15.09.2010 12393

Подвижные игры для дошкольников, сочетающие речь и движения

 

Особое место среди подвижных занимают игры, которые сочетают в себе выполнение действий по правилам игры с проговариванием текста стихотворений или реплик героев игры. В отличие от подвижных игр, отдельные из которых согласно свои правилам тоже могут содержать проговаривание определенного текста, в них осуществляется соотнесение речи с соответствующими движениями в течение всей игры, а не только на определенном правилами этапе.

В процессе таких игр происходит развитие общих речевых навыков детей (речевого дыхания, темпа и ритма речи, ее выразительности, эмоциональности и четкости), совершенствование общей координации их движений и мелкой моторики, поощрение творческой активности. Дети приучаются четко следовать правилам игры, сопровождать свои действия правильным, ритмичным произнесением речевого материала. Многие из этих игр основаны на народных песенках и потешках, а также на стихотворениях для детей советских, зарубежных и современных авторов.

Приводим примеры игр на основе народных песенок и потешек, а также некоторых стихов советских авторов. Взрослые могут придумать свои движения, а также использовать для подобных игр любые детские стихи.

Игры для детей 3-4 лет

Во всех играх произносится текст стихов и одновременно выполняются сопровождающие движения.

– Игра «Лошадка»

Я люблю свою лошадку, (имитация поглаживания воображаемой лошадки по голове - короткие движения сверху вниз) Причешу ей шерстку гладко, (длительные движения вправо - влево) Гребешком приглажу хвостик (поглаживания «гребешком» хвостика) И верхом поеду в гости, (имитация езды на лошади: приставной бег по кругу, правая нога впереди, левая нога «догоняет правую», руки держат «поводья») (А. Барто)

– Игра «Мячики»

Раз, два, прыгай, мячик, (имитация ударов правой рукой по воображаемому мячу) Раз, два, и мы поскачем. (4 пружинистых прыжка на носках, по одному на каждое слово, руки на поясе) Девочки и мальчики Прыгают, как мячики, (быстрые, пружинистые прыжки одновременно со словами)

– Игра «Ягодка - малинка»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем, (дети идут по кругу, несут на руках воображаемые корзинки) Спелых ягод наберем, наберем, (идут по «лесу», наклоняются, собирают воображаемую ягоду и складывают в «корзинку») Солнышко высоко, (опять делают круг, поднимаются на носочки я смотрят вверх, на «солнышко») А в лесу тропинка, (потом наклоняются вперед к «тропинке», доставая пальцами свои ноги) Сладкая ты моя, Ягодка-малинка, (достают из корзинки «ягоды», пробуют, качают головой) (Народная песенка)

– Игра «Воробей»

Среди белых голубей (дети идут кругом, изображая голубей: руки опущены и отставлены назад) Скачет шустрый воробей. (В центре - «воробей», он скачет на носочках, руки тоже опущены и отставлены назад) Воробушек-пташка, Серая рубашка, (дети - «голуби» поворачиваются лицом в круг, идут, взявшись за руки) Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей («воробей» старается «вылететь» из круга, «голуби» его не выпускают, то поднимая, то опуская руки)

– Игра «Наши птицы»

Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! (дети идут по кругу, переваливаясь, вытянув и отставив назад руки, как крылья) Наши гуси у пруда - Га-га-га! (идут по кругу, задрав подбородки и вытянув шеи вперед, плавно размахивая руками - «крыльями» в такт словам) Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! (идут по кругу, периодически наклоняются, как бы клюют зернышки, затем останавливаются и хлопают «крыльями» по бокам) А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! (идут, чеканя шаг и вытягивая ноги, затем поднимают голову к «солнышку» и встают на цыпочки. Имитируют крик петуха, растягивая слоги)

– Игра «Заяц Егорка»

Заяц Егорка (дети сначала идут, затем бегут по кругу, взявшись за руки. В центре круга сидит на корточках ребенок - Егорка) Свалился в озерко. Бегите под горку! Спасайте Егорку! (дети подбегают к «Егорке» и вытягивают его за руки и одежду из «озера»)

– Игра «Шофер»

Качу, лечу во весь опор. Я - сам шофер, (дети бегают по всей площадке и крутят воображаемый руль) Я - сам мотор, (подражают работе мотора р-р-р или др-др-др (в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка) Нажимаю на педаль - И машина мчится вдаль, (останавливаются, нажимают ногой на воображаемую педаль и в зависимости от того, какой ногой нажали, поворачивают в правую или левую сторону, затем - по кругу)

– Игра «Козочка»

Я козочка Ме-ке ке, (дети идут по кругу обычным шагом) Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тоненькие ножки, (на голове делают «рожки» из пальчиков, одновременно прыгая на носочках) На самой макушке Бархатные ушки, (сбоку на голове делают ладошками «ушки») Язык полотняный, (показывают широкий, прямой и ровный язык) Хвостик конопляный, (сзади машут рукой, изображая «хвостик») Как прыгну - сразу забодаю, (изображают, как козочка бодается, прыгая и выставляя вперед «рожки» из пальчиков) (Литовская народная песенка)

– Игра «Ласточки»

Ласточки летели, (дети быстро бегут по кругу, плавно взмахивая прямыми руками, как крыльями) Все люди глядели. Ласточки садились, (присаживаются на корточки, прямые руки ставят за спину, как будто птица складывает крылья) Все люди дивились. Сели, посидели. Взвились, полетели, (поднимаются, расправляют руки-«крылья») Полетели, полетели, (снова бегут по кругу, плавно взмахивая руками) Песенки запели. (Народная песенка)

– Игра «Листья осенние»

Листья осенние тихо кружатся, (дети стоят по кругу и по команде взрослого встают на цыпочки, разводят руки в стороны и плавно кружатся, сначала в одну, затем в другую сторону) Листья нам под ноги тихо ложатся (медленно приседают на корточки) И под ногами шуршат, шелестят, (водят руками влево - вправо) Будто опять закружиться хотят, (снова поднимаются на цыпочки и кружатся)

– Игра «Мотылек»

Мотылек-витилек, (дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями) Принеси нам ветерок: От ворот - поворот, (останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону) Гнать кораблик в ручеек. -   Вей, вей, ветерок, (останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой) Натяни парусок, Гони стружок С запада на восток, (не торопясь, бегут по кругу приставным шагом) (Народная песенка)

Игры для детей 5-7 лет

Во всех следующих играх произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

– Игра «Чайник»

Я - чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот, (дети стоят полукругом, одну руку изогнув, как носик чайника, другая стоит на поясе, выпрямившись и надувая живот) Я чай кипячу, клокочу и кричу: (имитируют кипение чайника: «Пых-пых!», делают наклоны в стоны и топают) - Эй, люди, я с вами почайпить хочу! ( «зовут» к себе правой или левой рукой)

– Игра «Яблоня»

Яблоня, яблоня! (дети медленно идут в хороводе; в центре стоит ребенок-«яблонька», вытянув руки вверх - в стороны) Где же твои яблоки? Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? (дети останавливаются, обращаются к «яблоне», делая взмахи правой рукой по одному на каждую строчку. Ребенок-«яблонька» в знак отрицания качает головой) Куда они пропали? (идут, пожимая плечами и в знак непонимания разводя руками)         Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... (останавливаются, делают движения кистью левой руки в сторону, как бы отмахиваясь) Дети оборвали! (разбегаются в разные стороны, ребенок-«яблонька» бежит за ними, стараясь дотронуться) (Югославская народная песенка)

– Игра «Я бы в летчики пошел!»

Быть шофером хорошо, (дети бегают друг за другом по всей площадке и крутят воображаемый руль, подражая работе мотора: р-р-р или др-др-др (в зависимости от речевых возможностей конкретного ребенка)) А летчиком - лучше. (бегут, разведя руки в стороны, изображая крылья самолета) Я бы в летчики пошел, Пусть меня научат. Наливаю в бак бензин, (останавливаются, делают вращательные движения кистью, как будто поворачивают кран) Завожу пропеллер, (делают круговые движения над головой выпрямленной правой рукой) В небеса, мотор, вези, Чтобы птицы пели, (бегут друг за другом по всей площадке, разведя руки в стороны, как крылья самолета, периодически поворачивая в правую и левую сторону) (В. Маяковский)

– Игра «Жуки»

Я - жук, я - жук! (дети сидят на корточках или стульчиках и произносят текст стихотворения) Я тут живу, (по сигналу взрослого они разводят в стороны ру-ки-«крылья», летят на «поляну» и жужжат) Кружу, жужжу, Жужжу, кружу: «Ж-ж-ж-ж!» Когда взрослый скажет: «Жуки, дождь!», дети летят обратно в домики (на стульчики).

– Игра «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо, (дети идут в хороводе, произнося текст стихотворения) И рычать нам было надо. Мы рычали: «Р-р-р» (остановились, согнули верхние фаланги пальцев на обеих руках, как бы изображая когти тигра) И мычали: «Му-у!», (показывают «рожки» из пальчиков на голове и качают головой) По-собачьи лаяли: «Гав-гав-гав!» (встают на четвереньки, затем поднимаются на колени, а кисти рук сгибают в суставах, изображая как собака «служит») Не слыхали замечаний (встают снова в хоровод и идут по кругу) Анны Николаевны. А она сказала строго: (останавливаются) Что за шум такой у вас? (взрослый произносит слова, обращаясь к детям и грозя указательным пальцем) Я детей видала много -Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ: (стоят в кругу, отвечают хором) Никаких детей тут нет! (мотают головой) Мы не Пети и не Вовы - Мы собаки и коровы! (на первые слова сгибают кисти в суставах, на вторые - показывают рожки и качают головой) А она в ответ: (дети снова встают в хоровод) - Да что вы? Ладно, если вы коровы, (идут по кругу) Я тогда - пастух. И прошу иметь в виду: Я коров домой веду! (дети строятся в цепочку за взрослым) (А. Барто)

– Игра «На водопой»

Жарким днем лесной тропой (дети идут друг за другом по кругу) Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, (идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая) За мамой-лисицей крался лисенок, (тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед) За мамой-ежихой катился ежонок, (садятся на корточки, пробуют сделать кувырок) За мамой-медведицей шел медвежонок, (идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя) За мамою белкой скакали бельчата, (присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах) За мамой-зайчихой - косые зайчата, (встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки») Волчица вела за собою волчат, (опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются) Все мамы и дети напиться хотят, (остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)

– Игра «Весело зимой!»

Мы бежим с тобой на лыжах, (дети идут друг за другом по кругу, скользя ногами по полу, как на лыжах, и переставляя в руках воображаемые палки) Снег холодный лыжи лижут. А потом - на коньках, (идут, скользя по полу поочередно правой и левой ногой, как на коньках) Но вдруг упали. Ах! («падают» на пол) А потом снежки лепили, (встают, берут горсть воображаемого снега и «лепят» снежок, прижимая воображаемый снег то одной, то другой ладонью) А потом снежки катили, (наклоняются, кладут «снежок» и начинают его «катить») А потом без сил упали (опускаются без сил на пол) И домой мы побежали, (поднимаются и быстро бегут друг за другом по кругу)

– Игра «Солнышко - колоколнышко»

Солнышко-колоколнышко, (дети стоят в хороводе, затем медленно идут вперед, сжимая круг) Ты пораньше взойди, (встают на цыпочки, поднимают голову и руки вверх, делают глубокий вдох носом) Нас пораньше разбуди, (встают на ноги, опускают руки, делают выдох ртом) Нам в поле бежать, (бегут друг за другом по кругу, делая приглашающие движения каждой рукой по очереди) Нам весну встречать. (Народная потешка)

– Игра «Веснянка»

1 вариант.

Весна, весна красная! (дети идут в хороводе, то сужая, то расширяя круг)

Приди, весна, с радостью, С великой милостью: (останавливаются, поворачиваются в другую сторону, то сужая, то расширяя круг) Со льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянутся вверх за руками, делают глубокий вдох носом) С корнем глубоким, (опускаются, руки на поясе, делают выдох через рот) С хлебами обильными, (снова идут в хороводе, то сужая, то расширяя круг) (Русская народная песенка)

2 вариант.

А уж ясно солнышко Припекло-припекло. И повсюду золото Разлило-разлило, (движения те же, что и в первом варианте) Ручейки по улице (бегут по кругу, держа руки на поясе) Все журчат-журчат. Журавли курлыкают (бегут по кругу, расставив руки в стороны, как крылья, и делая ими плавные движения) И летят-летят. (Украинская народная песенка)

3 вариант.

Ой, бежит ручьем вода -(дети идут по кругу в хороводе) Нет ни снега, нет ни льда! Ой, вода, ой, вода -(идут в круг, поднимая сомкнутые руки) Нет ни снега, нет ни льда! (идут из круга, отводя руки назад) Прилетели журавли (бегут по кругу, делая плавные движения вытянутыми руками, как крыльями) И соловушки малы,  (идут по кругу, делая взмахи руками, согнутыми в локтях) Журавли, журавли И соловушки малы. Мы весняночку поем (снова идут по кругу в хороводе) Весну красную зовем! (останавливаются, поднимаются на носочки, тянутся к «солнышку») Ой, поем, ой, поем (идут по кругу, то сужая, то расширяя его) Весну красную зовем! (Русская народная песенка)