10.09.2010 5403

Роль речи в формировании наглядно-образного мышления

 

Соотношение мышления и речи - одна из наиболее сложных проблем в науке. Предлагаемые варианты её решения были самыми разнообразными - от полного разделения этих функций до безусловного отождествления. В настоящее время учёные отмечают, что все виды мышления связаны с речью.

Согласно Л.С. Выготскому, «мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни» (1996, с. 81). «В развитии речи ребёнка мы с несомненностью можем констатировать «доинтеллектуальную стадию», так же как и в развитии мышления - «доречевую стадию...» В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление становится речевым, а речь становится интеллектуальной» (Л.С. Выготский, 1996, с. 96). Речь и мышление пересекаются примерно в возрасте около двух лет.

Исследования А.В. Запорожца, 1980; А.Р. Лурия, 1956, 1998; А.А. Люблинской, 1965; Н.Н. Поддьякова, 1977 и др. свидетельствуют о том, что речь участвует в решении наглядно-действенных и наглядно-образных задач. Л.С. Выготский отмечал, что «решение так называемых немых тестов требует в качестве непременного своего условия внутреннего скрытого участка речи в двойной форме. С одной стороны, перед нами просто внутренняя речь, заменяющая внешнюю... с другой, если речь не участвует в решении задачи сейчас, непосредственно в самую минуту решения, то она участвовала в прошлом, так как составляла необходимое условие самого развития практического интеллекта ребёнка» (1960, с. 71).

А.В. Запорожец, исследуя наглядное мышление глухих детей указывал, что доречевое мышление «инертное, лишённое той подвижности, которой оно характеризуется на высших ступенях развития это мышление в меру действия и восприятия» (1980, с. 238). Л.С. Выготский отмечал, что речь освобождает ребёнка от многих зависимостей и, прежде всего, исчезает зависимость от поля восприятия.

Наглядно-образное отражение окружающей ребёнка действительности идёт в тесной связи с речью. Предметы и явления, а также их отдельные свойства и связи познаются в образной форме и фиксируются в речевом плане. В сознании детей идёт одновременное воспроизведение различных объектов с помощью образных и речевых средств. Благодаря организующей роли речи, как отмечает Н.В. Яшкова (1988), ребенок обретает способность к абстрагированию различных признаков предметов и к их объединению на основе общих свойств. Данные Н.Н. Поддьякова и Н.П. Сакулиной (1969) свидетельствуют о том, что речь играет существенную роль в процессе актуализации уже сформированных образов. Эти авторы отмечают, что образные и словесные обобщения ребёнка развиваются параллельно. При этом значения слов, начиная примерно с трёх лет, представляют собой обобщения, построенные на выделении общих признаков группы предметов.

Согласно А.Р. Лурия и Ф.А. Юдович (1956), у нормально развивающегося ребёнка речь приобретает функцию планирования решения мыслительной задачи; на основе речи может быть заранее построен образ действия, а затем он будет реализован. Таким образом, с помощью речи анализируется условие задачи, составляется план и контроль за результатами решения. Исследования А.А. Люблинской (1965) показывают, что сначала речь используется для подведения итогов мыслительной деятельности, затем, в 4-5 лет речь характерна в процессе решения наглядных задач. Несколько позднее, по мере освоения оперирования образами в качестве основного способа решения наглядно-образных задач, речь уже устойчиво берёт на себя функции планирования решения. Речь в процессе решения мыслительных задач сначала выступает как внешняя, а затем постепенно преобразуется во внутреннюю.

В нормальных условиях развития, когда формирующееся мышление ребёнка уже в первые годы жизни проникается речью, умение словесно характеризовать совершаемые действия начинает складываться у детей до накопления опыта решения разнообразных практических задач. Это умение служит одним из средств, обеспечивающих полноценные взаимосвязи между практической и речемыслительной деятельностью ребёнка, одновременно помогая формированию важного нового качества - саморегуляции.

Таким образом, словесные и образные обобщения формируются в тесном единстве, обеспечивая создание полноценных представлений об окружающем мире и оперирование ими в целях решения наглядно-образных мыслительных задач.