05.10.2010 7422

Особенности социально-эмоционального развития детей с депривацией (воспитывающихся вне семьи)

 

Семья, представляя собой, совокупность человеческих отношений, является видом социальной общности, осуществляющим определенные социальные функции. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, так как основой его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям (Захаров А.И., 1995). Ребенок, воспитывающийся вне семьи, лишен социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для его полноценного развития. Даже в тех случаях, когда данные стимулы объективно имеются, но для ребенка они оказываются недоступными, образуется определенный внутренний, психологический барьер в отношениях с воспитывающими ребенка лицами. Этот барьер препятствует удовлетворению потребностей ребенка, несмотря на близость их источника. В таких ситуациях воспитывающие ребенка люди эмоционально безразличны, у них отсутствуют тесные связи с ребенком, они практически не обращают на него внимания, общаются с ним механически.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них, причем мать в этом отношении ближе детям, чем отец (Мухамедрахимов Р.Ж., 1999).

Разнообразные по эмоциональному содержанию реакции матери, проявляющиеся в процессе взаимоотношений с ребенком, постепенно формируют поведенческие аспекты ребенка. «Только при включении обратной связи или обратной эмоциональной афферентации, идущей от матери, может быть достигнут соответствующий воспитательный эффект: прекращение нежелательной, обесценивание несущественной (неадекватной, бессмысленной) или закрепление жизненно важной и адекватной реакции» ( Грибанова Г.В., 1994, с.11).

Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью является главной причиной эмоциональной депривации. Теплота материнской заботы и ее постоянство служат предпосылкой возникновения у ребенка чувства доверия к миру, которое необходимо для нормального развития личности. Прекращение эмоционального контакта с матерью порождает у ребенка первичную тревогу, которая с течением времени усиливает недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование таких качеств личности ребенка, как чувствительность по отношению к другим людям, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее целостное отношение ребенка к миру. Ограниченность или отсутствие раннего взаимодействия ребенка с матерью приводят к формированию ненадежной привязанности, приобретению опыта небезопасности исследования окружения, к снижению самостоятельности, активности в незнакомой или стрессовой ситуации, дефициту всех сторон развития (Мухамедрахимов РЖ, 1994; Авдеева Н.Н., 1997).

Таким образом, отсутствие или нарушение эмоциональных связей ребенка с близкими людьми деформируют его индивидуальное развитие.

Изучение особенностей развития эмоциональной сферы младенцев, воспитывающихся в доме ребенка и семье, выявило отчетливые различия в их эмоциональных реакциях (Сорокина А.И., 1987). Сопоставление эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в разных условиях, показало, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети, начинают дифференцировать положительные и отрицательные эмоции взрослого. Количество эмоций, выражаемых детьми из дома ребенка, гораздо меньше, они однообразны и недостаточно выражены. Отсутствие разнообразия эмоциональных проявлений и слабую их выраженность можно объяснить как бедностью переживаний младенцев, не имеющих возможности испытывать чувства, возникающие при полноценном ситуативно-личностном общении, так и отсутствием опыта пользования экспрессии для воздействия на взрослого в процессе общения.

Интересным, по мнению А.И.Сорокиной, является тот факт, что кроме обеднения собственных эмоциональных реакций у воспитанников дома ребенка отмечаются недостаточность различения эмоций взрослого, задержка дифференциации положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. По мнению автора, вследствие «слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозится и развитие познавательной деятельности младенцев ... их общее психическое развитие» (Сорокина А.И., 1987, с.24). Вследствие нарушения этих связей у воспитанников дома ребенка отношения с окружающими поверхностны, однообразны, индифферентны. «Отсутствие системы аффективно-личностных связей, их подмена формальными, поверхностными отношениями, складывающимися в процессе ухода между персоналом и воспитанниками дома ребенка, приводит к тому, что ребенок не научается разделять свои переживания со взрослыми, отчего сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими» (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990, с.50-51).

Особенности аффективно-личностных связей в условиях детских закрытых учреждений отражаются на формировании личности ребенка, воспитанного вне семьи (Лисина М.И., 1991; Мещерякова С.Ю., 1991). Из-за недостаточности эмоционального, ситуативно-личностного общения в раннем возрасте, отсутствия персонального заботливого и ласкового отношения у детей не складывается четкого ощущения себя как субъекта личности, равноправного партнера по общению. Такой ребенок часто рассматривается взрослыми как объект воспитательного процесса и не ощущает своей значимости для окружающих людей, в отличие от детей, воспитывающихся в семье, у которых очень быстро происходит становление образа себя (Авдеева Н.Н., 1982, 1997; Землянухина Т.М., Лисина М.И., 1982, 1986; Москоленко Н.В., 1991; Минкова Э.А., 1995 и др). Поэтому у детей из семьи уже в раннем возрасте формируется активная позиция, в то время как «у воспитанников дома ребенка чаще наблюдается пассивная позиция, отсутствие уверенности в себе, требовательности к окружающим, вялость познавательной деятельности» (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990, с.74).

Между развитием образа себя у ребенка и его эмоциональными контактами с близким человеком существует определенная связь, проявляющаяся в том, что высокому уровню развития образа себя способствует большая независимость ребенка от матери, его более выраженная активность (Авдеева Н.Н., 1997). Следствием несформированности у ребенка, лишенного родительского попечительства, привязанности к матери или лицу его заменяющему, является развитие негативного самоотношения. Возникающий при этом опыт делает крайне уязвимым его самосознание, что вызывает у ребенка чувство недоверия к другим, неспособность строить отношения с другими людьми (Девис Л.А., 1998). Установление контактов со взрослым создает благоприятные предпосылки для преодоления недостатков развития эмоциональной сферы детей, лишенных родительского попечительства. При этом следует отметить, что даже ежедневная коррекционно-педагогическая работа с такими детьми не всегда приводит к положительным изменениям в социально-эмоциональной сфере этих детей (Мухамедрахимов Р.Ж., 1999). По-видимому, создание эмоционального благополучия возможно только в условиях постоянного, непрерывного общения с эмоционально близким человеком.

Таким образом, воспитанники дома ребенка, не испытывая субъектно ориентированного, личностного отношения к себе со стороны взрослых, не имеют и четкого, положительного эмоционально окрашенного самоощущения, что обусловливает искаженное личностное развитие в дошкольном возрасте.

В исследованиях, посвященных изучению социально-эмоционального статуса воспитанников детского дома, лишенных родительского попечительства, отмечается, что социальная изоляция негативно влияет на процесс развития детей (Буянов Н.И., 1988; Дубровина И.В., Рузская А.Г. 1990; Прихожан A.M., Толстых Н.Н. 1990, 1991; Смирнова О.Е., 1996 и др.).

В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренние, внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от ситуативных проявлений. Однако дошкольники из детского дома не выделяют и не фиксируют в сознании свои действия. Дети часто не помнят, что они делали, не знают, что будут делать, поскольку временной план собственных действий у них практически не развит. У таких детей осознание своих действий происходит через те моменты, которые организует воспитатель (еда, сон, прогулка), однако в условиях закрытого учреждения эти моменты однообразны, примитивны не содержат каких-либо эмоциональных проявлений и не становятся персональным достоянием самого ребенка, поскольку распространяются на всю группу (Смирнова О.Е., 1987).

Сужение жизненного опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, ограничивает круг источников информации, способствующих адекватному развитию их эмоциональных реакций. В ряде исследований отмечаются существенные различия в идентификации эмоций воспитанниками детского дома и детского сада. Распознавание эмоций этими детьми тесно связано с показателями их интеллектуального развития. Однако количество корреляционных связей между общим числом идентифицированных эмоций с показателями когнитивного развития в группе воспитанников детского дома значительно превышает количество аналогичных связей в группе детей, посещающих детский сад (Слуцкий В.М., 1996).

Идентификация некоторых эмоций (гнев, отвращение, радость, любовь, грусть) детьми, воспитывающимися в детском доме, значительно коррелируют как с показателями длительности пребывания ребенка в детском доме и возрастом поступления в детское закрытое учреждение, так и с общим интеллектуальным показателем, который, в свою очередь, коррелирует с предыдущими. Наличие такой связи не позволяет сделать однозначные выводы об особенностях идентификации эмоций данной категории детей, поскольку более низкий уровень ее сформированности у воспитанников детского дома мог отмечаться у детей с пониженным уровнем когнитивного развития.

Таким образом, можно утверждать, что «возраст поступления ребенка в детский дом связан с показателями идентификации эмоций, независимо от показателей когнитивного развития» (Слуцкий В.М., 1996, с.92).

Выявленные различия эмоционального развития воспитанников детского дома, коррелирующие с возрастом поступления и длительностью пребывания ребенка в учреждении интернатного типа, еще раз доказывают, что существующие условия воспитания оказывают негативное влияние на развитие детей.

Целый ряд исследований, характеризующих индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях детей, подтверждает, что основной особенностью их эмоциональной сферы, является резкая смена эмоций: внезапное возникновение тревожности и жизнерадостности (Изард К.Е., 1999). Повышенная тревожность вызывает постоянную эмоциональную напряженность, провоцирует эмоциональные и невротические срывы (Изард К.Е., 1999). «Тревожные дети специфично относятся к успеху - неуспеху, оценке и результату. В основе переживаний и тревог лежит травматическая вероятность неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого» (Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., и др, 1997). Для детей, лишенных родительского попечительства, зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения. (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990, 1991).

Проявления тревожности в условиях детского дома составляют разнообразную картину: страхи, обида, отклоняющееся поведение. Устойчивый характер страхов обусловлен высоким уровнем тревожности, беспокойства, сниженным жизненным тонусом, отсутствием достаточных жизненных сил организма, недоверчивостью и настороженностью. Наиболее выражены в своих проявлениях страхи у детей, растущих без родителей. Не являясь врожденным и часто не осознаваясь, страх проявляется в разных формах. У «эмоционально неблагополучных» детей страхи не связаны с чем-либо определенным и проявляются в форме тревоги, беспричинного страха (Захаров А.И., 1986).

Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что ребенок чувствует себя неуверенно, слабее других, у него развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Целый ряд исследований свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в детском доме, нередко имеют негативную «Я»-концепцию, низкий уровень самоуважения, что обусловлено наличием большого числа отрицательных суждений со стороны взрослых, с одной стороны, и желанием сохранить привычное, даже отрицательное, отношение к себе - с другой (Прихожан A.M., 1982; Дубровина И.В., 1991; Шипицина Л.М., Виноградова А.Д., Хилько А.А., 1996). Основной причиной неправильно формирующейся самооценки, большинство исследователей считают взаимодействие ребенка с большим количеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных по характеру, поведению, эмоциональному отношению к ребенку. Реально существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном отношении к конкретному ребенку в условиях детского дома не может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге общения адекватные поведенческие стереотипы у детей, воспитывающихся вне семьи, вырабатываются с большим трудом. Опека нескольких взрослых, сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребенком, а позже на контроле за ним, многочисленные контакты, перегружающие и истощающие психику ребенка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности (Грибанова Г.В., 1993,1994). Существующие условия воспитания обесценивают контакты с окружающими взрослыми, приводят к потере доверия. (Фонарев A.M., 1977; Савонько Е.И., 1970). Неудовлетворенность эмоциональных потребностей, состояние постоянного эмоционального дискомфорта формируют у детей ожидание неуспеха. Вследствие этого дети не уверенны в себе и в своих поступках, «всего бояться», «очень ранимы», «мнительны», «повышенно чувствительны» (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990, 1991). Повышенная настороженность по отношению к окружающему миру вызывает стремление обособиться, создать свою «детдомовскую» общность, к которой предъявляются иные, чем к другим, требования, часто не соответствующие общепринятым социальным нормам (Ярулов А., 1996).

Таким образом, негативные формы взаимоотношений с другими людьми могут рассматриваться как следствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоциональной нестабильности положения ребенка (Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др.,1997). Возникновение состояния эмоционального дискомфорта может быть обусловлено различными причинами: переживанием неуспеха, отвращением к определенной пище, ситуацией жесткой регламентации. «В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях.., Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.» (Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. и др., 1997, с.26). Состояние эмоционального неблагополучия, постепенно закрепляясь, приводит к формированию негативных свойств характера (раздражительность, угрюмость, равнодушие и др.).

Таким образом, основной причиной эмоциональной депривации может быть названо нарушение эмоциональной связи ребенка и матери. Отсутствие или недостаточность тесной эмоциональной связи с матерью, устойчивое состояние эмоционального дискомфорта приводят к серьезным и нередко тяжелым нарушениям индивидуального развития ребенка. Отсутствие внутреннего чувства безопасности нарушает усвоение оптимальных форм межличностного поведения и, следовательно, развитие личности. Прекращение эмоционального контакта с матерью вызывает чувство незащищенности, а затем и тревоги. Усиливаясь с течением времени, чувство тревожности становится тем неблагоприятным фоном, на котором протекает дальнейшее формирование личности ребенка. Эмоциональное неблагополучие, проявляющееся в повышенной возбудимости аффектов, неадекватных реакциях, страхах, импульсивности поступков и т.д., недостаточность аффективно-личностных связей, искаженное представление о самом себе отражаются на всем развитии ребенка, которое все больше становиться дисгармоничным.

Эмоциональная депривация препятствует или делает невозможным установление полноценных конструктивных контактов, что в свою очередь еще более усугубляет эмоциональную и социальную депривацию ребенка.