20.09.2010 24982

Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями речи

 

В исследованиях, посвященных изучению состояния мышления у детей, страдающих речевой патологией, подчеркивается, что у этих детей часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности (И.Т.Власенко, Л.С.Волкова, В.В.Ковалев, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева, А.Гермаковска, Е.М.Мастюкова, Ю.Т.Матасов, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова). Основная часть исследований касается детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

В настоящее время не существует единого мнения о состоянии речемыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.

Некоторые авторы (Р.А. Белова-Давид, М.В.Богданов-Березовский) полагают, что мышление у детей с тяжелой речевой патологией нарушено «первично» и является причиной расстройства формирования языковой способности. В ряде зарубежных исследований (К.С.Лешли, Р.Эфрон) также отрицается причинно-следственное влияние нарушений речи у детей с «афазией развития» на уровень их интеллектуального развития и признается «первичность» нарушения интегративных познавательных структур, связанного, прежде всего, с характером общей патологии и являющегося причиной речевых расстройств.

Другие авторы (Г.В.Гуровец, Р.Е.Левина, С.С.Ляпидевский, Б.М.Гриншпун, Е.М.Мастюкова, М.Е.Хватцев, С.Н.Шаховская) ставят особенности мышления у этих детей в зависимость от патологии речи.

Р.Е.Левина при анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у алаликов приходит к мнению, что на раннем этапе формирования речи детей первично преобладает одна какая-либо недостаточность в том или ином звене психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном), которая закономерно определяет характер как речевых нарушений, так и вторичного недоразвития познавательных возможностей. Претерпевая те же системные патологические изменения, что и речевые процессы, только на более высоком функциональном уровне, вторичное недоразвитие высших психических функций по своей внутренней структуре зависит, в первую очередь, от первичного дефекта, вызвавшего системное недоразвитие речи. Обнаруживая часто сходные по внешнему проявлению признаки, недоразвитие речи и нарушения развития познавательной деятельности качественно разнородны по своей психологической структуре, которая зависит от природы и особенностей первичной недостаточности.

Н.Н.Трауготт подчеркивает, что у детей с моторной алалией наблюдаются некоторые особенности интеллекта: примитивизм, конкретность мышления, хотя в большинстве случаев эти дети не являются олигофренами.

И.Т.Власенко отмечает специфически речевой характер недостаточности словесной памяти, которая по своему механизму первично связана с системным нарушением речи, а не с нарушением мышления.

Третьи считают, что мышление у детей с речевыми нарушениями сохранно (Д.Брунер, Л.Р.Голубева, М.Зееман, В.А.Ковшиков, А.Куссмауль, В.К.Орфинская). Одновременно некоторые из этих исследователей отмечают своеобразие отдельных сторон мышления, в том числе, замедленность темпа мыслительного процесса.

Ряд авторов считает, что разные виды мышления могут иметь различную степень сохранности (Р.А.Белова-Давид, Р.Мациевска).

Исследования В.Е.Ковалева, Е.И.Кириченко, Е.М.Мастюковой указывают на то, что интеллектуальные нарушения у детей с синдромом моторной алалии имеют сложный характер. Возникая во внутриутробном, родовом периоде или в раннем возрасте, локальное поражение речедвигательных зон коры головного мозга вызывает наряду с синдромом моторной алалии психическое недоразвитие в том или ином варианте, что приводит к нарушению интеллекта как целостной познавательной деятельности. Интеллект у данной категории детей характеризуется низким уровнем общего развития, конкретно-наглядным способом мышления, недостаточно развитой способностью к активному самостоятельному творчеству, ограниченностью кругозора (В.Е.Ковалев, Е.И.Кириченко). Нарушаются симультанный анализ и синтез, зрительно-пространственный гнозис, объем кратковременной и долговременной словесной памяти (Л.С.Волкова, Л.М.Шипицина, Э.Г.Крутикова, Р.И.Лалаева, А.Гермаковска, Е.М.Мастюкова).

Патологические изменения затрагивают не только интеллектуальную сферу, но и всю личность в целом (Р.А.Белова-Давид, Р.Е.Левина, С.С.Мнухин). Отмечаются инфантильность интересов, малая целенаправленность, отсутствие эмоциональной напряженности, повышенная истощаемость внимания, пониженный интеллектуальный и эмоциональный тонус.

Эти наблюдения подтверждаются и результатами исследований, проведенных Е.Ф.Соботович. Исследуя особенности психического недоразвития детей с моторной алалией и умственной отсталостью, автор приходит к выводу, что отклонение в интеллектуальном развитии детей с моторной алалией включают в себя не только вторичное нарушение вербального интеллекта, но и более замедленный темп психического развития в целом, вызванный органическими поражениями специфических речевых механизмов, а также избирательную недостаточность корковых психических функций и сторон поведения, обусловленную локальными поражениями коры головного мозга. У детей с моторной алалией обобщение и абстрагирование не достигают уровня нормально развивающегося ребенка, темп усвоения тех или иных закономерностей замедлен, мышление характеризуется ограниченной гибкостью и подвижностью, недостаточной осознанностью и доказательностью, что выявилось при выполнении не только вербальных, но и невербальных заданий. Тем не менее, в отличие от умственно отсталых детей, дети с моторной алалией могут устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, абстрагировать и обобщать на более высоком уровне.

Сравнение особенностей познавательной деятельности детей с алалией и детей, страдающих умственной отсталостью или имеющих задержку психического развития, показало, что при алалии замедленный темп мышления сочетается с избирательной недостаточностью отдельных психических функций, диспропорцией в степени их сохранности. При ЗПР и умственной отсталости наблюдается диффузное нарушение всей интеллектуальной деятельности. Кроме того, отличительной особенностью интеллектуальных нарушений детей-алаликов является несоответствие между развитием невербального и вербального мышления, уровень последнего при этом значительно ниже.

По мнению Е.Ф.Соботович, структура интеллектуальной недостаточности неоднородна по своему происхождению и обусловлена не только языковой неполноценностью, но и органическими поражениями мозга, вызывающими замедленный темп психического развития и избирательную недостаточность отдельных психических функций.

Изучение особенностей познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи средней и легкой степени тяжести, свидетельствуют о том, что и у этих детей речевое нарушение, как правило, влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития: недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу (Н.В.Новоторцева, Л.И.Переслени, Л.А.Рожкова, И.В.Прищепова, Т.А.Фотекова, О.Н.Усанова)

Изучению психологических особенностей детей с нарушениями письменной речи посвящено незначительное количество научных исследований (И.Т.Власенко, Т.А.Власова, З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, А.Н.Корнев, Р.И.Мартынов).

У младших школьников массовой школы, страдающих специфическими расстройствами письма, наблюдаются своеобразные недостатки познавательной деятельности. Исследования Ю.Г.Демьянова, В.В.Ковалева, В.А.Ковшикова, А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.В.Прищеповой указывают на выраженную неравномерность психического развития, недостаточную сформированность высших психических функций (внимания, памяти), дисгармонию в формировании интеллекта в целом.

Анализ учебной деятельности, являющейся ведущей в школьном возрасте, свидетельствуют о том, что у учащихся младших классов массовой школы, имеющих специфические расстройства письма, проявляется неумение самостоятельно организовывать свою деятельность для выполнения учебной задачи, снижена наблюдательность, отсутствует умение сосредоточиться на инструкции, осмысливаются лишь отдельные ее звенья, замедляется темп выполнения заданий, страдает контроль за собственной деятельностью (А.В.Ястребова).

У школьников с дисграфией нарушения письменной речи сочетаются с психическим и психофизическим инфантилизмом, интеллектуальной пассивностью.

Исследования интеллектуального развития детей с нарушениями письменной речи (Ю.Г.Демьянов, Д.Н.Исаев, А.Н.Корнев, С.С.Мнухин) показали неравномерность умственного развития этой категории детей. По данным А.Н.Корнева, большинство детей с выраженной дислексией и дисграфией имеют общий интеллектуальный показатель (по методике Д.Векслера) значительно ниже, чем дети без нарушений письменной речи, а в ряде случаев он соответствует пограничной умственной отсталости. При этом выявлена существенная диспропорция интегральных показателей между вербальным и невербальным интеллектом. Особенно большие трудности у этих детей вызывают вербальные тесты. При этом некоторые наиболее трудные тесты («Арифметический», «Повторение цифр») дети с нарушениями письменной речи выполняют хуже, чем дети с задержкой психического развития, но без нарушений чтения и письма.

По вопросу о состоянии невербального интеллекта не существует единого мнения. По данным Д.Н.Исаева и других авторов, у детей с нарушениями письменной речи обнаруживаются низкие невербальные способности. По данным других авторов (А.Н.Корнев) у детей с нарушениями письменной речи невербальный интеллект более сохранен.

У детей с нарушениями письменной речи, как и у детей с тяжелыми нарушениями устной речи (алалия, дизартрия), в значительной мере страдают умозаключения и рассуждения, которые характеризуются стереотипией, шаблонностью, банальностью, страдает процесс формирования, сравнения понятий.

У детей с нарушениями письменной речи основные причины затруднений заключаются не столько в недостатке интеллектуальных способностей, сколько в несформированности предпосылок интеллекта, слабости произвольной организации умственной деятельности и низкой работоспособности».

В том случае, когда дислексия и дисграфия включаются в структуру сложного клинического синдрома, например, ЗПР, нарушения познавательной деятельности носят более грубый характер.

В целом, существование разногласий в понимании данной проблемы доказывает необходимость дальнейших исследований состояния мыслительной деятельности у детей с речевыми расстройствами.