20.09.2010 10901

Интонация как средство оформления письменного текста

 

В настоящее время письменная речь рассматривается как сложная речевая деятельность, осуществляющая изложение связного высказывания, законченной мысли в письменной форме, как более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями как в историческом, так и в генетическом аспекте (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский понимает ее как особую систему символов и знаков, владение которой означает критический, поворотный момент во всем культурном развитии ребенка.

В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входит чтение и письмо.

Письмо определяется как знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию с помощью графических элементов. Как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Письмо определяется и как сложная речевая деятельность, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные тесно связанные и взаимообусловленные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный.

Структура этого процесса формируется поэтапно и состоит из ряда операционных компонентов, образующих целостную функциональную самоорганизующуюся систему: анализ звукового состава слова, перевод четких обобщенных речевых звуков в графемы, перешифровка зрительных схем графических знаков в кинетическую систему последовательных движений (А.А. Леонтьев). «Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций» (А.Н. Корнев).

В зависимости от степени овладения навыком операции могут «сворачиваться» не нарушая эффективность, а повышая ее при условии тщательной проработки всех компонентов (Е.Ю. Балашова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Д. Слобин).

Письмо формируется на особом мотивационном уровне, обеспечивающим замысел, который удерживается в памяти посредством внутренней речи (И.Н. Садовникова). Условием мотивированного усвоения детьми письменной речи является «разведение в их сознании» процесса создания письменного высказывания на два этапа: порождение смыслового содержания и его выражение (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова).

В процессуальном отношении письмо является продуктивным, чтение – рецептивным. Чтобы записать мысль, необходимо вычленить ее в законченной форме, разбить на лексемы и затем каждую из них посредством письма отразить материально. Вместе с тем пишущий имеет возможность каждую последующую часть своего письма базировать на чтении того, что написано раньше (Д.Б. Эльконин). Завершающей операцией процесса письма является контрольное прочтение, на базе которого осуществляется последующий контроль и редактирование, то, что для чтения является началом работы, для письма является его концом (Н.И. Жинкин).

Письменная речь имеет несколько различное значение в зависимости от понятийного контекста, в котором она используется.

В психологическом аспекте она определяется как компонент других видов деятельности, внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение. Это осознанный и произвольный монолог (Л.С. Цветкова), «алгебра речи», наиболее трудная и сложная форма намеренной речевой деятельности (Л.С. Выготский) которая мыслится, а не произносится, что представляет одну из существенных трудностей в ее формировании.

С психолингвистической точки зрения сущность письменной речи рассматривается как система порождения связного письменного высказывания (А.Н. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович). Письмо и чтение реализуют письменную, «опосредованную временем и расстоянием форму общения» и представляют собой сложные виды речевой деятельности, требующие специального целенаправленного обучения (И.А. Зимняя).

Всовременной лингвистике письменная речь определяется как речь, предназначенная для изображения на бумаге с помощью специальных графических знаков; одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи по времени возникновения и способам выражения. Как лингвистические коды (лексико-грамматические и синтаксические единицы), построенные по существующим кодифицированным нормам. Материальным продуктом письменной речи является сложное смысловое целое – письменный текст (дискурс).

В психофизиологическом аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями. Психофизиологическую основу письменной речи составляет сохранное и полноценное функционирование отделов мозга (центрального и периферического) и проводящих путей анализаторных систем.

Структура письменной речи является весьма сложной (В.Я. Ляудис). Она состоит из четырех основных уровней и множества звеньев в каждом из них. Психологический уровень решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма. Лингвистический уровень обеспечивает письмо лингвистическими средствами реализации процесса, реализует перевод внутреннего смысла и содержания в лингвистические коды (лексико-морфологические и синтаксические единицы). Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации программы – процесс акустического восприятия и звукоразличения, актуализация образов-представлений графемы и моторного образа буквы, написание. Последний психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций, осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи.

Письменная речь формируется сознательно в процессе целенаправленного обучения ребенка на 5–7 годах жизни и требует, по сравнению с устной речью, более развитого самоконтроля, умения оценивать и управлять ею. В начале обучения способы возникновения письменной речи осознаны, позже они автоматизируются и превращаются в сенсомоторный навык.

Речевая деятельность возможна при условии владения языковой, в частности интонационной системой, которая отражает национальную специфику передачи смысла при помощи просодических средств. Процессы речевосприятия и речепроизводства характеризуются «настройкой» на интонационный «ключ» (В.Б. Касевич), которая определяется семантикой высказывания и реализуется в виде интонационного контура (В.С. Нефедьева).

Интонация коррелирует со всеми аспектами минимального речевого акта – высказывания (локуса): в локутивном аспекте интонация оформляет мысль в соответствии с целями общения, в связи с иллокутивным аспектом реализует намерения говорящего, в перлокутивном аспекте отражает фактор адресата. Письменный текст, как высказывание в широком понимании этого термина, в полной мере реализует интеллектуальную и волевую стороны сознания и выражает характер эмоционального восприятия действительности. В зависимости от характера адресации, целеустановки, экспрессии и эмоциональной доминанты определяется манера интонационной реализации письменного текста, стиль его интонирования (Е.Г. Сафронова).

Решение вопроса о декодировании интонации письменного текста в смысловом, эмоциональном, логическом аспектах лежит в области существующих связей между синтаксисом и интонацией (Г.Н. Иванова-Лукьянова). Синтаксический подход к интонации оформился в классических трудах лингвистов (А.В. Добиаш, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов) и нашел развитие в исследованиях современных интонологов (Г.Н. Иванова-Лукьянова, Т.М. Николаева, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина).

Г.В. Артоболевский, Е.А. Брызгунова, Л.С. Выготский, В.М. Жирмунский, Л.В. Щерба указывали, что интонация присуща устному и письменному тексту. А.Р. Лурия отмечал только «частичную закодированность» интонации в письменных знаках. По мнению Н.И. Жинкина, «читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста». Для практического озвучивания интонации, «вписанной» в текст, Г.В. Артоболевский рекомендовал при чтении «определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения». В.М. Жирмунский отмечал, что манера интонирования текста зависит, от общей смысловой окраски и психологического тона речи, от художественно-психологического задания, осуществляемого в единстве приемов стиля. На необходимость перевода письменного текста в устную речь указывал Л.В. Щерба и отмечал, «чтобы текст был понят, он должен быть переведенным на произносимый язык».

Синтаксическая функция интонации трактуется как реальное языковое явление и в лингвистических теориях носит характер постулата (Л.К. Цеплитис). Интонации участвует в «определении членов предложений, в указании коммуникативных типов и видов предложений, в систематическом членении, в выяснении в предложении его коммуникативной, синтаксической и модальной стороны» (З.И. Клычникова).

Теоретическая основа связи между синтаксисом и интонацией разработана в монографиях и статьях А.А. Абдуазизова, В.А. Артемова, А.В. Бельского, С.Н. Бернштейн, Е.А. Брызгуновой, В.А. Васильева, В.В. Виноградова, Н.В. Витт, Н.И. Жинкина, Л.А. Кантер, И.И. Ковтуновой, Т.М. Королевой, О.А. Крыловой, Э.А. Макаева, В. Матезиуса, Е.И. Мурашова, А.М. Мухина, Т.М. Николаевой, О.А. Норк, В.И. Петрянкиной, А.М. Пешковского, Е.М. Пыж, Г.Г. Полищук, И.П. Распова, Н.Д. Светозаровой, Л.А. Тиханович, Р.М. Уроева, Н.В. Черемисиной. Все они придерживаются мнения о том, что интонация входит в синтаксическую структуру предложения как ее обязательный компонент, элементы интонации находят свое выражение на письме благодаря «системе интонационных фиксаторов»,в роли которых выступают знаки препинания, строчное и ступенчатое членение стиха, «ритмические фигуры» для указания границ синтагм, позиции синтагматического ударения, движения мелодики (Н.В. Черемисина).

Остановимся на ключевых лингвистических понятиях «синтаксис» и «пунктуация». В энциклопедическом словаре «пунктуация» определяется как система графических неалфавитных знаков, образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменной речи. Или, правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного текста (С.И. Абакумов, А.М. Александров, И.К. Ганн).

Выделены три принципа пунктуации: С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро обозначают ее роль в понимании письменного текста и выделяют смысловой принцип. Я.К. Грот указывает на роль пунктуации в выявлении синтаксической стороны письменного текста и определяет грамматический принцип. Л.В. Щерба, А.М. Пешковский называют интонационный принцип как показатель ритмики и мелодики речи.

Знаки препинания разнородны, это и пунктуационные (одиночные – парные знаки), орфографические (прописное – строчное написание), графические (абзац). Под пунктуационной грамотностью А.Ф. Ломизов понимает умение выразительно «читать» знаки препинания на письме, т.е. с помощью знаков препинания устанавливать смысл.

На современном этапе для отечественного языкознания характерна смена приоритетов, отход от традиционных методик изучения синтаксиса как замкнутой на себе системе (И.В. Архипова). Синтаксис – это «своего рода коррекция способов реализации той или иной коммуникативной задачи» (Л.В. Газаева), с психолингвистической позиции – учение о принципах и способах построения предложений (Н. Хомский). Синтаксис изучает строение, структурные и модальные типы предложений, рассматривает языковые средства, служащие для выражения заключенного в предложении смыслового содержания: отдельные формы слов, служебные слова, порядок слов, интонацию и ее компоненты (Г.П. Фирсов). Коммуникативный синтаксис русского языка конструктивен, функционален, семантичен и коммуникативен (И.В. Архипова).

Исследования в области онтогенеза детской речи показывают, что овладение интонационной структурой языка, организацией собственного дыхания обеспечивает детям в дальнейшем возможность использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и способствует формированию произвольной речи. Овладение синтаксисом неразрывно связано с овладением детьми интонацией (А.А. Леонтьев, Д. Слобин). Синтаксическая сторона речи развивается при условии включения ребенка в общение с взрослым и происходит в двух формах – фазической (грамматическое структурирование) от слова к предложению и семантической (предикативности) от предложения к отдельному слову (Л.С. Выготский) [64]. Применение указанных категорий позволяет предварительно выделить функциональные типы высказываний по сложности и характеру отражения в них предметно-действенной (игровой) ситуации . Программирование линейно организованных языковых синтаксических структур, с учетом иерархии языковых единиц, их синтагматических и парадигматических правил комбинирования и отбора, согласованности морфологических компонентов (аффиксов) и их адекватности семантическому и грамматическому значению строится на основе сложного комплекса когнитивных и языковых операций.

Первостепенное внимание в настоящее время уделяется вопросам лингвистики текста, которому присуща собственная, качественно специфическая интонация, регламентированная регулярностями – конкретно-языковыми и типологическим характеристиками (Ю.А. Дубовский). Под текстом понимается продукт целенаправленной речевой деятельности, обладающий характеристиками связности, цельности и относительной законченности, центром которого является содержательно-концептуальная информация.

Система текста создается взаимодействием семантических и структурных признаков текстовой организации (И.Р. Гальперин). Фоностилистика и специальный раздел лингвистики – фонетика текста изучает вопросы на границе этих двух областей: анализ текстообразующей функции просодии, участие ее в реализации стоящей перед текстом коммуникативной задачи, анализ сегментных и супрасегментных характеристик текста, роль просодических единиц в формировании основных категорий текста в различных стилях. Признается универсальность интонации как языковой категории (И.В. Юрова). Лингвисты определяет большую или меньшую взаимообусловленность стилистической маркированности текста просодическим уровнем. Просодика понимается как «необязательная разметка» уже готовой записи письменного текста, при возможности неоднозначного толкования синтаксической структуры предложения она актуализирует грамматические связи, исходя из смысла высказывания (Г.И. Бубнова, В.Б. Красевич, Е.Г. Сафронова, Л.В. Щерба). Опора «на наблюдение над интонацией» способствуют правильному, легкому осмыслению синтаксических понятий и конструкций, пунктуационных правил, актуализирует смысл высказывания, формирует навыки выразительного чтения и развивает речевой слух (Т.И. Зиновьева, А.Ф. Ломизов, Г.П. Фирсов).

Таким образом, интонация является средством оформления письменного текста, она обеспечивает овладение пунктуацией и синтаксисом, наряду и во взаимодействии с синтаксисом служит для выражения смысловых отношений между синтагмами и предложениями в структуре связного (устного и письменного) текста, участвует в определении членов предложения, систематическом членении и указании коммуникативных типов предложений. Исходя из вышеизложенного, признается неоспоримым факт зависимости возможности усвоения письма от сформированности интонационной стороны речи.