18.10.2010 8074

Мастерство учителя в руководстве познавательной деятельностью учащихся. Культура педагогического труда учителя

 

ПЛАН

 

1. Разнообразие форм работы на уроке. Проблемное обучение
2. Вопросы творческого характера. Самостоятельная работа на уроке
3. Создание эмоционально - интеллектуального фона на уроке

 

"Знания – дети удивления и любопытства" (Луи де Бройль).

Педагог-мастер особое внимание уделяет проведению уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-диспутов, уроков-конференций, уроков-экскурсий, уроков самостоятельной работы.

Мастерство педагогов выражается и в хорошем владении техникой проведения этих необычных форм. Огромные возможности для активизации мышления учащихся таит в себе урок-лекция. Опыт показывает целесообразность пояснения в начале лекции цели рассмотрения данного конкретного материала.

Потом указываются принципы, на основе которых можно получить нужные знания, доказать идею, выбрать путь рациональных действий. Только после этого раскрывается суть рассматриваемого материала. Творчески работающие учителя в процессе чтения лекции используют диалог, вопросы, повторения, противоположения, аналоги, восклицания. Высокую активность, связанную с открытием новых знаний и закономерностей учащимися вызывают уроки-семинары. Наблюдения за проводимыми семинарами показали, что на них пассивный учащийся выполняет такое количество умственной работы, которое ему трудно одолеть при другой форме проведения урока. Занятие проводится нестандартно, не однотипно. Иногда это бывают беседы или дискуссии, иногда ученики читают доклады с последующим обсуждением. Но всегда материал излагается ярко убедительно.

Проблемное обучение. Коренное отличие учителей-новаторов, передовых учителей в проведении урока, от учителей не мастеров состоит в следующем. Не мастера в основном на своих уроках передают учащимся готовые выводы науки. У многих из них центр тяжести урока перенесён только на память обучающихся, на заучивание учебного материала, либо со слов учителя, либо по учебнику.

Для талантливых учителей, мастеров своего дела, характерны демократический стиль общения с учащимися и применение прогрессивных методов обучения. У них проблемные ситуации присутствуют на всех этапах усвоения знаний учащихся. Они считают не разумным заставлять школьников механически запоминать формулы и законы, многочисленные даты и имена.

Учитель-мастер изменяет методику и технику урока. Обнаружив проблему, учитель вскрывает внутренние противоречия, возникающие при её решении, рассуждает вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истинность с помощью эксперимента, либо рассказывает об опыте, проведенном учеными.

Технология проблемного обучения получила распространение в 20 – 30-х годах в отечественной и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952), основавшего в 1894г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный процесс был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, которые возникали у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирование, художественное выражение, исследовательский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную работу учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Особенность методики. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, стоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Целевые ориентации.

– Приобретение ЗУН.

– Усвоение способов самостоятельной деятельности.

– Развитие познавательных и творческих способностей.

Урок мастера - это совместный поиск истины педагогом и учеником, это лаборатория культурного мышления. На таком уроке школьники проявляют интерес, потребность к познанию. Они задают вопросы и ищут на них ответы. Они напрягают свой ум, преодолевают посильные трудности учения. На традиционных уроках, как правило, учитель задаёт вопросы, а ученики отвечают на них, опираясь лишь на учебник. В этой связи у них складывается представление, что истины уже найдены авторами учебников и учителями. Что еще искать? Зачем искать? Истины установлены, их нужно только воспринять, запомнить и воспроизвести. Это ведет к скуке на уроке, бездуховности.

В целях осуществления активизирующего поискового проблемного обучения учитель-мастер продумывает для учащихся систему вопросов и заданий.

Урок всегда содержит элемент политической направленности, как и весь учебно-воспитательный процесс. Урок это и кафедра, и трибуна, и общая позиция, где учитель определяет свое отношение к миру. Здесь же ключ к педагогическому мастерству.

На уроке ученик не только активно познает предметы и явления окружающего мира, у него складывается и определенное отношение к ним.

Одни события его волнуют, к другим он безразличен, что-то ему нравится, что-то оставляет равнодушным, одних учителей он любит, других - терпит. Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности. Без человеческих эмоций никогда не было, нет и быть не может человеческого искания истины. Эмоционально-интеллектуальный фон урока поддерживается различными способностями. Во-первых, благодаря использованию интересной информации в содержании изучаемого и дополнительного материала.

Например, на уроке истории учитель приводит данные: за всю историю нашей планеты произошло 14513 больших и малых войн. Погибло в них 3 млрд. 640 млн. человек. Если бы стоимость этих войн обратить в золото, то золотой лентой толщиной 8м. шириной 10км., можно опоясать весь земной шар по экватору.

Во-вторых, с помощью включения в урок сведений о тех или иных открытиях, данных, чаще всего связанных с жизнью и деятельностью известных учёных.

Третье направление, ведущее к поддержанию эмоционально-интеллектуального фона урока, заключается в способах включения учеников в интересную для них творческую работу. И, наконец, четвёртое направление, сопровождающее учение школьников положительными эмоциями, связано с формой выражения эмоционального отношения учителя к учебному материалу.

Бывает, учитель весь урок хорошо продумал, но он не удался. Начинающим учителям надо помнить, что красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, «заражают» их.

Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий (продвинутая лекция).

Что это?

Продвинутая лекция – углубленный, модифицированный вариант традиционной лекции. В данном подходе используются различные формы и виды деятельности.

Что развивает?

Аналитические способности.

Коммуникативные навыки.

Как это делать?

Шаг 1. Заранее разбейте лекционный материал на логически законченные части.

Шаг 2. В каждой части выделите фазы Вызова, Осмысления и Размышления.

Шаг 3. Вызов. Подготовительная деятельность. Дайте задание, которое фокусирует внимание учащихся на первой части материала.

Виды заданий, например:

1. мозговой штурм (в парах, в группах), чтобы подытожить всё известное;

2. поставить вопрос для обсуждения в парах;

3. показать список терминов из предстоящей лекции и попросить через 3-4 минуты дать предположительную трактовку этих терминов.

Шаг 4. Осмысление содержания. Изложение лекционного материала в течение 15 – 20 минут. Учащиеся сравнивают собственные идеи с теми, которые только что были услышаны в лекции.

Шаг 5. Размышление (рефлексия). Подведение предварительных итогов и перестройка ранее сложившихся мыслительных структур с включением новой информации.

Шаг последний. Подведение итогов. Учащиеся сравнивают свои идеи с идеями, представленными в лекции, и выполняют итоговое задание, например:

- учащиеся разбиваются на пары и отвечают на открытый вопрос, затрагивающий ключевые моменты;

- учащиеся пишут «десятиминутное эссе»;

- учащийся в течение 5 минут пишет ответы на контрольные вопросы (заполняет выходную карту, анкету, тест и др.).

Советы преподавателю: Основательно подготовьтесь, имейте в арсенале различные варианты проведения продвинутой лекции, импровизация строится на подготовке.