18.10.2010 8618

Формирование педагогического мастерства учителя, изучение и внедрение педагогического опыта

 

ПЛАН

 

1. Мастерство учителя - профессиональное управление педагогической деятельностью
2. Педагогическое мастерство как система
3. Изучение педагогического опыта

 

Многообразие и сложность задач формирования человека делают проблему педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Впрочем, ученые педагоги всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших задач в обучении будущих учителей. Школе необходимы педагоги- мастера. Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребностей в социально значимой деятельности.

Ученые педагоги утверждают, что «педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники. И надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием».

Современная концепция педагогического образования предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему и можно достичь глубоко научной профессионально-педагогической подготовки. В целом, в психолого-педагогической науке и в практике накоплен багаж знаний, рекомендации, которые должны стать достоянием каждого учителя по развитию его творческих возможностей. Но, к сожалению, вузовские учебники по педагогике и психологии, частным методикам уделяют крайне мало внимания вопросам педагогического мастерства. Отсутствие обобщенных пособий, целостной системы изложения сущности мастерства учителя на уровне вузовского учебника, тормозит практическое решение проблемы формирования педагогического мастерства.

Суть личности учителя, ее позиции, способности управлять деятельностью на высоком профессиональном уровне. И чтобы дать определение, в чем сущность мастерства, проанализируем сначала специфику педагогической деятельности, рассмотрим ее требование к личности учителя, обеспечивающие высокую организацию педагогического процесса.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику (на предыдущих лекциях мы вкратце останавливались об основных элементах педагогического мастерства). В этом определении нам кажется существенным подчеркнуть такие моменты. Во-первых, педагогическое мастерство – это самоорганизующая система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно с требованиями общества выстроить педагогический процесс.

Во-вторых, фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот скелет высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.

В-третьих, педагогические способности - дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его усовершенствования. В-четвертых, техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет всем средствам воздействия увязаться целью, гармонируя структуру педагогической деятельности.

Таким образом, все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственны саморазвитие, воздействующих внешних факторов. Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности. К умению в области педагогической техники относятся важные условия успешности и способности, средства, придающие целостность, взаимосвязь направленности и результативности.

Известно, что приобретение опыта наукой интерпретируется, как процесс образования сложных психофизических установок, условно-рефлекторных связей, являющихся физиологической и психологической основой социализации детей. По источнику получения можно различать две разновидности опыта: Непосредственный личный опыт и опосредованный, «присваиваемый» главным образом, с помощью второй сигнальной системы.

В онтогенетическом плане процесс социализации ребенка начинается с эмоционально-чувственного развития разных видов опыта, познания действительности, с приобретением первых навыков адекватных, сенсорных реакций на внешние влияния.

Таким образом, непосредственный жизненный опыт выступает на данном этапе, как единственный источник эстетического, умственного практического развития ребенка.

Эффективность педагогически направленного стимулирования активности личности применительно к обучению во многом зависит от учета двух уровней развития ребенка: «Хорошее обучение, подчеркивал Л. С. Выгодский, - не отстает от развития, а всегда несколько опережает его, т.е. строится не только на уже завершенных циклах развития, сколько на тех психических свойствах ученика, которые еще не созрели, но находятся в стадии созревания. И не только на уровне восприятия, а особенно на уровне действий».

Хоровое пение, народная ритмика, музыкальная грамотность, лепка, рисование, важнейшие виды ведущей деятельности, которые во многом определяют эстетическую развитость учащегося.