15.09.2010 50959

Понятие педагогической технологии и ее принципов

 

Термин «педагогическая технология» сегодня один из самых популярных в педагогических кругах. Повсеместно в педагогических вузах для будущих учителей вводятся соответствующие курсы или спецкурсы, а на страницах печати ведется оживленная дискуссия, свидетельствующая о том, что педагогическая технология рассматривается как с точки зрения теоретического подхода, так и с точки зрения практики.

Термин «технология» применительно к воспитанию детей вошел в лексикон педагогической науки в то время, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В современных словарях это слово толкуется в традиционном, сугубо техническом значении. Под технологией, как правило, понимается совокупность методов обработки сырья и процессов производства, а также научное описание процесса. В политехническом словаре дается следующее определение технологии:

– совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства;

– наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

Слово «технология», как упоминает «Советский энциклопедический словарь», произошло от греческих слов «искусство» и «учение». Поэтому и относиться к технологии в школе следует, прежде всего, как к искусству учения. Как уточняется в «Международной педагогической энциклопедии», впервые педагогическая технология, как объект изучения, была признана в 1946 году в США. Поводом послужило введение плана аудиовизуального образования.

Педагогическая технология – это не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютера; это исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством применения методов.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся.

Предмет педагогической технологии - это конструирование систем школьного обучения и профессиональной подготовки. Системный подход охватывает все основные стороны разработки концепции обучения – от постановки целей и конструирования учебного процесса до проверки эффективности работы новых учебных систем, их апробирования и распространения.

Сущность действующей на Западе технологии обучения состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Обучение эффективно только в том случае, если у учителя есть надлежащий способ достижения целей и возможность сопоставления достигнутого с желаемым.

Особый интерес представляет эволюция понятия «педагогическая технология», анализ которой позволяет прогнозировать технологические тенденции в образовании. Трансформация термина – от «технологии в образовании» к «технологии образования», а затем к «педагогической технологии» – соответствует изменению его содержания, которое охватывает четыре периода.

Первый период (1940-е - середина 1950-х гг.) характеризуется появлением в школе различных технических средств представления информации – записи и воспроизведения звука и проекции изображений – объединенных понятием аудиовизуальные средства. Магнитофоны, проигрыватели, проекторы и телевизоры, используемые в школе в то время, были предназначены в основном для бытовых целей. Поэтому термин «технология в образовании» означал применение достижений инженерной мысли в учебном процессе.

Второй период (середина 1950-1960 гг.) отмечен возникновением технологического подхода, теоретической базой которого стала идея программированного обучения. Предшественником педагогической технологии стало программированное обучение, характерными чертами которого являются:

– уточнение учебных целей;

– поэлементная разбивка процедуры их достижения;

– строгая последовательность процесса обучения.

Исследователь У. Шрамм пишет, «что программированное обучение есть своего рода автоматический репетитор, который ведет учащихся:

1) путем коротких логических связанных шагов, так что он

2) почти не делает ошибок и

3) дает правильные ответы, которые

4) немедленно подкрепляются путем сообщения результата, в результате чего он

5) движется последовательными приближениями к ответу, который является целью обучения».

Н.Д. Никандров отмечал, что программированное обучение направленно не на углубленное изучение материала, пробуждая творческие способности, а скорее на отработку и закрепление полезных приемов и навыков.

В этот период были разработаны аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы. В отличие от термина «технология в образовании», который был тождественен понятию «технические средства обучения», под «технологией образования» стали подразумевать научное описание (совокупность средств и методов) педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.

В 1960-е гг. специалисты по программированному обучению и аудиовизуальному образованию постепенно находят общий язык в рамках новой дисциплины - педагогической технологии. Впервые появляется понятие «педагогическая технология».

Для третьего периода (1970 гг.) характерны три особенности. Во-первых, происходит расширение базы педагогической технологии. Помимо аудиовизуального образования и программированного обучения фундамент педагогической технологии надстроили информатика, теория телекоммуникаций, педагогическая квалиметрия. Во-вторых, изменяется методическая основа педагогической технологии, осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению. В-третьих, ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов. В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а исследователи понимают педагогическую технологию как изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

В 1980-х гг. начался четвертый этап в эволюции понятия «педагогическая технология». Его характерные особенности – создание компьютерных лабораторий, рост количества и качества педагогических программных средств, использование систем интерактивного видео.

Продолжающаяся в течение 60 лет дискуссия о сущности педагогической технологии нашла отражение в многочисленных определениях различных авторов, педагогических комиссий и ассоциаций. Ее суть сводится к столкновению двух крайних точек зрения: с одной точки зрения педагоги-практики считают, что педагогическая технология – это средства записи и воспроизведения звука и проекции изображений, а также описание способов их применения в учебном процессе. С другой точки зрения, профиль педагогической технологии рассматривается как процесс разработки и оценивания эффективных педагогических систем. Отдельную группу составляют авторы, объединяющие в понятие педагогическая технология средства и процессы обучения.

Дискуссия о сущности педагогической технологии завершилась в 1986 году публикацией официального определения ЮНЕСКО, в котором сделана попытка примирить крайние точки зрения. Как указано в глоссарии терминов по технологии образования, понятие «педагогическая технология» имеет два толкования: «В первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры. В новом и более широком смысле - это методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. В этом смысле педагогическая технология использует в качестве теоретического инструмента системный анализ».

Данное определение оказалось настолько полным и корректным, что дальнейшие изменения в формулировке понятия «педагогическая технология» происходили по линии уточнения различных значений данного термина.

В процессе развития педагогической технологии существует закономерность появления новых типов обучения в зависимости от наличия новых средств обучения.

И. Марьев считает, что педагогическая технология, будучи важным компонентом социальной технологии, представляет собой обобщенную форму технологии обучения.

Исследователь Д. Цветков исходит из того, что педагогическая технология является научно обоснованным предписанием эффективного осуществления педагогического процесса. Особенностями педагогической технологии, отличающими ее от методики обучения, являются:

– комплексный и иерархический характер научного обоснования предписаний педагогического процесса;

– неоднозначное по характеру научное обоснование педагогического процесса;

– статистическая вероятность эмпирической проверки эффективности педагогического процесса;

– творческий характер;

– диалектическое единство технологии деятельности преподавателя и технологии деятельности учащегося.

А. Маджаров (Болгария) дает свою трактовку понятия «педагогическая технология». В широком смысле слова, под педагогической технологией им подразумевается педагогическая наука в целом как результат и процесс, как технология функционирования системы нравственного, интеллектуального, эстетического, физического и политехнического воспроизводства в обществе.

В узком смысле, понятие «педагогическая технология» относится, прежде всего, к прикладным аспектам общей и частной дидактики, общей теории воспитания.

Исследователи П. Петров и И. Марьев рассматривают педагогическую технологию как современную интегративную теоретико-прикладную науку, объединяющую психолого-педагогические, инженерно-технологические, кибернетические знания, используемые ею для практической оптимизации педагогической деятельности и педагогического процесса в целом. К ней они относят следующие основные направления:

– технологию обучения;

– технологию воспитания;

– технологию педагогической диагностики и дидактометрии;

– технологию управления образованием.

По характеристике ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного образования».

В российской педагогике проблемой педагогической технологии занимались В.П. Беспалько, В.В. Боголюбов, М.В. Кларин, А.С. Макаренко и другие авторы.

В 1930-е гг. XX столетия в рамках культурно-исторической концепции (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) формулируется идея, которая определила новую матрицу педагогической технологии, - развитие ребенка происходит под воздействием обучения и воспитания, и только благодаря им.

В педагогической технологии А.С. Макаренко основой выступает разработанная автором концепция коллектива.

Г.К. Селевко в своей работе отмечает, что педагогические технологии могут быть представлены тремя аспектами:

1) научным: как часть науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса.

М.В. Клариным была предложена структура педагогической технологии, где отражены цели, методы и средства обучения, результат, оценка.

Основой педагогической технологии является постановка цели, которая формулируется через результат обучения. Цели должны быть конкретными и соответствовать методам обучения. Каждая цель может быть достигнута определенными методами и средствами обучения.

Выделяют несколько видов оценок в педагогической технологии:

– текущая оценка, которая является качественным суждением;

– текущая оценка, которая выражается в баллах.

Результат педагогической технологии выражается в действиях учащихся.

В российской педагогической науке, как отмечает М.В. Кларин, понятие «педагогическая технология» употребляется широко и неопределенно. Кроме этого, имеет место существенное различие в определении понятия «педагогической технологии» в российской и зарубежной науке, а именно: в российской науке это понятие означает приемы работы преподавателя в сфере обучения и воспитания, а за рубежом применение термина «педагогическая технология» ограничивается сферой обучения.

Вышесказанное подтверждает и определение, данное В.М. Монаховым: «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей».

П.И. Пидкасистый еще в 1998 г. отметил, что «в отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется очень широко. Он может обозначать:

– направление дидактики,

– технологически разработанную обучающую систему,

– систему методов и приемов какого-либо учителя,

– методику и отдельные методы воспитания».

По мнению Е.В. Коротаевой педагогические технологии следует группировать по следующим основаниям:

1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология  Ш.А. Амонашвили и другие.

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они включают игровые технологии, проблемное обучение, технологию обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и другие.

3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Это программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт,  В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, И.Д. Первин), компьютерные технологии.

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрепление дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология «Диалог культур»  В.С. Библера и С. Ю. Курганова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича.

5. Природосообразные технологии, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология по М. Монтессори.

6. Альтернативные технологии: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.

В.П. Беспалько были определены этапы, которые являются слагаемыми любой педагогической технологии.

Первый этап - анализ будущей деятельности учащегося: дальнейшее обучение или профессиональная деятельность после школы.

Второй этап - определение содержания обучения на каждой ступени обучения. Результат второго этапа - учебный план, с указанием всех параметров целей.

Третий этап - проверка степени нагрузки учащихся и расчет необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса. Результатом этого этапа является определение коэффициента перегрузки и времени на обучение.

Четвертый этап - выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса. Результат этапа - описание (словесное или графическое) организационных форм обучения и спецификация всех необходимых для этого средств (пособия, ТСО, мебель, материалы и т. п.).

Пятый этап - подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям и включение их в ранее сформулированное содержание учебного процесса. Результат этапа - тексты мотивационных ситуаций.

Шестой этап - разработка системы учебных упражнений и включение их в содержательный контекст учебных пособий. Результатом является система упражнений, нацеленных на усвоение предметов с заданными показателями качества.

Седьмой этап - разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий. Результат этапа - сборник тестов по всем уровням усвоения.

Восьмой этап - разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач. Результатом являются планы учебных занятий с содержанием и методикой домашней работы учащихся.

Девятый этап - апробация проекта на практике и коррекция проекта.

Наиболее часто в учебных изданиях встречаются ссылки на признаки педагогической технологии, выявленные В.В. Пиканом:

1) технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская концепция;

2) технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного результата;

3) функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

4) поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

5) органичной частью педагогических технологий являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Основные принципы разработки педагогической технологии, предложенные В.П. Беспалько, актуальные и в настоящее время, включают в себя:

– целостность;

– природосообразность;

– интенсивность;

– диагностическая целенаправленность.

Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы (ПС), как по горизонтали (в рамках одного периода обучения - четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали (на весь период обучения). При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивающих соответствующей перестройкой другие.

Под принципом природосообразности понимается такое построение учебно-воспитательного процесса, которое в наибольшей степени соответствует естественным механизмам усвоения опыта учащимися и развитию их интеллектуальных способностей. Хорошим индикатором соответствия дидактического процесса принципу природосообразности обучения и воспитания является степень желания учиться, интерес учащегося к учебному труду.

Принцип интенсивности дидактического процесса требует, чтобы вводный курс позволил более быстро или на более высоком уровне решать дидактические задачи. Индикатором степени соответствия данного дидактического процесса принципу интенсивности обучения и воспитания является скорость усвоения учащимися вида заданной деятельности с заданными показателями.

Принцип диагностической направленности означает необходимость для существования реальной педагогической технологии такой постановки целей обучения и воспитания, которая бы допускала объективный и однозначный контроль степени достижения цели.

Иной ряд основных методологических требований, которым должна удовлетворять любая педагогическая технология выдвигает Г.К. Селевко:

– концептуальность - каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

– системность - педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

– управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

– эффективность - современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

– воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Несколько иными принципами построения педагогической технологии руководствуется ряд авторов (Н.В. Басова, Н.В. Кузьмина, М.М. Левина,  Р.В. Овчарова, С.А. Смирнов).

С.А. Смирнов во главу угла ставит четкость в определении конечной цели; наличие обязательной обратной связи; повторяемость технологического процесса; возможность выборочного повторения отдельных педагогических процедур; проведение объективного контроля эффективности процесса и уровня достижения цели.

Как указывает в своих исследованиях Н.В. Басова основопологающими принципами педагогической технологии являются: фундаментальность, культуросообразность, целостность, гуманизация и гуманитаризация обучения, непрерывность, длительностный подход, правило «обучать исследуя, исследовать обучая».

М.М. Левина считает главным в педагогической технологии демократические формы организации процесса, целостность, вариативно-личностную организацию обучения, адаптированную к индивидуальным особенностям личности; дифференцированное управление учебной деятельностью; задачное построение и проблемную структуру учебной информации; вариативность в расчете на учебные возможности учащихся.

Р.В. Овчарова основными характеристиками педагогической технологии считает диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие аргумента, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость, наличие критериев успешности процесса и результата, динамизм содержания форм и методов в рамках данной технологии.

Особое внимание на психологических аспектах деятельности педагога акцентирует Н.В. Кузьмина, выделяя при этом три группы психолого-педагогических технологий:

1) технологию исследования – накопление информационного фонда, необходимого для осуществления учебно-воспитательного процесса;

2) технологию конструирования, предполагающую систему и последовательность действий педагога, связанную с расширением педагогических задач по конструированию учебно-познавательной деятельности;

3) технологию взаимодействия, которая представляет собой систему из последующих действий педагога, направленную на:

– установление с учащимися педагогически целесообразных взаимодействий в процессе непосредственного взаимодействия;

– организацию объектов педагогического воздействия;

– регулирование процессов взаимодействия учащихся с объектами общения/

Следует согласиться с мнением А.С. Белкина, рассматривающего «педагогическую технологию» с точки зрения функционального подхода, то есть представляющего ее содержание как «искусство, мастерство», отмечая при этом, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение взрослых к ребенку. Здесь ученый выделяет несколько типов педагогических технологий:

- авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса», а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением принуждения и необоснованных требований;

- дидактико-центрические технологии, которые отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых также господствует субъект–объектные отношения педагога и ученика, имеет место приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактико-центрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений;

- личностно–ориентированные (антропоцентрические) технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является объектом внимания образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели;

- гуманно–личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;

- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект–субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;

- эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия с Вселенной.

Как указывается в работах В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько,  В.Т. Фоменко, Г.К.Селевко существует несколько классификаций педагогических технологий:

– по уровню применения – выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

– по философской основе - материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности;

–  по ведущему фактору психического развития - биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

– по научной концепции усвоения опыта – выделяются ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие;

– по ориентации на личностные структуры выделяются информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН), операционные (формирование способов умственных действий - СУД), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП);

– по характеру содержания и структуре различаются технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентировочные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии;

– по типу организации и управления познавательной деятельностью взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств);

– способ, метод, средство обучения определяют названия многих существенных технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие;

– по категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

- массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие);

- технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания).

Обобщение и уточнение социологического и педагогического подходов приводит к заключению, что педагогические технологии должны изучаться следующим образом:

– во-первых, как научное направление с разрабатываемым научным аппаратом (объектом, предметом, задачами), формирующейся терминологией, самостоятельной областью для исследований. Такое наиболее широкое понимание педагогической технологии встречается в работах Л.А. Байковой и Л.К. Гребенкиной, Г.М. Коджаспировой и  А.Ю. Коджаспирова, Г.К. Селевко.

– во-вторых, как метаметодика, имеющая описание образовательных процессов, педагогические требования к их эффективному выполнению, разработанные технологические карты (анализ урока, воспитательного мероприятия; компьютерные варианты обработки информации, тестирования). Данный подход в раскрытии педагогических технологий отражен в трудах В.К. Дьяченко, Р.В. Овчаровой, С.А. Смирнова,  Е.Н. Шиянова, И.С. Якиманской.

– в-третьих, как конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка), подразумевающее совокупность методов и приемов, позволяющих достичь оптимального результата; это собственно техника урока, практическое воплощение требований и рекомендаций, разрабатываемых на научном и метаметодическом уровне (работы А.А. Гина, В.В. Гузеева, М. Чердова, Ф.В. Шаталова, Н.Е. Щурковой).

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме педагогических технологий позволяет сделать вывод о том, что в современной науке существует большое количество разнообразных подходов в определении как термина «педагогической технологии», так и принципов её построения. Объясняется это многогранностью данного понятия.