25.09.2010 6453

История проблемы взаимодействия учреждений общественного воспитания и семьи ребенка с отклонением в развитии

  

Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь развития в России и за рубежом.

Работы дефектологов и психиатров в области воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии говорят о том, что роль семьи переоценить невозможно. Педагоги подчеркивают значение семейного воспитания и дают ценные рекомендации родителям.

В разные исторические эпохи восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющие физические и психические недуги, имело свои особенности и складывалось по-разному. История свидетельствует о негуманном отношении к аномальным детям в древних Греции и Риме. В обществе такое обращение понималось как форма защиты нации от воздействия аномальных лиц. Эта позиция обосновывалась и философски (Аристотель, Платон). «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель,- что ни одного калеки ребенка кормить не следует». Имеются также свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX – VIII в. до н.э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, руководствуясь, по мнению римского философа Сенеки, «правилами разума: отделять негодное от здорового». Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц (включая в нее как бедных, так и богатых) и лишало их гражданских прав.

В период средневековья серьезное влияние на многие проблемы социальной жизни оказывала религия. Особенно это касалось католицизма. Согласно церковным канонам того времени, физическое или психическое увечье считалось наказанием за прегрешения самого человека или его предков. Православие отличалось более мягким отношением к лицам с физическими или психическими недостатками. Некоторые из юродивых и калек были отнесены к лику святых.

В эпоху Возрождения возникают и развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недостатками. Одним из первых высказал мысль о необходимости проявления заботы о воспитании и обучении слабоумных, обосновав свою позицию философски, знаменитый славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670). Он считал, что учить можно всех аномальных детей.

В России первый отечественный опыт положительного влияния семьи на состояние душевнобольного возник в начале XIX века. Специалисты, работавшие, с этой категорией больных обратили внимание на возможность использования семейного окружения, как для профилактики, так и для лечения различных психических расстройств. И.Ф. Рюль (1839, 1840) составил «Краткое наставление» для родителей и близких душевнобольных лиц. Наряду с общими советами определялись меры, которые должны были предпринимать члены семьи в отношении душевнобольного лица. Одновременно в России расширялась практика лечения душевнобольных в семьях, которые могли содержать таких больных.

С 1859г. в рамках семейного патронажа обсуждалась проблема оказания специального воздействия лечащим врачом на семью больного. Имелось в виду не только постоянное наблюдение и контроль за состоянием больного, но и просветительские беседы с членами семьи, чтобы они по-доброму относились к подопечному, своими разговорами влияли на его самочувствие (А.М. Шерешевский, 1978).

На I съезде отечественных психиатров обсуждался опыт работы с семьями в патронаже. В докладе известного русского психиатра С.С. Корсакова были определены категории больных, которых он считал возможным лечить дома. Расширение масштабов содержания душевнобольных в семьях позволяло проводить лечебные мероприятия наряду с «моральным воздействием». Это предполагало правильное понимание их состояния членами семьи.

Отечественные специалисты придавали особое значение проведению разъяснительных мероприятий для родителей, включая в лекции сведения о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания.

П.П. Кащенко(1905) подчеркивал важность «благоприятного стечения индивидуальных особенностей семьи» при лечении психических нарушений. Автор обращал внимание на отношение родителей к ребенку с нарушением интеллекта, на значение его социального окружения.

О включении родительской темы в спектр обсуждаемых вопросов свидетельствуют труды и публикации известных психиатров, психологов и педагогов начала XXв. Представляют интерес публикации Ж. Демора, который, согласно мнению Г.И. Россолимо, был «одним из лучших специалистов в Европе» того времени по проблеме аномального детства. Его монография «Ненормальные дети, их воспитание дома и в школе», вышедшая в России в 1909г., охватывала широкий спектр вопросов, касающихся аномальных детей, включая проблему контактов с родителями и их просвещения.

В 1908г. в Германии издана книга F. Weige «Что подлежит знать родителям о воспитании слабоумных». Работая учителем в школе для умственно отсталых детей, автор написал пособие, адресованное родителям своих воспитанников. Он одним из первых он обратил внимание на то, что не только ребенок нуждается в помощи, но и семья, воспитывающая его.

В монографии немецкого ученого и педагога Б. Меннеля «Школы для умственно отсталых детей», переведенной на русский язык в 1911г. врачом М. Владимирским, дается систематическое изложение вопроса о состоянии школ для умственно отсталых детей в Германии. Отдельная глава («Родители и жизненные условия ученика») посвящается проблемам родителей подопечных, где подчеркивал необходимость взаимодействия школьного врача, учителя и семьи ребенка с нарушением интеллекта.

А. Бинэ (1907, 1910) в своих трудах формулировал принципы взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.

В 1882г. было создано в Петербурге врачебно-воспитательное учреждение и организация семейного патронажа для психических больных. Возглавил его известный врач и педагог И.В. Маляревский. В применяемых им и его последователями мерах врачебного воздействия и воспитания огромное значение имела диагностика взаимоотношений в семьях и выявление роли неправильного воспитания в формировании проявлений душевной болезни. Уделяя особое внимание семейному воспитанию, И.В. Маляревский отмечал, что педагогическая неумелость родителей приводит в домашних условиях к развитию у детей эгоизма; у них отсутствует сознание долга перед окружающими, они излишне самолюбивы, что нередко принимается за душевное страдание. Исправление дефектов воспитания осуществлялось врачом в процессе бесед, проводимых с ребенком отдельно или по мере надобности вместе с родителями. Для родителей проводились «совещания», на которых раскрывались недостатки семейного воспитания.

В 1902г. была опубликована на средства от пожертвований и по просьбе матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта книга Е.К. Грачевой «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков». Для работников специализированных учреждений книга не потеряла своего значения и сегодня.

В.П. Кащенко (1992), известный отечественный дефектолог, оказывая помощь семье в воспитании больного ребенка, в первую очередь обращался к разъяснению родителям «дефективности характера» и трудностей его воспитания, а также давал рекомендации относительно режима дня, тактики отношения к нему и специальной литературы для чтения родителям. В помощь родителям для реализации системы коррекционного воспитания предлагалось пригласить и педагога-дефектолога.

С 1912г. в Петербурге при Психоневрологическом институте были открыты курсы для родителей. В программу этих курсов входило ознакомление с общей психопатологией детского возраста. Проводились совместные занятия для родителей и детей, на которых не только рассматривались сложные конфликтные ситуации в семье, но и давались советы и рекомендации по их устранению. С 1907 по 1912 гг. подобный «кружок совместного воспитания и образования» работал и в Москве.

Проблема семейного воспитания нашла свое отражение в работах ведущих отечественных психологов, педагогов, психиатров Д.И. Азбукина, И.Л. Белопольской, Т.А. Власовой, Г.Л. Выгодской, Л.С. Выготского, М.Ф. Гнездилова, А.Н. Граборова, Е.К. Грачевой, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, Л.В. Занкова, М.В. Ипполитовой, Е.И. Исениной, Б.Д. Корсунской, К.С. Лебединской, Э.И. Леонгард, В.И. Лубовского, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, И.М. Соловьева, Е.А. Стребелевой, Г.Я. Трошина, Г.В. Цикото, Ж.И. Шиф и др.

Л.С. Выготский (1924) большое значение в коррекционно-воспитательной работе придавал семье ребенка с отклонениями в развитии. От семейного воспитания зависит то, как адекватно будет взаимодействие ребенка с нарушением интеллекта и социальной среды.

А.Н. Граборовым (1929, 1961) впервые был организован лекторий для родителей. Семья, по его мнению, должна создать оптимальные условия развития для детей с нарушением интеллекта и установить в обязательном порядке взаимодействие со школой.

И.И. Говор (1976) отмечает необходимость дифференцированного подхода к родителям, который реализуется в индивидуальной форме работы с ними.

Как утверждает Т. Михаэлис (1989) на основе наблюдений повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой ребенок, вовсе не безнадежна. Родители и специалисты, если будут знать, как, могут оказать и ему и себе большую помощь, облегчить иногда крайне тяжелые условия воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии.

Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно переоценить и тогда, когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления. Как считают А.Р. Маллер и Г.В. Цикото (1988), максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.

Исследование Г.А. Мишиной (1998) направлено на изучение и коррекцию разнообразных вариантов сотрудничества в родительско-детских парах. Автор рассматривает отклонения в психофизическом развитии детей раннего возраста не только как возможное следствие органических и функциональных нарушений, но и как вторичные проявления, обусловленные дефицитом общения и отсутствием адекватных способов сотрудничества родителей с детьми. Поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет следующие особенности: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, не эмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку, неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком.

Е.А. Савина и О.Б. Чарова (1999) оценивают отношение матери к умственно отсталому ребенку как противоречивое. Типичной реакцией матери является жалость, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерей проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его интересы в силу их примитивности. Эмоциональное состояние матерей характеризуется депрессией, чувством вины, горя, стыда и страдания.

Результаты исследования А.В. Абрамовой, А.Г. Московкиной, Е.В. Пахомовой (2000) подтверждают точку зрения, высказанную ранее О.Г. Комаровой и В.В. Юртайкиным (1996) о преобладании отрицательных характеристик при описании умственно отсталых детей разными категориями лиц, включая и их родителей.

Проблема включения родителей умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс раскрывается в исследовании В.В. Сабурова (1999). Он считает, что критериями готовности родителей к коррекционно-ориентированному воспитанию детей с нарушением интеллекта являются педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. Предлагаемая В.В. Сабуровым технологическая модель взаимодействия школы и семьи включает индивидуальные практические занятия с родителями; совместную деятельность родителей и детей в классных и общешкольных мероприятиях, включение детей в трудовую жизнь взрослых; анонимное и конфиденциальное психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей; разработку и реализацию индивидуальных планов совместного воспитания.

Интересным представляется исследование Н.А. Строговой (1999), в котором высокая значимость культуры общения педагога с аномальными детьми понимается как средство коррекции личности таких детей и оказания психологической поддержки их семьям.

Взаимодействие с родителями приобретает все большую значимость и для специалистов, работающих с различными категориями детей с речевой патологией. Об этом свидетельствуют работы Л.М. Крапивиной (1998), Т.Н. Волковской (1999), Ю.В. Микляевой (2001), Н.А. Гегелия (2000), Г.А. Волковой (2002). Авторы подчеркивают важность сотрудничества специалистов логопедического детского сада и семьи. В публикациях описываются основные формы работы с родителями, которые проводятся в специализированных учреждениях; предлагаются методические рекомендации родителям для обучения детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.

Вопросам изучения личностных особенностей матерей и взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, посвящены отдельные главы (6,7) работы Л.И. Шипицыной (2005).

В последние годы в связи с деструктивным развитием социально-экономической и идеологической ситуации в российском обществе, характеризующейся деформацией семейных ценностей и девальвацией института материнства на социальном и индивидуальном уровнях, в научных исследованиях обозначилось еще одно направление - изучение семей, воспитывающих приемных детей. А.М. Щербакова (2002) рассматривает опыт работы школы опекунов, содержание и направления деятельности специалистов, приводит рекомендации по организации консультирования таких семей.

О.Л. Алексеев (2002) считает необходимым целенаправленное тифлопедагогическое просвещение родителей ребенка с нарушением зрения, организацию постоянной консультативной помощи специалистов всем членам семьи. «Нужно активное вовлечение (а не только привлечение) в совместную коррекционно-воспитательную работу, их специальное обучение…».

Исследование В.О. Скворцовой (2003) направлено на изучение аттитюдов специалистов и родителей нетипичных детей к проблеме оказания специализированных услуг детям с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семьям. На основе предлагаемых критериев выделены социальные типы профессионалов и социальные типы родителей. На основе результатов работы определены основные направления повышения эффективности помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Вопросами взаимодействия педагогов и семьи в воспитании детей с ЗПР занимались Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина (2004). Авторы особое внимание уделяют взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

О.П. Демиденко (2004) считает, что целью психокоррекционной работы с родителями должно стать создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. В результате работы у родителей формируется определенная модель поведения в семье, в обществе, позитивное мышление, позволяющее им преодолевать стрессовые ситуации.

В.В. Ткачева (2004) дала теоретико-методологическое обоснование подходов к психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В работе изложена авторская типология психологических портретов родителей аномальных детей; определены причины деформации межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Большое значение придает И.В. Тимофеева (2004) роли социального педагога при работе с семьей ребенка с отклонениями в развитии. Его задача состоит помочь родителям отрицательные последствия социального отчуждения и научить ребенка безболезненно относиться к негативной реакции окружающих. Автор выделяет две функции социального педагога в работе с семьей ребенка-инвалида: информационную и посредническую.

Таким образом, анализ литературы показал эволюцию взглядов социума на проблему взаимоотношений с лицами, имеющими отклонение в развитии и значение его социального окружения.