18.10.2010 11970

Мастерство учителя на уроке

 

ПЛАН

 

1. Педагогика сотрудничества в школьном классе
2. Основные идеи педагогов-новаторов
3. Место урока в учебном процессе

 

Перестройка во всех сферах жизни общества настоятельно требует от каждого инициативы, творчества, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений.

Школьный урок - главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется главная учительская потребность – передать, отдать, обучать.

В процессе передачи подрастающему поколению своих знаний и опыта учитель и проявляет свое творчество.

В практике урочной работы по традиционной методике не изжиты многие недостатки. В процессе проведения уроков есть элементы схоластики, созерцательности. Учителя в освещении современной экономической, социальной и духовной жизни порой уходят от анализа назревших проблем, требуя от учащихся запоминания плохо усвоенного учебного материала.

Вместо того, чтобы учить школьников самостоятельно размышлять, или в ходе дискуссий, обсуждений искать ответы на вопросы, предпочтение отдается озвучиванию текста из учебника. В лучшем случае своими словами. Такое преподавание должно быть изменено. Нужен качественно новый подход к организации учебного процесса. И не случайно, каждая новая идея, каждое новое положение, направленное на предотвращение в школе формализма, догматизма, с большим вниманием встречается педагогической общественностью, по достоинству оценивается и поддерживается.

Отношение с учениками во время занятий. Перед учителем стоит важная задача: вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостные чувства успеха движения вперед.

Педагогика сотрудничества отличается от прежней педагогики тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Суть новаторского подхода в отношениях с учениками в том, что изменения социальных условий требует адекватных изменений системы отношений. Педагогика сотрудничества требует переосмысления не только отношений, но и структуры познавательных операций, логики коллективного добывания знаний и самостоятельной работы в одиночку, чтобы быть достойным партнером.

Учение без принуждения.Один из принципов педагогики сотрудничества снять чувство страха у учащихся на уроке, сделать его свободным, вселить уверенность , увидеть в нем полноценного и способного к творчеству серьезного человека. По словам Сухомлинского, интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающийся от успеха.

Идея трудной цели.Семь учителей-экспериментаторов пишут, что отличие их работы на уроке от традиционной заключается в том, что они поддерживают с детьми дух сотрудничества. Ставят перед детьми как можно более сложную цель, указывают на ее исключительную трудность и внушают уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена.

Учеников в этом случае объединяет не просто цель. Цель сама по себе может быть не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности.

Идея опоры.Учителя-новаторы включают в предметно-словесную информацию разнообразные опорные сигналы, которые является средствами развития памяти, логики, пространственного воображения алгоритмических форм мышления, мастерски применяет на своих уроках опорные сигналы В.Ф.Шаталов, разнообразные схемы использует С.Н. Лысенкова, опорные детали Е.Н. Ильина.

Идея свободного выбора.Этот самый простой шаг в развитии творческой мысли учащихся. Свободный выбор дает возможность преодолевать неравномерности развития отдельных качеств личности школьника, направленно достигать гармоничности развития качеств личности школьника и создать условия для расцвета природных дарований. Вот примеры свободного выбора для решения любых из них. У С. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске. И.Волков дает ученикам только тему, а ученики сами определяют, какой предмет сделать и из какого материала.

Идея опережения.Она прекрасно решена в опыте С.Н. Лысенковой, В.Шаталова и других учителей. Традиционно учитель на уроке лишь повторял материал и объяснял новый, он знал лишь вчера и сегодня. На современном уроке передовые учителя по примеру С. Лысенковой отводят некоторое время на уроке для освоения материала, который будет изучаться в будущем.

Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика.

Идея соответствующей формы. У творчески работающих учителей урок отвечает форме изучаемого предмета. На уроке математики В.Ф. Шаталов доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова. Рассказ учителя должен быть абсолютно точным.

Идея самоанализа.

Опытные учителя на уроках учат учащихся индивидуальному и коллективному самоанализу. А. Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям, его ученики на уроках проверяют, оценивают работу товарищей, рецензируют письменные работы друг друга.

Интеллектуальный фон в классе.У творчески работающих учителей в классе господствует общее стремление учащихся к знаниям, и достижению высоких целей. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон. Он не даёт отлучить и отучить учеников от трудностей, от умственного напряжения, от эвристических радостей.

Личностный подход.Передовые учителя в процессе проведения урока используют такие примеры, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда, и в том, что каждый сам выбирает себе задачу. Никто его не оскорбляет подозрением в неспособности, все защищены в своем классе.

Школа и педагогика обоснованно утверждает, что урок - это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя. Именно урок является звеном в цепи педагогического процесса, в котором, говоря словами М. Скаткина, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не все, то значительная часть педагогики концентрируется на уроке. Трудно найти меру, которой можно было бы определить коэффициент полезного действия любого урока с точки зрения целостного формирования личности воспитанника.

За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Какой педагог не хочет, чтобы у него каждый урок был содержательным, интересным? Но для этого мало быть опытным учителем «со стажем». Урок, как творческое дело требует от учителя развитого творческого педагогического мышления, владения педагогическим мастерством. Подготовка к уроку требует постоянного чтения учебников по предмету, книг психолого-педагогического и методического характера, просмотра журналов, газет и т. д.

Хорошего учителя всегда волнует вопрос, как провести урок на данную тему в данное время, хотя урок на такую тему проводился не один раз. Цель каждого урока включает в себя реализацию воспитательных, образовательных и познавательных задач.

Воспитательные задачи характеризуются формированием у учеников основных мировоззренческих идей. Например, материальность мира движения, развитие в природе и обществе, познаваемость мира, обеспечивает ознакомление их с общественно-политическими событиями, содействует воспитанию патриотизма, коллективизма, гуманности и других нравственных качеств человека.

Образовательные задачи включают вооружение школьников знаниями, умениями и навыками.

Познавательные задачи предполагают развитие у учеников умения выделять главное, существенное в изучаемом: составлять схемы конспектов, планы изученного, формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.

Методические рекомендации учителю при проведении уроков.

Концептуальная таблица  как способ организации педагогической деятельности.

Что это?

Концептуальная таблица - это графический организатор, используется, когда необходимо сравнить несколько теорий, законов или явлений, событий, фактов и т.д.

Что развивает?

– Навык работы с учебной литературой.

– Навык исследовательской деятельности.

– Аналитические способности.

Как это делать?

Шаг 1. Работа (ознакомление) с новой информацией.

Шаг 2. Составление таблицы. В концептуальной таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали различные характеристики, категории по которым производится сравнение.

Шаг 3. Заполнение таблицы. Учащиеся формулируют категории сравнения и распределяют информацию под соответствующими категориями.

Советы учителю – преподавателю.

– Концептуальная таблица наглядно представляет мыслительные процессы сравнения, сопоставления и поэтому важно, чтобы студенты сами формулировали категории для сравнения.

– Продумайте способ, чтобы группы могли обменяться работами, сопоставление работ расширит понимание и увеличит обучающий эффект.

– Составление концептуальных карт, возможно, использовать при подготовке к письменным работам или докладам по теме.