25.09.2010 8094

Понятие «социальный интеллект» и «социальное познание»

 

Потребность человека в социальном познании окружающего мира такая же древняя, как существование самого человека. Ее реализация связана с построением образа социального мира. Социальное познание – это научное познание совокупности социальных явлений, отношений, фактов, которое связано с двумя сторонами жизни. Во-первых, со сферой осознания реальности, частью которой человек является. Во-вторых, со сферой деятельности, немыслимой без этого осознания.

Познание социального мира имеет ряд особенностей, отличающих его от познания вообще. Прежде всего, это процесс двусторонний, что исключено при восприятии предметов физического мира.

Кроме того, человек, его действие, поведение носит изменчивый характер. При этом измениться может не только сам объект восприятия, но и воспринятый в прошлом характер отношений между людьми.

И, наконец, социальное познание подразумевает не просто восприятие и фиксирование внешних связей и отношений, а их преобразование, и в результате этого создание определенной внутренней картины мира. Поэтому на социальное познание накладывают опечаток особенности самого воспринимающего.

Таким образом, процесс познания социального мира гораздо сложнее, чем познание явлений физического мира и осуществляется человеком только в процессе деятельного осмысления им этого мира.

Способность к познанию и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми - это особая сторона психической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со способностью к познанию явлений физического мира, то есть уровнем общего интеллекта.

На основании этого группа способностей к познанию социального мира и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми были выделены в отдельную (К. Спирмен, 1904).

Существует большое многообразие понятий, связанных со сферой социальных способностей личности, но их объединяют общие моменты.

Во-первых, социальные способности трактуются как способности, сопряженные с определенной деятельностью и являются личностными образованиями.

Во-вторых, предметом этих способностей выступает установление отношений между событиями, в которых действующими лицами являются другие люди.

В-третьих, основным показателем сформированности способности является адекватная интерпретация, точность понимания, прогнозирования, воздействия, выбранного речевого и неречевого способа общения.

Отделение социальных способностей от общеинтеллектуальных и выделение их в отдельную группу привело в дальнейшем к необходимости их обозначения. Одной из социальных способностей личности является социальный интеллект.

Различные исследователи вкладывают в понятие «социальный интеллект» далеко не одинаковый смысл. Существующая практика определения данного понятия приводит к размыванию этого феномена.

Появление данного термина обусловлено постановкой проблемы познания явлений именно социального мира и выделением социального познания в самостоятельную область исследования. Теоретическими предпосылками выделения социального познания как отдельной области исследования являются результаты исследований в области таких наук, как философия, социология, определенных разделов общей психологии, когнитивная психология, социальная психология.

Если рассматривать процесс постановки проблемы социального познания, то он имеет долгий путь становления. В истории философской мысли проблема именно социального познания как таковая не определялась в течение длительного периода времени, несмотря на то, что проблема человеческого познания являлась фундаментальной.

В период развития античной философии выделялись отдельные фрагменты социального познания, которые являлись частью общей теории познания.

Философы Нового времени также занимались теоретико-познавательной проблематикой, которая присутствовала практически у каждого, но постановка вопроса о социальном познании продолжала отсутствовать.

В философских концепциях XVII-XIX веков рассматривалась социальная обусловленность познавательного процесса, но все сводилось к идее о социальной детерминированности знания через признание роли коммуникации в познавательном процессе.

Линия социальной обусловленности познания была в дальнейшем развита Д.Локком, исследования которого были направлены на социальные связи и отношения людей.

К ХХ веку в философии наметился новый аспект: были выделены отличия способов социального познания и познания физических объектов. Идея разделения двух видов знания принадлежит неоктианской традиции (В. Виндельбанд, Г. Риккет).

Вопрос о социальной обусловленности познания, включение в процесс познания коммуникации в дальнейших исследованиях занял одно из центральных мест в философской концепции марксизма.

Большой интерес к проблемам социального познания нашел свое отражение в области социологической науки. Акцент был сделан на анализ социальных условий развития социального познания.

Социальная жизнь рассматривалась как система разнообразных социальных взаимодействий (П.А. Сорокин).

Впервые был введен термин «социальное познание» (К.Мангейм), первоначально которым обозначалась социальная обусловленность всякого познания, затем его значение было сужено.

Таким образом, с точки зрения социологической области науки в проблеме социального познания обозначились новые аспекты: социальное познание было выделено в отдельную область, проанализированы социальные условия его развития. Но, тем не менее, как и в философии, в социологической науке было характерно отсутствие внимания к процессам социального познания отдельно взятого человека.

Результаты исследования философской и социологической областей науки явились своего рода «подготовкой» для привлечения внимания ученых к проблеме социального познания и выделения его в отдельную область научного изучения.

Способность к социальному познанию рассматривалась с позиции общепсихологической теории отражения и познания окружающего мира.

В концепции гештальтпсихологии была рассмотрена идея связи субъекта и объекта восприятия, что оказалось важным для понимания особенностей социального восприятия.

К.А. Альбуханова-Славская (1986) отмечала влияния активности субъекта на процесс восприятия.

Ж.Ж. Пиаже (1969) рассматривал развитие способности индивида в процессе взаимодействия с другими людьми по мере развития интеллекта. Процессы коммуникации и познания рассматривались им в единстве.

Данный аспект находит отражение в концепции Л.С. Выготского о культурно-исторической детерминации психики и обусловливает вплетенность процесса познания в коммуникативный процесс.

Постепенно в проблематику социального познания был введен феномен общения. Поскольку осуществление социального познания возможно именно в процессе коммуникации, то в дальнейших исследованиях в области социального интеллекта общение рассматривается как основной фактор познания людьми друг друга.

К теоретическим предпосылкам можно также отнести и результаты исследований, проведенных в области когнитивной психологии. Большое значение имела выделенная У. Найссером «когнитивная активность».

Немаловажную роль сыграли исследования Дж. Брунера (1964), показавшие, что в сознании субъекта, имеющего определенный жизненный опыт, существует предваряющая сенсорный вход центральная готовность (гипотеза).

Эта идея прослеживается на протяжении длительного периода в различных областях научного знания: в философии Гуссерля – «картина мира», в общепсихологической теории А.Н. Леонтьева – «образ мира», в когнитивной психологии У. Найссера – схема.

Важным положением в концепции Дж. Брунера является заключение о том, что возможно осуществление обучения категориям. Таким образом, способность к социальному познанию можно формировать, создав необходимые для этого условия.

Своеобразие социального интеллекта заключается в том, что объектом внимания является не предмет, а другой человек. Этим определяется особенность проявления таких характеристик как объем и распределение внимания, наблюдательность по отношению к другому человеку.

Наблюдательность рассматривается как форма направленности внимания при восприятии другого человека, при котором люди с высоким уровнем социального интеллекта способны подметить мало заметные для большинства людей особенности поведения или внешнего облика человека, и за ними увидеть существенное в личности того, с кем общаются.

Свойства мышления проявляются в способности анализировать поступки других людей и видеть за ними мотивы, которые руководят поведением человеком.

Восприятие в структуре социального интеллекта обозначается понятием «социальная перцепция» Оно значительно уже общепсихологической категории «перцепция» по объему, так как речь идет только об одном классе объектов. И вместе с тем оно значительно шире последнего по содержанию, так как в него наряду с восприятием включается понимание.

Таким образом, глобальный характер проблемы познания человеком социального мира обусловил рассмотрение данной проблемы в различных областях науки и практики, что привело в дальнейшем к выделению социального познания в отдельную область изучения. Можно выделить несколько направлений, в рамках которых осуществлялись данные исследования.

1. Исследование социального познания с целью изучения механизмов его осуществления, то есть того, каким образом люди осмысливают свои отношения с другими людьми и формируют образ социальной реальности.

2. Изучение психологических, социальных факторов, влияющих на формирование умения человека ориентироваться в условиях социальной реальности и успешности его социальной адаптации.

3. Изучение формирования образа социальной реальности на разных этапах социализации индивида.

Представители первого направления рассматривали способность практического познания человеком окружающего мира с точки зрения его механизма. Каким образом, посредством чего личность вырабатывает систему взглядов на социальную действительность.

Э. Торндайк (1936) использовал понятие «социальный интеллект» для обозначения дальновидности в межличностных отношениях.

Большой вклад был внесен Дж. Гилфордом, который разработал тестовую батарею, благодаря чему социальный интеллект стал измеряем.

Г. Олпорт (1961) подходил к освещению процесса познания человека человеком с общетеоретических позиций. Он отмечал, что восприятие и понимание человека человеком подчиняется тем же законам, что восприятие и понимание человеком любого объекта действительности.

Т. Липпсом (1937) была разработана теория «проникновения в другого» с целью объяснения взаимопонимания людей. Он считал, что объект чувственного восприятия находится во внешнем мире, внутреннее же возбуждение происходит в самом субъекте.

Я. Вальсинер, Л.А. Головей, А.М. Зинин, М. Мейчас выявляли особенности формирования образов, связанных с особенностями физической наружности и на основании этого понимание личностных характеристик.

Как отмечал П. М. Якобсон (1956), индикатором эмоциональных состояний и многообразных отношений человека к окружающему миру являются выразительные движения.

П. Экман, У. Фризен (1972) на основании проведенных исследований выявили, что лицо является самым информативным средством передачи информации.

Р. Плучек (1961) изучал способность дифференцировать выражения лица, которые соответствовали восьми начальным или первичным эмоциям.

Изучая восприятие человеком мимики, Ч. Ландис (1929) предпринял попытку найти определенный «код», который, по его мнению, характеризует каждую эмоцию.

Изучением эмоционального состояния по выражению мимической экспрессии занимались также Дж. Брунер и Р. Тагиури (1959).

Для Мунна (1940) стимульным материалом служили фотографические изображения лица в профиль и в фас, запечатленные в естественных условиях.

М. Аргал (1973) исследовал направление взгляда в общении, и установил, что оно зависит от содержания общения, от индивидуальных различий.

Роль эталонов в опознании предметов, объектов реального мира, их основные характеристики прослежены в работах ряда авторов: Б.Ф.Ломов, 1966; В.А. Ганзен, 1966; Т.П. Зинченко, 1966; М.С. Шехтер, 1967; Р.М. Грановская, 1974. Они отмечали, что особенности, образующие внешний облик человека многообразны. В процессе познания людьми друг друга они могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов или эталонов.

С.Л. Рубинштейн (1959) отмечал, что форма и употребление выразительных движений преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой человек принадлежит.

Как отмечали Г.М. Андреева (1996), В.В. Куприянов (1988), В.А. Лабунская (1986), Х. Рюше (1996), экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего «Я» личности, сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с выражением глаз – взглядом человека.

А.А. Бодалев (1982) считал, что психологические процессы и состояния динамично выражаются во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности определенных признаков. Выразительные движения рассматриваются как индикаторы эмоциональных состояний и служат их внешним проявлением.

В.А. Лабунская (1986) определила социальный интеллект как способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека на основе прочтения его экспрессии. Под экспрессией понималось динамическое явление, состоящее из выразительных движений, сопровождающих текущие состояния.

Ш. Тейлор, Л. Пеплоу, Д. Сирз (1994) занимались изучением социального познания с точки зрения социального восприятия, социальных умозаключений, социальной памяти.

Б.М. Теплов (1945) выделял тот факт, что накопление у человека знания о людях приводит к усовершенствованию процессов различения, развитию большей обобщенности восприятия и формирует способность к интуитивному познанию.

С.Л. Рубинштейн (1950) отмечал, что в повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, как бы «читаем» значение внешних данных человека.

Б.Г. Ананьев (1976) считал, что формирование образов людей и формирование понятий об их личностных качествах связано с установлением и сохранением процесса коммуникации.

Ю.Н. Емельянов (1985) определял социальный интеллект как способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения, и прогнозировать межличностные события.

Таким образом, представители первого направления занимались изучением механизмов социального познания другого человека.

Наряду с этим, существует большое количество исследований, посвященных изучению факторов, оказывающих влияние на характер межличностного познания. К ним можно отнести различные характеристики личности, влияющие на взаимодействие между людьми.

Как отмечал А.Н. Леонтьев (1975), индивид не воспринимает данную ситуацию объективно, а предварительно преломляет ее через внутренние, субъективные представления, насыщенные личностным смыслом. Несформированность собственной эмоционально-волевой сферы, которая проявляется в отсутствии оттенков переживания, в поверхностности и неустойчивости эмоциональных реакций, влияет на способность адекватного восприятия эмоциональных состояний других людей.

Традиция изучения роли личностных образований в отечественной науке складывалась под влиянием работ А.А. Бодалева, 1965; 1970; В.Н. Кунициной, В.Н. Панферова, 1971; Я.Л. Коломенского, 1972, А.Н. Леонтьева, 1977, и др.

Таким образом, социальный интеллект как социально-психологический феномен, зависит от социально-психологических свойств личности. Уровень его сформированности определяется наличием или отсутствием конфликтности, степени соответствия внутреннего содержания и внешнего проявления, уровнем развития способности к эмпатии.

В этом направлении научного исследования можно выделить целый ряд авторов. А.С. Кочарян (1986) изучал способность к бесконфликтному взаимодействию, определяющему поведение человека в эмоционально-сложных ситуациях общения.

Л. И. Божович (1968) связывала характер взаимодействий человека с окружающими людьми с содержательной характеристикой мотивационной модели общения.

В.А. Кан-Калик (1987) изучал влияние коммуникативной направленности личности, потребности во взаимодействии с другими людьми.

Ю.Н. Емельянов (1985) рассматривал влияние коммуникативной компетенции, под которой подразумевал развивающийся опыт общения между людьми.

 Ю. М. Жуков, Л.А. Петровская (1990) также выделяли коммуникативную компетентность, к которой относили способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Исследование Я. Рейковски (1963) были связаны с выявлением влияния эмоционального возбуждения на восприятие человека человеком.

Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон также не раз показывали в своих работах, насколько сильным может быть воздействие отношения на характер формирующегося у субъекта образа другого человека.

Р.Л. Кричевский, Л.И. Уманский, Н.Ф. Федотова рассматривали познание другого в связи с действием социально-психологических факторов – мнения, имеющегося об этом человеке, положение этого человека в неофициальной структуре коллектива.

По данным М. Хайра и В. Грюнеса (1961), большую роль в формировании впечатления о другом человеке имеют стереотипы, которые актуализируются в сознании человека, когда он располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности.

Дж. Брунер и Х. Перлмуттер (1957) установили, что суждения людей о новом для них человеке обусловлены имеющимися представлениями о национально-этнических группах. Результаты их исследования нашли свое отражение в работах Э. Кентрила (1957), К. Содхи (1961).

Экспериментально исследовали влияние социально-статусных стереотипов на процесс восприятия других людей Дж. Бруннер, М. Форверг (1966).

Выяснению влияния «аффекта» или личностного отношения на процесс восприятия человека человеком, посвящены работы В. Виттрайха (1960), К. Готтшальда (1961).

Д. Джексоном (1954) рассматривается роль подкрепления в конструировании восприятия. Результаты восприятия резко отличались в зависимости от того, какое подкрепление давалось объекту.

Н.А. Кудрявцева изучала влияние самооценки на взаимоотношения между людьми.

В.Н. Куницина (1975) выделяла такой аспект, как коммуникативно-личностный потенциал, который подразумевает набор личностных, коммуникативных черт.

Необходимо отметить, что формирование образа социальной реальности зависит не только от психологических факторов. Немаловажное значение в формировании умения ориентироваться в условиях социальной реальности зависит и от возраста индивида, поскольку с возрастом изменяется восприятие человеком других людей, перестраивается характер психологической интерпретации их внутреннего мира.

Изучением способности к социальному познанию и формированию образа социальной реальности в зависимости от этапа социализации индивида занимались И.М. Соловьев (1953), Э. А. Евлахова (1957), Н.М. Стадненко (1958), Ж.И. Намазбаева (1986) и др.

В дошкольном возрасте ребенок обращает внимание преимущественно на мимику. К концу старшего школьного возраста в качестве существенных признаков при восприятии внешнего облика уже присутствует жестикуляция, походка, поза, речь. В школьные годы продолжается начавшийся еще в преддошкольном и дошкольном возрасте процесс дифференциации отдельных элементов физического облика и происходит переоценка в сознании степени важности каждого из них.

По мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке черт физического облика, особенностей внешности, так и выразительного поведения человека. В зависимости от возраста человека уровень развития способности к адекватному восприятию, пониманию поведения других людей и регулированию взаимоотношений с ними возрастает.

Понимание психологического значения эмоциональных состояний также зависит от возраста. Одни эмоции опознаются детьми раньше, другие позже. Например, радость начинает опознаваться в 3 года, горе – 6 лет, гнев - 7 лет, страх – 10 лет, удивление -11 лет, презрение 14лет.

Изучение обобщений у людей, находившихся на разных возрастных этапах, наблюдается в исследованиях В.М. Сенченко, Г.Г. Финиковой, В.Н. Куницыной (1975).

Ф. Ленард и Э. Банлаки (1960) изучали способность распознавания выражений лиц в соответствие с возрастом по мере формирования личности. Ими было установлено, что в распознавании эмоциональных состояний по выражению лиц у школьников с возрастом наблюдается прогресс.

А.В. Крутецкий (1972) занимался изучением способности понимания качеств личности. Им были выделены четыре уровня понимания: от первичного, элементарного обобщении, когда понятие только начинает складываться, до правильного анализа и оценки поведении человека на основании усвоенных понятий.

Исследованием формирования эмпатийного отношения к другим занималась Т.П. Гаврилова (1981). Она определила, что сопереживание, как более непосредственная форма эмпатии, характерно для детей младшего школьного возраста, а сочувствие, как более сложная опосредованная форма – для подростков.

С.В. Кондратьева (1979) выявила изменения в понимании сверстниками личности друг друга по мере взросления и выделила такие особенности, как увеличение количества фиксируемых качеств, уменьшение количества фиксирования негативных черт характера, увеличение числа попыток охарактеризовать личность в целом.

В зависимости от возраста субъекта уровень развития способности к адекватному восприятию, пониманию поведения других людей и регулированию взаимоотношений с ними возрастает. Безусловно, возраст является одной из значимых переменных формирования индивида как субъекта познания других людей, но не единственной.

В целом, анализ литературы позволяет сделать краткие следующие выводы:

– социальное познание  является предметом исследования многих областей науки;

– социальное познание осуществляется в процессе деятельности;

– способности, связанные с социальным познанием, выделяются  в отдельную группу;

–  уровень  способностей к социальному познанию не зависит от уровня развития предметного мышления;

– социальный интеллект относится к группе способностей к социальному познанию;

– существующее многообразие подходов к  определению социального интеллекта размывают данное понятие.