенка, накоплением знаний, Развитием его мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать и анализировать развивается наблюдательность ребенка, мышление становится более полным, гибким, обогащенным деталями, целенаправленным.

Предлагаемые игры на развитие мыслительных процессов помогут совершенствовать мыслительные операции ребенка с нарушением речи.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

1) Игра «Что не подходит?»

Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо при знаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы к мебели».

2) Игра «Подбери по форме»

Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной Формы.

Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну них.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным, огурец - к овальным, дверь - к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.

3) Игра «Разложи по цвету»

Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.

Оборудование: карточки - образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Затем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.

4) Игра «Подбери картинку»

Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Оборудование. 1 вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,

2 вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.

Описание.

1 вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели, одежды и т. д.

Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.

2 вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.

Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, Морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, Кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель.

5) Игра «Что перепутано?»

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.

Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.

Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».

Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.

Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

6) Игра «Чего не хватает у предмета?»

Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительно го падежа существительных.

Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.

Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».

7) Игра «Назови всех одним словом»

Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картин- . ки и назвать ряд предметов одним словом.

Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.

8) Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.

Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет  на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет - на 6 частей (картинка из 6 кубиков).

Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

9) Игра «Расставим картинки по порядку»

Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.

Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку:

1 вариант. Разложить времена года друг за другом по порядку.

2 вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.

3 вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).

10) Игра «Разложи по размеру»

Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.

Оборудование. Картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.

11) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.

Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.

Описание. Перед ребенком раскладываются карточки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.

12) Игра «Лото геометрических фигур»

Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.

Оборудование: большие карты с геометрическими фигурами разных цветов, карточки с изображением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.

Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.

13) Игра «Мои первые цифры»

Задача: отработать навыки прямого и обратного счета в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.

Оборудование: карточки-пазлы, на одной половинке которых цифры от 1 до 10, на другой - животные, соответствующие им по количеству.

Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом последующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.

Затем вместе с ребенком с помощью замка и подходящего цвета к животным подбирают соответствующие цифры.

По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их помощью в прямом и обратном порядке.

14) Игра «Машины разные нужны»

Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, сопоставлять, анализировать.

Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (корабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.

Описание. 1 вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди нескольких других.

2 вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо - для воздушного вида транспорта, море или река - для водного, дорога - для наземного). Отдельно лежат карточки с изображением машин. Например, лодка - к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?

Если ребенок сделал правильный выбор, то замки на пазлах совпадут и все карточки образуют единую цепочку. После этого можно задать ребенку дополнительные вопросы.

Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Все они относятся к водному виду транспорта. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта.)

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

1) Игра «Четвертый лишний»

Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один - отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

В отличие от игры «Что не подходит» для детей 3-5 лет, задания подбираются более сложные, требующие знания более редких обобщений (приборы, инструменты, различные виды транспорта, зимующие и перелетные птицы, времена года, животные жарких и холодных стран и т. д.). Например, даны предметы: конь, овечка, коза и собака - лишней является собака, так как у нее есть лапы, а у остальных - копыта.

2) Игра «Исправь ошибку»

Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, исправлять ошибки в предложениях, развить связную речь детей.

Оборудование: подготовленные взрослым неправильные предложения, фишки.

Описание. Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Дети должны их заметить и произнести предложение правильно.

Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш» . За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

3) Игра «Сравнение картинок»

Задача: научить детей анализировать предметы по какому-либо признаку (форма, цвет, размер, длина, правильность, скорость, количество предметов и др.), рассуждать и сопоставлять найденные сходства и различия, определять наибольшее (наименьшее) значение сравниваемых признаков, развить связную речь детей.

Оборудование: карточки с предметами для сравнения.

Описание. Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой, самый маленький)? В какой группе больше (меньше) всего предметов? Кто самый быстрый? Подбери такую же фигуру» и т.д.

Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос, выбрав соответствующий предмет.

4) Игра «Времена года»

Задача: уточнить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках, развить их связную речь.

Оборудование: сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени (желательно одного и того же места в разное время года), сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, люди надели летнюю одежду, день становится короче, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег и т. д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.

5) Игра «Найди отличия (сходство)»

Задача: научить детей сравнивать похожие с первого взгляда предметы, находить сходство и различия между ними.

Оборудование: пары картинок, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями, не бросающимися в глаза, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени. За каждое отличие ребенок получает фишку. Кто набрал большее количество фишек, Считается победителем.

6) Игра «Что к чему подходит?»

Задача: развить логичность мышления, умение правильно ассоциировать друг с другом подходящие по смыслу или назначению предметы.

Оборудование: общая картина, на которой смешаны предметные картинки из разных пар, или отдельные карточки с изображением 3-4 предметов, из которых два подходят друг к другу.

Описание. Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен выбрать из них и назвать пару подходящих друг к другу.

Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди, стол и стул и т. д. При необходимости взрослый может помочь ребенку, называя один из пары подходящих предметов, а ребенок находит и называет другой.

7) Игра «Что идет дальше?»

Задача: развить у детей понимание последовательности и умение ее продолжить.

Оборудование: заданная последовательность из 3-4 предметов или картинок.

Описание. Взрослый показывает ребенку последовательность предметов или ряд картинок, а также несколько отдельных предметов из этого ряда. Ребенок должен выбрать из отдельных предметов тот, который продолжит ряд.

8) Игра «Угадай предмет по его части»

Задача: развить пространственные представления, логическое мышление детей.

Оборудование: отдельные элементы целой картинки, предметная картинка с пустым местом для этого элемента.

Описание. Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Поначалу можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.

9) Игра «Почтовый ящик»

Задача: научить детей соотносить геометрические фигуры с соответствующими им по форме отверстиями, развить мелкую моторику.

Оборудование: кубик (коробка) с отверстиями разной формы, геометрические фигуры по количеству этих отверстий: овал, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, звезда, полумесяц, крест и т. д.

Описание. Ребенок должен опустить фигуру в соответствующее ей отверстие.

Поначалу взрослый может показать ему, как переворачивать кубик в поисках подходящего «домика», как легко, без усилий опускается фигура в свое отверстие. На этом этапе допускается нахождение соответствующего отверстия методом проб и ошибок.

10) Игра «Найди два одинаковых предмета»

Задача: научить детей сравнивать предметы, находить среди них одинаковые.

Оборудование: карточки с рядом предметов одного вида, среди которых есть две полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинку и найти два совершенно одинаковых по всем признакам предмета из ряда похожих.

11) Игра «Разложи по порядку»

Задача: развить логичность мышления, связную речь и воображение детей, умение располагать картинки в правильной последовательности.

Оборудование: серии картин (из 3-8 частей), связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый дает задание ребенку рассмотреть картинки и разложить их по порядку: что было сначала, что потом, что в конце, затем придумать рассказ по этим картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы, начиная фразы по картинке, чтобы ребенок их продолжил и т. д.

12) Игра «Найди предмет, который отличается от других»

Задача: развить у детей внимательность к деталям, зрительное распознавание отличий между похожими с первого взгляда предметами.

Оборудование: ряды из 3-4 предметов, кажущихся с первого взгляда одинаковыми.

Описание. Сначала взрослый предлагает ребенку предметы, отличающиеся каким-то достаточно крупным элементом, затем - мелким и требующим для его нахождения особого зрительного внимания ребенка.

При необходимости на первых этапах взрослый может помогать ребенку наводящими вопросами.

13) Игра «Что где находится?»

Задача: развить у детей умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

14) Игра «Угадай по контуру»

Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.

Оборудование: общая картинка, на которой перепутаны контуры предметов.

Описание. Ребенок рассматривает картинку, пытаясь по контурам разглядеть, какие предметы на ней нарисованы, и назвать их.

14) Игра «Я учусь считать»

Задача: развить логическое мышление детей, отрабатывать навыки счета и счетные операции в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными призерами сложения, вычитания, сравнения предметов, вырезанные элементы: цифры от 1 до 10, знаки +, -,=,>, <, предметы для добавления их в соответствующее задание.

Описание. Поначалу совместно со взрослым, затем самостоятельно ребенок учится решать примеры сложения, вычитания, подбирать цифру к количеству предметов, сравнивать предметы по их количеству, распределять предметы поровну, вставлять пропущенную цифру или знак, добавлять недостающее количество предметов, чтобы получилось заданное число.