10.06.2015 4505

Психологические и речевые предпосылки процесса овладения орфографическими умениями и навыками

 

Анализ психологической структуры усвоения орфографии учениками начальных классов, а также учет закономерностей развития речи детей позволяет выделить психологические предпосылки, обуславливающие овладение орфографическими навыками.

Освоение орфографических знаний, умений и навыков представляет собой сложный, многооперационный, динамический процесс. Успешность его протекания зависит от сложившейся к моменту изучения данного учебного материала «готовности» к усвоению, то есть меры обладания определенными умственными приемами и степени усвоения закономерностей родного языка на практическом уровне.

Исходя из положения о механизмах формирования орфографических навыков как образования временных ассоциативных связей, необходимо подчеркнуть роль процессов абстракции и обобщения. В литературе отмечается, что еще в дошкольном возрасте ребенок овладевает произносительной стороной речи и основными грамматическими закономерностями на практическом уровне. Однако учебная терминология, содержание орфограмм, правил и таблиц носят абстрактный характер и предполагают переход мышления учеников от наглядных форм мыслительной деятельности к словесно-понятийным.

В основе правил правописания лежат процессы усвоения абстрактных грамматических понятий, таких как: звук, буква, слог, слово, имя существительное, склонение и т.д. Данные процессы осуществляются благодаря выполнению ряда мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).

Образование понятий - это цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных операций, объединенных формальными признаками и лексическим значением слов, с чувственным восприятием и представлениями, с абстрактным значением (понятием) и определенной звуковой и графической словоформами.

На первоначальных этапах этот процесс опирается на наглядное восприятие (таблицы, правила, письменные обозначения фонем и словоформ), в дальнейшем действие наглядных опор уменьшается. По мере автоматизации отбрасываются несущественные и на первый план выступают лишь главные, существенные. Так, уже при переходе к автоматизированному навыку правописания безударных гласных в корне ребенок не опирается на знания, лежащие в основе таких понятий как звук, ударный гласный, однокоренное слово, на знание формулировки орфограммы, на обоснование частных действий и другие операции. Его внимание, в основном, приковано к содержательной стороне письменного высказывания, а те приемы, которые школьник использует для написания, становятся вспомогательными.

Сформированность элементарных представлений об основных временных и количественных отрезках, умение сравнивать, находить сходство и различие, определяет написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее употребимых суффиксов и некоторых других.

На первоначальных этапах овладения орфографическими навыками эти мыслительные операции осуществляются в плане громкой речи, по мере же автоматизации навыка правописания и свертывания всего хода суждений и умозаключений - в плане внутренней речи, на невербальном уровне.

Для усвоения графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем необходимой предпосылкой является сформированность зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Графическое выражение языкового элемента (слова) - искомая форма, так как не соответствует звуковой форме. Б письме происходит «смена формы» (термин Д.Н.Богоявленского и Б.Н.Одинцовой, 1965), звуковой - в графическую. Образец усваивается эмпирически, то есть повторностью «встреч» с данной орфограммой в практической учебной деятельности и теоретически, через изучение и запоминание соответствующих правил, которые и сообщают о подобном «образце» письма в виде слухо-артикуляторного образа (правописание безударной гласной в корне) или зрительного представления написания безударных падежных окончаний имен существительных, данных в таблицах и схемах учебника. С помощью целенаправленных и систематических упражнений к первому звену грамматической ассоциации присоединяется второе в виде грамматической категории в звуковой форме и с помощью тождественных языковых значений. Грамматическая категория вызывает письменную реакцию, которая соответствует не столько слуховому и речедвигательному восприятию, сколько зрительным представлениям, образам. Это звено обозначается как орфографическое и возникает, как правило, при усвоении орфограмм традиционного, в отдельных случаях, морфологического принципов написания и правил графики. Грамматический строй устной и письменной речи является единым. И поэтому понимание языковых значений и функций структурных элементов и, следовательно, графических образов для усвоения орфографии приобретает важное  значение.

В исследованиях психологов, методистов и дефектологов (Д.Н. Богоявленский, СФ.Жуйков, Р.Е.Левина, М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, И.Н.Садовникова, Т.Н.Шандрук, В.В.Тарасун и др.) отводится значительная роль в усвоении правил правописания и развитию мелкой моторики рук, которая значительным образом влияет на каллиграфию.

Важной предпосылкой для формирования орфографического навыка является выработка процессов абстракции. Она основана, прежде всего, на приемах звуко-буквенного анализа, синтеза, представлений, умении оперировать грамматическими понятиями (звук, буква, слово и т.д.). Овладение первичными формами абстракции происходит тогда, когда ребенок обнаруживает в слове отдельные грамматические элементы, понимает лексическое значение отдельных морфем, но не вычленяет их. А.Н.Гвоздев отмечает, что дети уже в дошкольном возрасте иногда замечают и исправляют у сверстников звуковые недочеты, но исправляют слово целиком.

Для выработки полной ассоциации необходима параллельность протекания сенсорного (звукового) и «умственного» форм анализа, опирающихся на отношение между звуковой формой, лексическим и грамматическим значением, при регуляции второй сигнальной системы.

Д.Н.Богоявленский выделил условия формирования полной абстракции: осознание зависимости между формой и значением языковых единиц; словесное обозначение грамматических категорий; их словесное описание; оперирование ими; дифференциация отдельных структур элементов языка, выделение из потока речи звукосочетаний, соответственно, их значений; осознание морфологического строя языка.

В особой форме абстракции грамматических элементов языка находит выражение обобщенный признак практических знаний о языковых закономерностях.

Развитие мыслительных процессов к началу школьного обучения влияет на операции восприятия ребенка в целом: его отдельные звенья начинают осознаваться (например, выделение морфем). Частные действия способствуют совершенствованию выделения, опознания и различения.

В психологической и методической литературе указывается на взаимосвязь и взаимообусловленность развития конкретного и абстрактного, наглядно-образного и словесно-понятийного форм мышления. Они играют огромную роль во всей познавательной деятельности детей.

Необходимыми предпосылками формирования языковых обобщений являются такие операции как: сравнение, сопоставление, определение сходного и различного, симультанный (одновременный, нерасчлененный) и сукцессивный (последовательный) анализ и синтез.

Во многих исследованиях, касающихся проблемы многоступенчатого, многооперационного процесса речевого восприятия, подчеркивается роль сукцессивных и симультанных операций.

Под сукцессивностыо понимается уровень полного развертывания всех действий и промежуток операций, которые по мере перехода восприятия на симультанный уровень выполнения редуцируются. Симультанное, одновременное восприятие и опознание - результат научения. На первых его стадиях большую роль играет результат редукции движений и рецепторных аппаратов, поэтому всякое сформированное умственное действие - есть действие, протекающее на уровне симультанности. Однако всякое симультанное действие может быть развернуто в сукцессивное представление.

Сформированноеть сенсорно-перцептивного уровня речевого восприятия является важнейшей предпосылкой усвоения языковых обобщений, необходимых для овладения орфограммами (проверка безударных гласных в корне также предполагает одновременное сопоставление корневых морфем проверочного и проверяемого слов). При написании же искомой словоформы происходит последовательное, сукцессивное сопоставление звукового образа слова и графического написания.

Одной из предпосылок усвоения орфограмм является сформированность таких логических операций как операции систематизации и классификации. Благодаря им происходит выделение общего признака из ряда словоформ или грамматических понятий, объединение определенных единиц в отдельную группу (окончаний имен существительных женского рода).

Успешность овладения правилами правописания в значительной степени предопределяется умением интериоризивывать, переводить «внешние» орфографические действия, операции, развернутые суждения и умозаключения в план внутренней речи, в умственные действия.

Усвоение школьниками грамматических понятий и содержания орфограмм происходит, согласно теории П.Я.Гальперина, по этапам формирования умственного действия. Основываясь на данном теоретическом положении, М.Р.Львов разработал и подробно описал модель процесса освоения правил правописания.

Овладение орфографическими навыками возможно при достаточном развитии таких мнестических процессов как: запоминание, сохранение и воспроизведение. В свою очередь в психологической литературе отмечается тот факт, что мышление, систематизируя и обобщая, в значительной степени облегчает работу памяти.

Важнейшей предпосылкой усвоения правил правописания, является готовность речевого развития ребенка. Речь играет огромное значение во всей познавательной деятельности детей и взрослых. Сформированность же устной речи влияет на усвоение школьниками письменной речи, орфографии.

На овладение правилами правописания влияет так называемое «языковое чутье». По мнению С.Ф.Жуйкова «чутье языка» - есть система определенных языковых связей, оно предполагает достаточно развитый фонематический слух. Он формируется в дошкольном возрасте, в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и в специальных упражнениях. Под «чувством языка» или «чутьем языка» понимается и достаточная степень практического овладения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей.

Современная русская орфография основана на нескольких принципах. В методической литературе выделяются: фонематический, морфологический и традиционный принципы написания. Д.Н.Богоявленский рассматривает фонетический, морфологический и «смысловой» принципы. Причем, при «смысловом» написании средствами графики передается логический смысл речи непосредственно (раздельное письмо слов или частиц, заглавных букв и некоторые другие).

Как известно, существует 3 пути овладения орфографией:

1. Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, звуков и букв, или языкового анализа и синтеза (М.Р.Львов). Д.Н.Богоявленский называет его образованием межсловесных ассоциаций. Для освоения такого типа орфограмм необходимыми предпосылками являются правильная артикуляция, кинестетический контроль, достаточно развитый уровень процесса языкового анализа и синтеза (анализ структуры предложения, составление из слов предложения, умение делить слова на слоги, сформированность количественного, порядкового и позиционного видов звукового анализа и т.д.).

2. Запоминание графического состава слова, его «образа». Усвоение материала данного характера предполагает сформированность мнестических процессов, в частности, долговременный зрительной памяти. Так, запоминание слов традиционного написания основано на сознательном подключении большого количества рецепторов и определенных мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщений, классификации).

3. Решение орфографических задач или применение правил, как любое сложное мыслительное действие, основано на выработанном алгоритме, состоящем из ряда сменяющихся «шагов», количество данных «шагов» зависит от периода обучения и типа изучаемого правила (подбор родственных слов при проверке гласных и согласных фонем корня в слабой позиции предполагает несколько ступеней решения). Перед орфографической задачей следует этап наблюдения над языковыми закономерностями. Он основан на развитии процессов мышления и мнезиса, умении выделять фонетические и морфологические единицы слова, производить аналитико-синтетический анализ отношений между словами и устанавливать грамматические связи.

Таким образом, овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психологического развития и речевой готовности школьников. Данный процесс требует сформированности фонетических, фонематических, лексических обобщений, осознанного умения анализировать и синтезировать языковые единицы с точки зрения семантики, языкового оформления и умения соотносить их с графическим образцом.