01.10.2010 86139

Понятие, сущность и принципы педагогической технологии

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Становление педагогической технологии, как самостоятельной науки

2. Сущность педагогической технологии

3. Общая структура педагогической технологии

4. Характеристика принципов педагогических технологий

 

1. Становление педагогической технологии, как самостоятельной науки

 

Термин «Педагогическая технология» и первые разработки в этой области появились в США в 50-е годы ХХ века. Через 15-20 лет педагогической технологией были охвачены сферы образования всех развитых стран мира. В последующие годы география использования педагогической технологии непрерывно расширялась.

Период появления педагогической технологии характеризуется интенсивностью ускорения научно-технического прогресса (НТП). Результатами науки этого периода стали потоки открытий, на основе которых разрабатывались новые поколения техники и технологий. Вырабатываемая продукция стала отличиться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. Способ и условия производства, интенсивно изменяясь, ставили перед системой образования кардинально новые требования.

Чем же характеризуются условия интенсивного научно-технического прогресса и требования, предъявляемые им к системе образования?

Во-первых, возрастающей ролью науки. В ХХ столетии, особенно во второй ее половине, темпы развития науки достигли максимальных значений. Каждые 10-15 лет основные показатели научной деятельности удваивались.

Поэтому считается, что основным законом развития науки является экспоненциальность. Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживаются все большей автоматизацией умственного труда.

Интенсивное развитие науки приводит к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации. Развитие науки по экспоненте означает лавинообразное ее развитие. Значит и рост научно-технической информации также является лавинообразным процессом.

Для обеспечения темпа всевозрастающего лавинообразного потока информации создаются и действуют современные телекоммуникационные информационные системы.

Очевидно, что современные темпы роста и объем науки, информации, существенно отличаются от их состояния в предыдущие 20-30 лет.

Развитие науки, это область деятельности специалистов с высшим образованием. Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна обеспечить возможность усваивать поток современной информации, развить навыки научно-исследовательской деятельности, индивидуальной и самостоятельной работы, умений творческой работы с научно-технической информацией и учебно-научной литературой.

Во-вторых, лавинообразность развития современной науки обеспечивается и возникновением новых видов наук на стыке известных 2-3-х и более наук. Например: биофизика, биогеохимия, информатика, физико-химическая механика и много других. Возникает дерево науки. Родившись на стыке известных наук, новая наука – это новые научные направления, проблемы, темы и научные вопросы. Эти задачи подлежат решать наиболее талантливым выпускникам высшей школы.

Поэтому современная система подготовки кадров должна развивать способности оригинального и нестандартного мышления, развивать навыки систематической, кропотливой работы над собой.

Студент должен уметь удивляться, восхищаться, только тогда он будет способен удивлять других своим творческим трудом.

В-третьих, лавинообразное развитие науки и аналогичная закономерность роста научно-технической информации способствует ускорению скорости передачи и обработки информации, в основе которой находится компьютерная техника. Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения. Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальным становится задача – разработки и освоение технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования.

В-четвертых, особенностью НТП является резкое увеличение разновидностей инженерных решений. Быстрая смена материалов, технологических процессов, конструкций машин. Повышения уровня автоматизации систем управления, сокращением сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и его использованием прошло 56 лет, радио – 35, то телевизора – 14, атомной энергии – 6, транзистора – 5 лет. Сейчас эти сроки, как правило, менее 1 года.

Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологии. Им должны быть свойственны: мобильность знаний, критичность мышления, творчество и гибкость в профессиональной деятельности.

В-пятых, для подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим всем возрастающим требованиям интенсивного развития НТП, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего потенциала человеческого организма, его мозга. То есть, необходима интенсификация символьно-зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др.

В-шестых, каждый человек от рождения – это индивидуум, то есть имеет только ему присуще задатки, способности к обучению, следовательно, задачей современной системы обучения должна быть учет и развитие индивидуальных способностей обучающегося.

Вырабатываемая продукция в условиях интенсивного научно-технического прогресса стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. При многократном росте производительности оборудований и машин, их надежности, расход энергии на единицу продукции многократно уменьшился. Эти условия стали предъявлять адекватные требования к подготовке кадров.

В период предшествующей интенсивности научно-техническому процессу вырабатываемая продукция не отличалась высокой надежностью и качеством. В связи с этим для изделий устанавливались периоды гарантированного ремонта, которые выполняли за счет предприятий изготовителей. В этих условиях традиционная система обучения отвечала требованиям производства. С изменением условий производства качество подготовки специалистов на основах традиционной педагогики не стало соответствовать предъявляемым требованиям. Уровень качества подготовки значительного количества кадров в условиях возрастающей массовости обучения стал существенно отставать от темпов роста качества вырабатываемой продукции, то есть от уровня требований интенсивного научно-технического прогресса.

В условиях интенсивного развития науки, техники и технологии к системе обучения предъявляются следующие требования:

а) развитие навыков: индивидуальной и самостоятельной работы; творческой работы с научно-технической информацией;

б) развитие способностей; оригинального и нестандартного решения; работоспособности;

в) индивидуализация обучения (вследствие разных способностей к обучению);

г) формирования: мобильности знаний, критичности мышления, творчество и гибкости в работе; адаптивности; к быстрым изменениям условий производства.

Изложенное является подтверждением необходимости возникновения педагогической технологии с одной стороны и того, что она является продуктом интенсивного научно-технического прогресса с другой стороны. В этой связи необходимо особо подчеркнуть влияние новых видов наук появившейся на стыке 2…3 и более известных наук на ускорение научно-технического прогресса. Педагогическая технология одна из таких наук появившиеся на стыке двух наук «Педагогика» и «Технология». Педагогическая технология способствовала обеспечению подготовки кадров на уровне требований ускоренного научно-технического прогресса. Слагаемые педагогической технологии возникли также на основе требований соответствующей эпохи. «Педагогика» - это наука, изучающая закономерности передачи старшими поколениями и активного усвоения младшими поколениями социального опыта необходимого для жизни и труда. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Термин «Педагогика» возникло в Древней Греции, основой которого является слово «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, приставленный к ученику сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагог» («пейди» - ребенок, «гогос» - вести) можно перевести как «детовождение». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает – детовождение. Занятия в школах вели учителя – дидаскалы (дидаско – я учу, позже «дидактика» - теория обучения). Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии.

В начале XVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением». В том же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1542-1670). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в которой разработал основные вопросы теории и организации учебной работы.

Предметом педагогикиявляется процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.

Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определения на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного педагогического процесса. Педагогика как наука возникла в период становления расширенного производства, требующая организацию массового обучения.

«Технология» - это научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая приемы и способы получения, обработки и переработки материалов или полуфабрикатов.

Термин «Технология» также возник в Древней Греции и вбирает в себя два слова: «техне» - искусство и «логос» - учение. Для этой эпохи это означает искусство, которым владел ремесленник в изготовлении предметов, достигая его (благодаря учению) под руководством наставника, за счет своего усердия и природных данных. Учения ремеслу осуществлялось индивидуально. Чаще всего секреты мастерства передавались по наследству, по семейному родству. Прерывание родства не редко приводило к потери секретов определенных ремесел. К примеру, можно отметить потерю секретов приготовления природных красок нанесенных на купала, фасады, интерьеры медресе, мечетей и других древних сооружений Востока веками очаровывающие людей своей естественностью, красотой, обилием оттенок, неповторимостью, лучезарностью, долговечностью.

Становление «Технология» как наука связано со становлением промышленного производства, в XVII века, когда начала интенсивно развиваться металлургия и машиностроение, в том числе производство промышленного оборудования, производство пароходов, паровозов, огнестрельного оружия.

Организация производства этих сложных и трудоемких машин и оборудований можно было только на основе детально разработанных технологических процессов оформленных в технологической документации. В этих документациях отражается совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий путем разделения сложного процесса на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, действий и операций, которые выполняются относительно однозначно и достигают запланированных результатов. Это стало основой расширенного и массового производства. Для нашей эпохи технология означает искусство выполнения определенной работы, овладение которым осуществляется на базе изучения технологической документации, в которых она зафиксирована.

С формированием «технологии» как науки, стало возможным тиражирование технологии и на этой основе осуществлять массовую подготовку специалистов и организовывать массовое производство. Закономерным является то, что «Технология» и «Педагогика» как науки сформировались в исторически одинаковый период времени. Так как организация расширенного и массового производства потребовало наличие массового обучения. Таковым именно является научное наследие Я.А.Коменского, разработавшим основы массового обучения.

Такой же закономерностью является возникновение педагогической технологии отвечающим несравнено высоким и сложным требованиям интенсивного научно-технического прогресса второй половины ХХ века.

Развитие общества и образования это двуединый процесс, которое можно представить как систему «общество-образование». Последнее характеризуется такими факторами как способ производства, средства обучения и система обучения (Рис. 1).

Рис. 1. Объективность становления науки «Педагогическая технология»

На этом рисунке наглядно показана объективность развития основных этапов, развития систем обучения и становление «педагогической технологии» как науки во второй половине ХХ века. Современное развитие характеризуется тем, что наука стала непосредственной производительной силой общества.

Вместе с этим возникновение педагогической технологии связано с тем, что преподавательская деятельность – это такая же производительная деятельность, как и любая другая. Термин педагогическая технология ещё не стандартизован и поэтому имеет множество определений.

Примеры некоторых определений педагогической технологии (ПТ):

ПТ – это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования в их учебных ситуациях (Пальчевский, Фриднан).

ПТ – это системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько).

ПТ – это искусство обучения посредством машин или инженерное искусство имитации педагогической деятельности (Г.Ильин).

ПТ – это есть комплексный, интегральный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США).

При наличии множества определений педагогической технологии и отсутствием стандартизации этого термина, целесообразно обратиться к её определению, данное такой авторитетной организацией, как ЮНЕСКО:

«Педагогическая технология» - это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставшей своей задачей оптимизацию форм образования.

Из этого определения можно выделить обязательные признаки педагогической технологии – это системность и эффективность. К этому следует добавить ещё один из обязательных составляющих признаков педагогической технологии – это воспроизводимость. С учетом этого педагогическую технологию можно охарактеризовать как создание и использование оптимизированного, унифицированного и воспроизводимого учебного процесса.

Педагогикой накоплен громадный массив теоретических знаний и практического опыта. Однако до второй половины ХХ века ни одним выдающимся педагогом не был разработан воспроизводимый педагогический цикл, позволяющий последователям достигать таких же высоких результатов в обучении, как они сами. Причина этого заключается в том, что методы выдающихся педагогов прошлого в значительной мере включали личность педагога. Книги, посвященные проблемам педагогики учат, как того и требует педагогическая наука, на «положительных примерах», на «твердо» установленных истинах, принципах, правилах и закономерностях. И все читающие эти книги усваивают, «как надо» вести учебно-воспитательный процесс, «как надо» работать с учащимися, «как надо» проводить занятия, однако подавляющие большинство из них работать «как надо» не могут. В этом контексте русский педагог-ученый Макаренко А.С. писал «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике. А всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствует все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение … приспособлений, нормирование, контроль, допуск, браковка». Все то, что отличается в этом высказывании необходимо для создания воспроизводимого педагогического цикла. Именно воспроизводимый педагогический цикл может гарантировать достижение запланированного результата. Однако его создание – это очень сложная задача. Впервые эта задача решена в США усилиями выдающихся ученых Б.Блума, Д.Кратволи, Н.Гронлунда, Дж. Керролла, Дж. Блока, Л.Андерсона и др. Ими была разработана педагогическая технология с воспроизводимым педагогическим циклом, гарантирующим достижения запланированных результатов.

Педагогическая технология, возникшая на основе требований научно-технического прогресса второй середины ХХ века, и служит его ускорению.

Целью педагогической технологии является обеспечение достаточной эффективности образовательного процесса с гарантией достижения студентами запланированных результатов обучения, в условиях массового образования.

Главной задачей педагогической технологии является разработка учебного процесса, обеспечивающего достижения «обычным» педагогом должного эффекта обучения в условиях массового образования.

Предметом педагогической технологии является сам учебный процесс.

Объектами педагогической технологии являются составляющие учебного процесса, представленные на рис. 1

Педагогическая технология как самостоятельная наука в системе образования охватывает все элементы учебного процесса: составление учебного графика и учебного плана, обучение, и оценка его результатов (рис. 2).

Учебный процесс в высшем образовательном учреждении должен базироваться на принципах полного усвоения учебного материала. То есть учебный материал, учебная дисциплина должна быть освоена каждым студентом, в соответствии с учебной программой курса.

Принцип полного усвоения учебного материала означает достижение установленного уровня познавательной деятельности по каждой теме.

По данным многочисленных зарубежных исследований под понятием «полная успеваемость студентов» понимается усвоение учебного материала не менее чем на 80 %, каждым студентом группы. Без доказательства можно констатировать тот факт, что этого могут добиться только превосходные профессора и доценты. У обычного профессорско-преподавательского состава такой уровень усвоения учебного материала могут достигнуть только одаренные студенты. Как же добиться полной успеваемости студентов в условиях массового образования? можно выделить три пути: первый путь – это снижение критерия успеваемости, которым чаще всего и используются. Не случайно. Что успевающим сейчас считается студент, усвоивший учебный материал, учебную дисциплину на 55 %. Естественно, что этот путь является бесперспективным.

Второй путь – комплектование профессорско-преподавательского состава только из превосходных профессоров и доцентов, каждый из которых владеет своими превосходными приемами и методами преподавания, обеспечивающих полную успеваемость студентов, имеющих совершенно разный уровень подготовленности к обучению.

Ведь в одной группе могут обучаться студенты, имеющие суммарную успеваемость по дисциплинам вступительных испытаний от 30 до 90 % и более. Этот путь не реален, это идеализированный путь. Как не могут быть одаренными все студенты, точно также не могут быть одинаково одаренными десятки тысяч человек профессорско-преподавательского состава.

Третий путь – внедрение в учебный процесс педагогической технологии, которая регламентирует основные элементы преподавания и обучения, вбирает в себя приемы и методы обучения превосходных педагогов-ученых.

Используя педагогическую технологию, обычный преподаватель добивается превосходных результатов, аналогично тому, как на производстве рабочий невысокой квалификации по разработанной технологии изготовляет продукцию высшего качества.

Педагогическая технология гарантирует полное усвоение учебного материала, то есть усвоение не менее 80 % программы учебной дисциплины каждым студентом группы.

 

2. Сущность педагогической технологии

 

Педагогика всегда искала пути достижения высокого результата в работе с группой обучающихся, и постоянно совершенствовало свои средства, методы и формы. Она стремилась найти какой-то прием или совокупность приемов, которые позволили бы добиваться желаемой цели. В результате этого появились различные методики. С накоплением педагогического опыта создавались новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали всевозрастающим требованиям. Проблемы стабильности в обучении, гарантии достижения запланированных результатов оставались.

Недостатком традиционной школы обучения является расплывчатость и неопределенность постановки учебных целей связанные с этим отсутствием ожидаемого результата обучения. В современных условиях рыночной экономики высшее образовательное учреждение не может допустить себе такую роскошь, как отсутствие ожидаемого результата обучения. Результат обучения должен быть определенным и достижимым, иначе спрос на подготовляемых специалистов также будет неопределенным и невостребованным. Высшее образовательное учреждение с традиционной школой обучения не в состоянии в полной мере осуществлять подготовку специалистов, отвечающих конкретным требованиям современного производства и других сфер. Поэтому осуществляется непрерывный поиск наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса, повышения мотивации учащихся, улучшения результатов обучения. В связи с объективной необходимостью повышения качество обучения все актуальнее становится проблема перехода от отдельных методик к педагогической технологии. Первое подобное понимание процесса обучения можно найти в педагогике Коменского Я.А.

В работах Коменского есть стремления найти такой общий порядок обучения, при котором он осуществлялся бы по единым законам человеческой природы. Основные элементы технологии процесса обучения – урочный принцип, классный принцип, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала сформулированы именно Коменским Я.А. и обеспечили его педагогической системе долгую жизнь в индивидуальном обществе с его потребностью в массовом, а затем и всеобщем образовании. В идеале он видел единый совершенный метод обучения, сравнивая его с четкостью и точностью работы часового механизма. Коменский Я.А. писал – «Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и методов. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячи страниц, или чем, установив архимедову машину, перенести дома, башни, всевозможные тяжести или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Свет. Всё пойдет вперед не менее легко, чем идут часы – так же приятно и радостно, как приятно радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте. Итак, во имя всевышнего, попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало часам».

Препятствием к достижению идеализированного единого метода обучения являются: многообразие учебных целей; многообразие элементов содержания образования (видов учебного материала); индивидуальная особенность учащихся.

В практике обучения используется широкое разнообразие приемов, методов и форм обучения. Однако все интенсивнее продолжается поиск единого эффективного (интегрального) подхода в обучении. Идет поиск таких дидактических подходов, таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение, своего рода, в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. С появлением и распространением в 50-х годах машин в учебном процессе начался этап развития педагогической технологии, которому в промышленном производстве соответствовало появление системотехники – научного направления, решавшего задачу построения человеко-машинных комплексов. Важным в этом научном направлении является определение роли человека в системе «человек-машина». К настоящему времени в решении этой проблемы можно выделить три этапа:

Первый этап – проектирование машины независимо от человека, руководствуясь принципом «машина может все».

Второй этап – проектирование машины включающие процессе взаимодействия человека с машиной, на основе принципа распределения функцией между человеком и машиной.

Третий этап – характеризуется отказом рассмотрения человека как компонента технической системы, в основу проектирования закладывается принцип человеческой деятельности, то есть стало проектироваться система человеческой деятельности. Система деятельности состоит из компонентов являющихся её функциональными единицами. Этот этап ориентирован на развивающиеся элементы нового общества идущего на смену индустриального, которое получило название постиндустриального или информационного. Развитие нового общества предположит, прежде всего, революцию в процессах организации и обработки знаний, в которых центральную роль играет компьютер, включенный в систему телекоммуникаций. Информация становится главным товарным продуктом, а способность производить её – стратегическим ресурсом страны. Появляются новые высокотехнологические отрасли производства, существующие же, координально видоизменяются. Изменения в производстве приводит к возникновению нового типа работника. Этот тип работника характеризуется следующим: он более независим, более изобретателен и не является более придатком машины. Подобно ремесленнику до индустриальной эпохи, обладающему набором ручных инструментов, новые интеллектуальные рабочие обладают знаниями, мастерством и информацией, которые и составляют набор его духовных инструментов.

Интеллектуальные рабочие адаптированы к постоянным измененииям, проблемам, ситуациям, гибкой организации. Они склонны выполнять свою работу без жесткого контроля, по своему усмотрению, творчески, свободно. Они представляют собой одаренную личность! Именно там, где создаются условия для деятельности интеллектуальных рабочих, производства становятся конкурентоспособными и прибыльными. Качество и эффективность производства при этом определяется не столько использованием мышечной энергии рабочих, его технической квалификации, сколько его компетентностью, информированностью, мобильностью мышления и творческим отношением к работе.

Для формирования работника постиндустриального общества необходима новая образовательная технология, которая бы отвечала новым требованиям общественного производства, в котором новому типу работника соответствует новый тип педагога. Трем этапам развития система технических комплексов, в системе образования можно выделить адекватно три вида статуса преподавателя, три вида педагогической деятельности.

Первый вид педагогической деятельности характеризуется тем, что преподаватель является мастером своего дела, носителем уникальных знаний, умений, личного опыта, наделенный педагогическими способностями (аналогично ремесленнику в доиндустриальную эпоху). Его «инструменты» - приемы, методика индивидуальны, являются плодами педагогического таланта, а пособия, иллюстративные и технические средства достались по наследству или сработаны им самим.

Второй вид педагогической деятельности характеризуется тем, что опыт преподавания обобщается, систематизируется и обретает черты научного знания. Этому способствовало появление книгопечатания, разделение и специализация педагогического труда. Педагогический процесс при этом рационально организован, обучение осуществляется по определенным правилам. Эти условия способствовали объективизации знания. Преподаватель становится работником индустриального типа, адекватно работником производства индустриального общества.

Третий вид педагогической деятельности характеризуется тем, что она осуществляется на основе педагогической технологии, положение преподавателя можно определить как положение пользователя современного компьютера. Технология обучения определяется профессиональным контекстом. Они являются, как правило, личностно-ориентированными технологиями обучения.

Термин «Педагогическая технология» включает в себя ключевое понятие «технология», взаимствованное из производственно-технологической сферы с присущей ей определенными правилами и принципами. В производственной сфере для осуществления выпуска продукции необходимо подготовить производство, которое охватывает комплекс разнообразных научно-исследовательских, конструкторских, технологических и организационно-плановых мероприятий.

Практически аналогичный комплекс мероприятий включает в себя и процесс подготовки высококвалифицированных специалистов. Этапы подготовки кадров в сфере высшего образования и подготовки производства аналогичны.

На первом этапе подготовки производства по результатам научно-исследовательских работ осуществляется конструкторская подготовка, а в сфере образования осуществляется подготовка Государственных образовательных стандартов (определяющих «конструкцию» сферы образования).

Основной документ, регламентирующий сферу высшего образования, государственный образовательный стандарт определяет: требования к качеству подготовки кадров; содержание образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающегося и квалифицированные требования к выпускникам образовательных учреждений; максимальный объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

На основе отождествления процесса преподавания с технологическим процессом производства можно отметить, что педагогическая технология охватывает в себя современные эффективные формы и методы обучения, точно так же, как современный производственно-технологический процесс охватывает в себя самые эффективные способы изготовления продукции.

На втором этапе подготовки производства после выполнения конструкторской подготовки осуществляется технологическая подготовка производства, сердцевиной которого является разработка технологических процессов изготовления деталей, сборки узлов, агрегатов машин. Технологические процессы оформляются в виде технологических карт и альбомов технологических карт. Технологический процесс, представленный в виде технологической карты позволяет обычному не высококвалифицированному рабочему изготовить продукцию высшего качества, так как в технологической карте представлен весь регламент работ по изготовлению продукции: материал, заготовка, оборудование, последовательность и содержание технологических операций, режимы обработки, инструмент, нормы времени, средства контроля качества. Производственно-технологический процесс позволяет получить продукцию заданного качества при минимальных затратах материальных и человеческих ресурсов, с максимальной производительностью труда и рентабельностью производства.

Без разработанных технологических процессов не может быть современного эффективного производства. Аналогично производственной сфере, в сфере образования после разработки государственных образовательных стандартов (создания «конструкции» образования) осуществляется технологическая подготовка (разработка типовых учебных планов, типовых учебных программ дисциплин, подготовка учебников и учебных пособий, проектирование и изготовление, приобретение лабораторного оборудования, технических средств обучения, установление норм времени для расчета учебной работы …), регламентирующих образовательный процесс, оценку деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

Педагогическая технология обеспечивает подготовку кадров на уровне требований государственных образовательных стандартов в условиях массового обучения.

Технологическая подготовка учебного процесса включает и сам процесс преподавания (в производственно-технологическом процессе – это технологические операции изготовления продукции), его оптимизация и эффективность. Унификация процесса преподавания, достижения максимальной эффективности обучения достигается за счет разработки и использования педагогической технологии.

В основе педагогической технологии лежат представления о том, что приёмы и навыки педагогической работы, как приемы и навыки производственной работы, могут существовать как объективные логические возможности реализации учебного процесса. Аналогично тому, как происходит реализация таких возможностей в производственной сфере. Эти возможности выявляет и разрабатывает высококвалифицированный педагог, ставший таким благодаря наличию у него педагогических способностей.

Существует объективные закономерности процесса обучения, изучение и использования которых приводит к тому, что достижения необходимого результата уже в известной мере не зависит от способностей педагога и учащегося.

Чем более разработан и объектирован педагогический процесс, тем меньше требуется способностей по его реализации. Это подтверждается всей практикой массового образования. Более того, практика реализации компьютерного обучения показывает, что система приемов и способов обучения может осуществляться и без непосредственного участия человека.

Особенностью педагогической технологии является то, что в ней создается и осуществляется такой учебный процесс, который в состоянии гарантировать достижение поставленных целей.

Аналогично тому, как производственно-технологический процесс разрабатывается на конкретную продукцию, точно также педагогическая технология разрабатывается по каждой учебной дисциплине на основе общей методологии, включающая основные элементы технологии обучения.

В этом достоинство педагогической технологии, в этом ее назначение. Это единственный правильный путь обеспечения полной успеваемости студентов в условиях массового обучения.

Педагогическая технология, как и производственно-технологический процесс гарантирует запланируемый результат.

 

3. Общая структура педагогической технологии

 

Педагогическая технология проектируется в соответствии со своими принципами, ведущими педагогами, наделенными необходимыми природными способностями и имеющий достаточный опыт преподавательской работы. Принципы педагогической технологии позволяют создать учебный процесс, который реализуется как воспроизводимый обучающий цикл.

Общая структура педагогической технологии, реализуемая в виде воспроизводимого обучающегося цикла, представлена на рис. 2. Основными элементами педагогической технологии являются:

- разработка максимально уточненных учебных целей, установление критериев их измерения и оценки;

- разработка и точное описание учебного процесса направленное на достижение учебных целей;

- ориентация всего учебного процесса на гарантированное достижение результатов обучения.

Практика разработки педагогической технологии показывает, что для выработки максимально уточненных учебных целей целесообразнее всего пользоваться таксономией американского ученого-педагога Б.Блума. Установление критериев измерения и их оценка осуществляется с помощью разработанных диагностических тестов. При этом важным является установление минимального уровня усвоения каждого учебного материала. Достижения учебных целей возможно только тогда, когда весь учебный процесс направлен на это.

Направление учебного процесса на достижение учебных целей начинается с разработки учебного плана. В первую очередь необходимо точно установить роль каждой дисциплины учебного плана в подготовке специалиста. Это выполняется на основе государственных образовательных стандартов и тщательного анализа производственной деятельности специалиста. В зависимости от роли учебной дисциплины в подготовке специалиста устанавливаются соотношения видов занятий – лекционных, практических (семинарских) – лабораторных – самостоятельной работы.

 

Рис.2. Блок-схема науки «Педагогическая технология»

Для профилирующих дисциплин объем отводимых учебных часов на практические и лабораторные занятия должны превышать лекционные часы, так как здесь важным является приобретения знаний на уровне применения, анализа, синтеза, оценки. То есть необходимым является овладения навыками, необходимыми в профессиональной деятельности. Для других видов учебных дисциплин соотношения видов занятий планируется в других пропорциях.

Наряду с этим на эффективность организации современного учебного процесса в Высшей школе влияет оптимизация соотношений между аудиторными часами и часами отводимые на самостоятельную работу.

С возрастанием курса обучения навыки и необходимость самостоятельной работы возрастает. Это связано с тем, что с возрастанием курса обучения возрастают требования по формированию навыков, выполнения работ связанные с профессиональной деятельностью специалиста.

Следующим фактором, влияющим на эффективную организацию учебного процесса, является оптимизация учебного графика. С точки зрения эффективности процесса обучения минимальным количеством аудиторных часов отведенные на одну неделю считается четыре часа. Для учебных дисциплин имеющих меньшее количество недельных аудиторных часов рекомендуется блочная организация учебного процесса. В достижении учебных целей особое место отводится в эффективной организации процесса обучения, как важной составляющей учебного процесса. Эффективным считаются личностно-ориентированные технологии обучения. Эти технологии обучения создают условия для усвоения дисциплин на уровне природных способностей каждого человека, способствует развитию личности.

Гарантированное достижение запланированных результатов обучения достигается технологичностью организации и управляемостью процессом обучения.

Качество процесса обучения обеспечивается систематичностью проведения текущего диагностического тестирования приобретаемых знаний и навыков в процессе всего обучения, проведением необходимого корректирования процесса обучения средствами и методами современных педагогических технологий. Достижение запланированных результатов оценивается итоговым контролем.

Педагогическая технология обладает всеми признаками технологичности свойственным процессам в производственно-технической сфере, в том числе возобновляемостью, которое обеспечивается использованием разработанной педагогико-технологической картой. Поэтому в педагогической технологии становится возможным планирование и гарантирование достижения результатов обучения.

Отличительными особенностями и достоинствами педагогической технологии являются:

– постановка максимально уточненных целей;

– воспроизводимость учебного процесса;

– обеспечение непрерывной обратной связи, коррекции учебного процесса, наличие обучающего цикла;

– планирование результатов обучения и гарантия их достижения.

 

4. Характеристика принципов педагогических технологий

 

Педагогическая технология, возникшая в условиях интенсивного научно-технического прогресса на стыке двух наук «Педагогика» и «Технология» стала самостоятельной наукой. Каждая самостоятельная наука характеризуется своими основными принципами, являющимися по своему существу её теоретической основой. Принципы педагогической технологии базируются на интеграции основополагающих положений наук «Педагогика» и «Технология». На основе анализа целей, задач, структуры и содержания «Педагогической технологии» сформулированы её основные принципы: научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга. На этих принципах осуществляется организация учебного процесса, то есть её подготовка и процесс обучения.

В принципах педагогической технологии заключены достижения педагогической и технологической науки. В совокупности эти принципы в виде науки «Педагогическая технология» дают блестящие результаты в подготовке высококвалифицированных кадров в силу их определенности, аксиоматичности, практичности:

1. Принцип научности

Этот принцип указывает на то, что всякая учебная дисциплина, учебный материал должен базироваться на современных достижениях науки. Прежде всего, этот принцип реализуется при разработке учебных программ, учебных пособий, учебников. В соответствии с принципом научности требуется ежегодное совершенствование рабочих учебных программ курсов и учебного материала, проведение проблемных занятий. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых дисциплин. Значительные внимание следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, её системы изложения и связей.

Научность в Высшей школе в первую очередь неразрывна с раскрытием закономерностей объективного мира и требует формирования межнаучных связей и взаимодействия наук.

Реализация этого принципа в Высшей школе означает также обязательное выполнение научно-исследовательских работ каждым преподавателем с привлечением студентов. Это способствует развитию у студентов способности оригинально и нестандартно принимать решение обрести навыки индивидуальной и творческой работы, умение пользоваться научной литературой и информацией, формировать у них критическое мышление, мобильность знаний, адаптивность к быстро изменяющимся ситуациям. Учебный процесс в Высшей школе динамичен и поэтому всегда требует рассмотрения не только состояния науки и техники, но и всех особенностей их современного развития.

2. Принцип проектируемости

Этот принцип характеризует одну из важнейших особенностей педагогической технологии. Принцип проектируемости означает предварительное создание документов по организации предстоящего учебного процесса – график учебного процесса; рабочий учебный план; рабочая учебная программа дисциплины; категории учебных целей дисциплины, разделов, базовых понятий; технология процесса обучения, оценки приобретенных знаний и навыков. На основе разработанных документов осуществляется учебный процесс. Соблюдение всех положений этих документов является гарантией достижения запланированных результатов. Принцип проектируемости является базовым в производственно-технической сфере: проектирование зданий и сооружений, производственных процессов изготовления изделий, и др. Значимость данного принципа можно оценить тем, что на его базе можно сформулировать определение педагогической технологии.

Педагогическая технология – это проект определенного учебного процесса разработанных с учетом соответствующих принципов, эффективно реализуемая на практике.

3. Принцип системности.

Педагогическая технология отличается тем, что он охватывает все элементы учебного процесса. В этом и заключается сущность принципа системности. Все элементы учебного процесса проектируются как одна система на основе их взаимной связи и обусловленности. При этом структура, организация и функционирование всех элементов учебного процесса стимулирует обучение студентов.

Здесь уместно подчеркнуть необходимость четкого определения понятий учебный процесс и процесс обучения. Если отождествлять эти понятия с производственной сферой, то они адекватны понятиям производственный процесс и технологический процесс (рис.3.). Производственный процесс состоит из двух больших составляющих: подготовка производства и технологический процесс.

Подготовка производства – это часть производственного процесса, при котором решаются вопросы научно-исследовательского обоснования, осуществляется подготовка конструкторской и технологической документации по изготовлению изделия, выполняются организационно-технические мероприятия.

Технологический процесс – это часть производственного процесса, при котором осуществляются технологические операции по изготовлению готового изделия. Аналогично производственному процессу учебный процесс также можно подразделить на две большие составляющие: подготовка учебного процесса и процесс обучения.

Подготовка учебного процесса – эта часть учебного процесса, при котором разрабатывается график и рабочий учебный план, составляется расписание занятий, разрабатывается рабочая учебная программа дисциплины, учебный методический материал и др.

Процесс обучения – эта часть учебного процесса, при котором осуществляется усвоение знаний, навыков и оценка их качества.

Рис.3. Тождественность учебного и производственного процессов

Системный подход является базовым, одним из основных отличительных признаков педагогической технологии от других подходов к обучению. Это полностью подтверждается определением педагогической технологии как науки данное международной авторитетной организацией ЮНЕСКО.

4. Принцип целенаправленности

Учебный процесс должен быть целенаправленным. Цель как закон должен определять характер и способ действий человека. Для этого устанавливаемая цель должна быть конкретной и измеряемой. Именно этим отличается педагогическая технология, основанная на идеях бихевиоризма. Особенностью этого направления в психологии является безусловное признание однозначности связи стимуляцией организма и его реализацией на эту стимуляцию.

Бихевиоризм не изучает внутренние процессы в организме, происходящие в процессе обучения, а только анализирует внешне наблюдаемые процессы (то есть конечный результат), ограничивается изучением связей между стимулами и решениями. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в разработку категории действия, которое в прежних концепциях рассматривалась только в качестве внутреннего акта или процесса. Бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее также внешние реакции.

Основоположниками биохевиоризма были Дж.Уотсон, Э.Торндайк, С.Пресси, Б.Скинер.

Значение принципа целенаправленности в педагогической технологии адекватно значению скелета в живом организме. Значение этого принципа трудно переоценить вообще для процесса обучения. Достаточно привести одно из распространенных определений обучения:

«Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося в ходе, которого осуществляется образование человека». Из этого можно отметить, что от качества формирования целей зависит качество обучения.

В педагогической технологии формирование целей осуществляется на основе системного подхода от общего к частному. В первую очередь определяется роль настоящей дисциплины в подготовке определенного специалиста. При этом используется государственный образовательный стандарт. На основе этого общие учебные часы дисциплины – трудозатраты дифференцируют по видам учебных занятий: лекции, практические (семинарские), лабораторные, самостоятельные работы. После чего осуществляется формирование учебных целей: цель изучения дисциплины, цель изучения разделов и отдельных тем (модулей), цель изучения базовых понятий каждой темы (рис.4).

Рис.4. Пирамида формирования учебных целей

 

5. Принцип деятельностного подхода

Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется использованием сложных высоких технологий, производством наукоёмкой продукции, когда не только наука способствует интенсивному развитию производства, но и само производство способствует интенсивному развитию науки. В этих условиях эффективность учебного процесса возрастает, когда он базируется на деятельностном подходе. Учебный план программы дисциплин учебные часы по видам занятий целесообразно формировать на основе детального анализа деятельности специалиста. Сейчас уже мало опираться на принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В современных условиях организация учебного процесса должна осуществляться с учетом принципа «лучше один раз выполнить, чем сто раз увидеть». Для профессиональной школы этот принцип имеет весьма важное значение.

Исходя из особенностей деятельности специалиста, формируются его теоретические, практические знания и навыки. В нынешних условиях «принцип связи теории с практикой» существующий в педагогической науке приобретает качественно новую значимость и представляется виде «принципа деятельностного подхода». Этот принцип учитывает не только связь теории с практикой, он требует взаимовлияния и взаимоусиления их, базирования учебного процесса на нынешних и будущих требованиях производственной деятельности специалиста.

Сущность понятия «деятельность» включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

При анализе производственной деятельности специалиста все эти компоненты должны учитываться и учитываться в их взаимосвязи. Это будет способствовать эффективной организации учебного процесса. С точки зрения содержания понятия «деятельность», учебный процесс также характеризуется целями, средствами, результатом и самим процессом. Учебный процесс представляется как учебная деятельность будущего специалиста.

В принципе учебная деятельность должна быть зеркальном отображением производственной деятельности специалиста. Степень их соответствия и определяет качество подготовки специалиста.

6. Принцип управляемости

Педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов обучения. Достигнуть этого возможно только тогда, когда процесс обучения управляемый. В этом заключается значимость принципа управляемости. Управление способствует осуществить в запланированном режиме процесс, реализацию программы достижения целей обучения. Данный принцип предполагает возможность многоэтапной диагностической проверки текущих результатов обучения. Управление процессом обучения в основном осуществляется использованием диагностических тестов в период всего процесса обучения. Использование диагностических тестов обеспечивает обратную связь в процессе обучения. Анализ результатов обратной связи представляет возможность управлять процессом обучения на основе варьирования средствами, методами с целью достижения запланированных результатов. Принцип управляемости позволяет систематически корректировать процесс и тем самим результаты обучения.

Качественное управление процессом обучения качественно спроектированного учебного процесса гарантия достижения запланированных результатов.

7. Принцип воспроизводимости.

В условиях современного производства выпуск необходимого количество изделий осуществляется на основе разработанной технологической документации. Это означает. Что технологический процесс возобновляется, повторяется столько раз, сколько необходимо выпустить изделия. Многократное повторение технологического процесса становится возможным благодаря наличию разработанной технологической документации. Такой подход в производственно-технической сфере стал возможен с появлением науки «Технология». Именно эта научная дисциплина занимается разрабатыванием и совершенствованием приемов, способов получения, обработки, переработки материалов. Для реализации технологического процесса на производстве разрабатывается технологическая документация – технологические карты. Адекватно этому значение принципа воспроизводимости в организации учебного процесса. Принцип воспроизводимости подразумевает возможность многократного применения (повторения) разработанной педагогической технологии по определенной дисциплине многократно в разных группах, в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Очевидно, что это возможно на основе разработанной учебной документации отвечающим тождественным требованиям разработки технологической документации в производственно-технической сфере. В этих целях, то есть для обеспечения воспроизводимости педагогической технологии разрабатываются педагогико-технологические карты. Эти документации разрабатывается по каждой теме (модулю) учебной дисциплины.

 Принцип воспроизводимости – означает возможность многократного повторения педагогической технологии на основе использования педагогико-технологических карт.

Таким образом, принцип воспроизводимости характеризует суть педагогической технологии, возможность её использования многократно, многими преподавателями, в различных группах, при гарантии запланированного результата обучения.

8. Принцип эффективности

Данный принцип указывает на то, что педагогическая технология гарантирует достижения запланированных результатов с оптимальными затратами. Эффективность учебного процесса достигается реализацией принципов педагогической технологии: научности, проектируемости, системности, целенаправленности, деятельностного подхода, управляемости, воспроизводимости.

Оптимальному учебному процессу присуще:

целенаправленное, системное проектирование учебного процесса, на основе анализа и оптимизации всех его элементов.

– уровень усвоения знаний и навыков оптимизирован путем точного установления категорий учебных целей на основе государственных образовательных стандартов. Этим обеспечивается доступность обучения и выполнение учебных программ.

– обеспечена систематичность, последовательность и прочность усвоения знаний и навыков вследствие наличия систематического диагностического тестирования и управляемости процессом обучения, использованиям современных информационных средств.

– использование личностно-ориентированных технологий обучения обеспечивает активизацию обучающихся, развитию личности, оптимальному использованию учебного времени.

– экономичность в педагогической технологии обеспечивается возможностью по один раз разработанной учебной документации многократно осуществлять учебный процесс.