06.09.2010 9696

Характеристика процессов восприятия и воспроизведения интонации

 

Значительный интерес представляют функции речевого слуха – восприятие и воспроизведение сегментного и надсегментного уровня речи. Рассмотрим современные междисциплинарные подходы к изучению речевосприятия и речепорождения, интеграция которых дает целостную картину понимания сущности процессов восприятия и воспроизведения интонации.

Механизм процесса слухового восприятия с физиологической точки зрения рассматривается в свете рефлекторной теории и положений о динамической локализации психических функций, освещенный в работах Н.И. Жинкина, А.Р. Лурия, Б.М. Сагаловича, Е.Д. Холмской, Л.А. Чистович. Слуховое восприятие представляет собой сукцессивный процесс обнаружения и переработки акустических признаков неречевых и речевых звуков в периферическом, проводниковом и центральном отделах слухового анализатора, являющегося составной частью единой функциональной системы. Акустический сигнал характеризуется основными физическими параметрами, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений: частота звука – высота; амплитуда – интенсивность, субъективно воспринимаемая человеком как громкость; длительность – одинакова для физического и физиологического ощущения; спектр, интенсивность и длительность определяется физиологическим параметром – тембр звука; направленность звука и степень удаленности. Влияние физических характеристик звуков на возможность слухового различения определяет адекватные факторы опознания акустических сигналов в различных условиях окружающей среды. Так, восприятие высоты связано не только с частотным спектром сигнала, но и с темпом, при замедлении которого звук, неизменный по спектру субъективно воспринимается более низким; на ощущение высоты звука влияет его интенсивность и длительность. В исследованиях Г.В. Гершуни, В.А. Кожевникова, С.С. Стивенса, Л.А. Чистович указано, что целостный предметный слуховой образ формируется благодаря обособленности акустических объектов. Субъективно, акустические параметры интонации воспринимаются как модификации мелодического движения (выше – ниже, плавно – резко), мелодического диапазона (шире – уже), громкости (слабее – сильнее), темпа речи (быстрее – медленнее).

Опознание признаков акустических стимулов влияет на разборчивость речи, под которой понимается размеченность и расчлененность воспринимаемых элементов. Потеря выразительности равна потере дополнительного сообщения о самой произносимой речи (Н.И. Жинкин), что не может «сказаться на понимании смысла» (Ф.А. Сохин).

Современная психологическая наука рассматривает слуховое восприятие как активный иерархический процесс формирования перцептивного образа в его объективной целостности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Слуховое восприятие включает «акт понимания, осмысления» и представляет собой установление смысловых связей и отношений между элементами и единицами воспринимаемого сообщения (С.Л. Рубинштейн). Операционным механизмом организации воспринимаемого вербального материала служит перекодировка, процессуальным следствием и результатом смысловой организации является его реконструкция, итогом является адекватное понимание или не понимание (И.А. Зимняя).

В трудах Н.И. Жинкина, В.А. Лабунской, Г.В. Колшанского, И.Н. Горелова, Е.Ф. Бажина, Т.В. Корневой отмечается, что при передаче коммуникативной информации по обусловленности проявления в речевом акте вербальные, экстралингвистические и паралингвистические (интонационные) средства общения являются равноценными и равнозначными. Восприятие речи предполагает понимание интонации, которая «накладывается на то общее, что характерно для фонетического уклада данного языка». Результативность опознания слов и словосочетаний в процессе развития слухового восприятия зависит от уровня развития темпоритмической структуры речи, определение смысла связывается с восприятием интонации (Л.В. Теплов).

С лингвистической позиции, слуховое восприятие определяется как активный акт слушания и понимания в едином коммуникативном процессе, который обеспечивается речевым слухом, владением языковыми единицами и правилами их конструирования. В работах В.Б. Касевич, Е.М. Шабельниковой, В.В. Рыбина отмечается, что воспринимающий речь человек «сталкивается» с единицами и моделями языка и в зависимости от их типа применяет те или иные правила, стратегии речевосприятия. В экспериментальной и общей фонетике указывается, что восприятие сегментных и суперсегментных единиц происходит на временной оси (Т.М. Николаева), при восприятии интонационных единиц выделяются специфические трудности, поскольку материально они часто эквивалентны одному признаку.

Просодика образует подсистему субкомпонентов в рамках фонологической системы, которая обладает набором интонем (эталоны для порождения и восприятия интонации, хранящиеся в памяти человека, как носителя языка, и служащие для повышения эффективности языкового кода) (Л.К. Цеплитис).

Процесс слухового восприятия начинается с установления семантизации высказывания с опорой на просодические признаки с последующей поэтапной конкретизации с привлечением релевантной словарной и грамматической информации (И. Рок). Лингвисты З.С. Бонд, С. Гарнес формулируют четыре общих стратегии восприятия речи: определение интонационной и акцентной структуры речевого сигнала, обнаружение синтагм, слов, определение ударных гласных. В схеме прослеживается модель нисходящего восприятия, ориентированного на просодические признаки текста при ступенчатом продвижении от обобщенного представления высказывания к его конечной идентификации.

В основу понимания процессов восприятия и воспроизведения интонации положен подход Н.В. Черемисиной, раскрытый в постулатах фоностилистики. Тезисно опишем некоторые из аспектов: 1) Психофизиологически, социально-исторически обусловлено наличие звуко-фонемных и интонационных универсалий, на которые накладываются национально-специфические и индивидуальные свойства. Благодаря указанной общности возможно порождение речи (стилистика кодирования) и восприятие речи (стилистика декодирования) на сегментном и суперсегментном уровне. 2) Компоненты интонации находятся в отношениях функционального содружества, либо взаимокомпенсации: неравнозначность компонентов интонационного уровня проявляется в следующем, при порождении речи доминантом выделяется мелодика, а в стилистике восприятия речи – ударение. 3) Интонационная подсистема организована иерархически и включает единицы трех уровней: фонетическое слово (такт), синтагма (доминантная семантико-синтаксическая и ритмико-интонационная единица), предложение (высказывание). Синтагма хорошо соотносится с объемом оперативной памяти человека (7+–2) и является артикуляционной пропорцией порождения и восприятия речи.

С психолингвистической позиции речевое восприятие – это сложная перцептивно-мыслительная, мнемическая деятельность, иерархическая система, восходящая от низшего (сенсорного) уровня к высшему (смысловому). Анализ речевого сигнала представляет собой многомерную функцию, обусловленную единицей акустического восприятия – от звука до предложения. Обработка речевого сигнала идет одновременно по всем параметрам: априорно-апостериорный, пареллельно-последовательный, континуально-дискретный и текуще-отсроченный (В.И. Галунов, И.А. Зимняя, И.В. Королева, В.П. Морозов, В.Д. Родионов, Г.Г. Шургая). По мнению И.А. Зимней, по степени сформированности перцептивного процесса могут быть выделены процессуально-операционные уровни сукцессивного и симультанного восприятия. На сукцессивном уровне процесс протекает с развертыванием всех промежуточных операций, которые редуцируются по мере перехода восприятия на симультанный уровень – одномоментное, мгновенное узнавание уже известного.

Исследователями в области психолингвистики также установлен тот факт, что национально-культурная специфика овладения языком начинает развиваться с момента формирования эталонов на восприятия, в иерархии которых ритмико-мелодическая структура занимает первое место (Дж. Брунер, А.М. Шахнарович). Для овладения особенностями родного языка необходимо «очеловеченное восприятие» (Л.А. Венгер) сенсорных эталонов: звуковысотная шкала, «решетка фонем», которые выработаны в процессе общественно исторической практики, постепенно усваиваются и практически применяются (Я.Л. Коломенский).

Иначе трактуетсявосприятие интонации в методике музыкального обучения. Считается, что кроме своего основного значения, музыкальность (специальная универсальная способность) обеспечивает адекватное восприятие и осмысление просодической информации. Системообразующий фактор музыкальности – эмоциональная отзывчивость, проявляется в любых жизненных ситуациях, обусловливающих реакции субъекта на интонационно - слуховые воздействия, в том числе переживание и осмысление речевых интонаций, различных природных звуковых явлений. Эмоциональная отзывчивость определяется как фундаментальная, базовая способность личности, имеющая универсальное проявление в любых видах предметной деятельности, такой как способность интонационного восприятия окружающей среды, понимание смысла музыкальных и речевых интонаций, различение сенсомоторных ощущений, развитие представления и воображения (В.П. Анисимов, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Г.Е. Залесский, Е.Б. Редькина).

Воспроизведение речи предполагает продуцирование «полиинформированного и полифункционального» речевого сигнала, которыйявляется результатом сложного взаимодействия трех уровней речевого производства: голосового (частота колебаний, время звучания, форма звуковой волны и сила), сегментного (последовательность звуков), супрасегментного, включающего в свой состав интонацию (релевантного или иррелевантного коммуникативному намерению). Процесс производства речевого сигнала представляет собой «ритмическую последовательность команд» (Л.А. Чистович, В.А. Кожевников), «триедино детерминированных» уровня: побуждающий, формирующий и реализующий. Реализующий уровень представляет собой фонационные механизмы – голосообразование, звукообразование, сегментирование и интонирование, которые определяются работой механизмов дыхания, временной и ритмической организацией произношения и особенностями памяти (И.А. Зимняя). Конечный акустический эффект в работе речедвигательного анализатора достигается путем одновременного включения генераторной, резонаторной и энергетической – «базовой» системы, обеспечивающей организацию дыхания и подсвязочного давления в гортани (Н.И. Жинкин). По мнению П.К. Анохина, в интонировании участвует только механизм генерации (вокализации), который регулируется слуховым эффектом выхода – «обратной связью».

Воспроизведение речи предполагает возможность повторения. Е.Н. Винарская выделяет два вида повторения – «смысловое» и «имитационное», осложненное постоянным и активным подавлением контекстных стереотипов речи. Способность к имитации характеризует языковую компетенцию ребенка и служит приобретению знаний (Дж. Болдуин, А. Валлон, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, Е.И. Исенина, С.Н. Карпова, И.Н. Колобова, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, Г. Тард, Д.Б. Эльконин).

Различают спонтанные (немедленные) имитации по механизму «эхо» и повторения по просьбе взрослых (отсроченное подражание), носящие произвольный характер и опирающиеся на долговременную память (С.Н. Цейтлин). В начале имитируется общий рисунок слова через средства интонации, мимики и пантомимики, затем речевое высказывание становится совместным, «эхолаличным», после полностью осмысливается (Г.К. Нигметжанова).

Повторение речи в отличие от имитации является сложным психологическим процессом, состоящим из ряда звеньев и операций, связанным с акустическим восприятием и реализацией моторной программы.